Олеся Огаркова
НОД воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Земля-живая планета»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Здоровье", "Социализация".
Цель: развитие связной речи у детей, закрепление знаний о животном мире Земли.
Задачи:
уточнить, закрепить, обобщить элементарные представления детей о Солнечной системе;
дать представление об уникальности Земли –на ней есть жизнь!;
закрепить представления детей о роли солнечного света, тепла, воздуха, воды в жизни человека, животных, растений;
уточнить, закрепить, обобщить знания детей о животном мире Земли, об особенностях приспособления животных к среде обитания;
Публикация «НОД воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: „Земля-живая планета“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
развивать все компоненты устной речи детей: лексической стороны, грамматического стоя речи; произносительной стороны речи;
продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
воспитывать культуру речевого общения;
учить любить, не разрушать, содержать в чистоте, беречь Дом всего человечества – планету Земля.
Материалы и оборудование:
• глобус;
• мультимедийная аппаратура (экран, проектор, компьютер);
• картинки с изображением природы Арктики, Антарктиды, пустыни, леса, джунглей, океана;
• картинки животных разных районов Земли, нарисованных и вырезанных детьми;
• костюм Марсианина;
• костюм вертолётчика;
• подарки Марсианину: моржовый клык, сосновые и еловые шишки, раковины и ракушки морей и океанов, перья павлина, перья страуса, яйцо страуса (настоящие);
• маски, изображающие животных: белого медведя, пингвина, синего кита, белки, черепахи, слона;
• импровизированный "вертолёт", построенный из мягкой мебели;
• магнитная доска с магнитами.
Предварительная работа.
1. Отработанны лексические темы:
"Животные Арктики и Антарктиды",
"Животные жарких стран",
"Животные морей и океанов",
"Космос".
Сюда входили: рассказы воспитателей, беседы, составление описательных рассказов детьми по мнемотаблицам, чтение художественной литературы, предметное и сюжетное рисование, аппликация, пластилинография, лепка, оригами и другое.
2. Дидактические, коррекционные игры по темам на классификацию, звукопроизношение, грамматическую правильность речи, на развитие памяти и мышление.
3. Проведена познавательно-исследовательская и экспериментальная образовательная деятельность:
"Какая бывает вода?"
"Вода – растворитель. Очищение воды"
"Берегите воду"
"Воздух"
"Свойства воздуха"
"Солнце дарит нам тепло и свет"
"Солнце, Земля и другие планеты"
"Звёзды светят постоянно"
"Что такое огонь?"
"Если хочешь быть здоров"
"Доктора природы"
"Почему Земля кормит?"
"Кто такой человек?"
"Как беречь природу?"
4. Сюжетно-ролевые игры:
"Путешествие на вертолёте"
"Мы летим в Антарктиду"
"Прогулка в зоопарк"
"Больница Айболита" и др.
I. Организационный момент
Дети заходят в зал, становятся лицом к гостям, здороваются со всеми, садятся на стульчики.
II. Воспитатель. Я загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать:
• Ну - ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжёт.
Не фонарь, а ярко светит, и не пекарь, а печёт.
• По небу гуляет маляр без кистей,
Краской коричневой красит людей.
• В дверь, в окно стучать не будет,
А войдёт и всех разбудит.
Дети. Это Солнце.
Воспитатель. Да, это Солнце. А что такое Солнце?
Ответы детей.
Воспитатель. Посмотрите на экран. Это Солнце. Солнце – это огромный, раскалённый, горячий шар, имеет очень высокую температуру, такую огромную, что там, на Солнце, всё кипит, бурлит, полыхает. И от Солнца во все стороны расходится очень много света и тепла. Солнце – это звезда.
На экране – Солнечная система.
Воспитатель. Ребята, кто знает, что это такое?
Ответы детей.
Воспитатель. Солнце и планеты, которые вращаются вокруг него – это Солнечная система. А какие планеты Солнечной системы вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель. Сколько всего планет в Солнечной системе?
Ответы детей.
Воспитатель. Какая планета получает больше всего солнечного тепла и света? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель. Конечно, Меркурий. Он находится ближе всего к Солнцу и получает много тепла, там очень жарко. А вторая планета солнечной системы как называется?
Ответы детей.
Воспитатель. Венера кажется серебристым, блестящим шаром. За блеск и красоту Венеру часто называют утренней звездой. Но Венера – не звезда, а планета. А видна она с Земли рано-рано утром. Как называется четвёртая планета Солнечной системы?
Ответы детей.
Воспитатель. Да, это Марс. На Марсе очень-очень мало кислорода, газа, который нужен для дыхания всему живому. На Марсе очень высокие горы. Ребята, а на какой планете Солнечной системы есть жизнь?
Ответы детей.
Воспитатель. Да, только на третей планете Солнечной системы, на Земле, есть жизнь. На этой планете мы с вами и живём. А почему на Земле есть жизнь, а на других планетах её нет?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, только на Земле есть условия, необходимые для жизни растений, животных и человека. На Земле есть воздух, много воды, достаточно тепла и света. Человек, растения, животные не могут жить без воздуха, воды, тепла, пищи. Земля – наш дом, который надо любить и беречь!
III. Воспитатель показывает глобус. А что это такое? Что такое глобус?
Ответы детей.
Воспитатель. Это модель Земли, уменьшенная копия нашей планеты. Посмотрите на глобус и скажите, чем занята большая часть Земли?
Ответы детей.
Воспитатель. Почему суша на глобусе изображена разными цветами: здесь видна и жёлтая, и зелёная, и коричневая окраска?
Ответы детей.
Воспитатель. На Земле есть равнины, пустыни, леса, горы, пески и т. д. Наша Земля очень красива. Об этом рассказывают и космонавты, которые видят Землю из космоса в иллюминаторы космических кораблей. Такой сверкающий голубой шар!
На экране – планета Земля из космоса.
Воспитатель. Голубой наша планета кажется из-за воздуха, которая её окружает. Белоснежные полюса Земли сверкают в отражении солнечного света! Из космоса видны и высокие горы, и зелёные пространства лесов, и жёлто-песчаные пустыни. Наша Земля разноцветна и очень красива. Все могут жить на планете Земля, так как есть подходящие условия: не так жарко, не так холодно, есть воздух – можно дышать, есть пресная (несолёная) вода – можно пить, есть чем питаться.
IV. На экране: к Земле летит космический корабль.
Воспитатель. Ребята! Смотрите, к Земле летит неизвестный космический корабль! Корабль всё ближе и ближе! Вот он уже вошёл в атмосферу и, наверное, уже приземлился!
Стук в дверь. В зал заходит инопланетянин.
Инопланетянин. Здравствуйте! Я прилетел с планеты Марс. На Марсе холодно, там нет воды и воздуха, жить совсем не возможно, поэтому я хочу поселиться на другой планете. Уже был на Венере, Меркурии, но там такая жара, что я едва не сгорел. Вот и решил посетить Землю. Здесь условия для жизни хорошие. Только я не знаю, где мне поселиться?
V. Воспитатель. Ребята! Давайте облетим Землю, покажем Марсианину разные места на нашей планете и расскажем о животных, которые населяют их. А вы, Марсианин, сами выберете себе место для жизни. Сначала я предлагаю посетить Северный полюс Земли, Арктику. Каких животных мы там можем встретить?
Ребята подходят к столу, на котором лежат картинки животных, нарисованных и вырезанных детьми, отбирают нужные картинки, называют животных, показывая Марсианину (картинки крепятся к магнитной доске).
Воспитатель. А сейчас сядем в "вертолёт" и полетим в Арктику!
Выбираем "вертолётчика", одеваем его в "форму". Ребята вместе с Марсианином садятся в "вертолёт".
На компьютере – звук вертолёта.
Воспитатель. Вот мы и прибыли в Арктику. Давайте выйдем из вертолёта, одевайтесь теплее, здесь очень холодно.
На экране – картинка с Арктическим пейзажем.
Воспитатель. Нас встречает белый медведь. Ярик, будешь белым медведем? Одень маску и расскажи о "себе".
Белый медведь. Я – белый медведь. Живу на Севере, в Арктике. Здесь холодно, но у меня густая, тёплая шерсть, даже подошвы моих лап покрыты шерстью. Летом мы охотимся за рыбой и тюленями, едим ягоды грибы. А зимой спим в снежных берлогах. Зимой у нас долгая полярная ночь, всё время темно. В это время бывает Северное сияние. Летом – долгий полярный день, всегда светло. Поселяйтесь здесь, мы научим вас ловить рыбу, делать в снегу берлогу. А вот вам подарок на память о наше встрече – настоящий клык моржа.
Воспитатель. Клык моржа – какой клык?
– Моржовый.
Воспитатель. Спасибо тебе, Медведь. Теперь Марсианин знает, как ты живёшь. Но нам пора дальше в путь. Сейчас мы полетим в лес. Каких животных мы можем встретить в лесу?
Ребята выбирают картинки животных леса, показывают их Марсианину, называют, прикрепляют к магнитной доске.
Воспитатель. Садитесь в "вертолёт". Полетели.
Звук вертолёта.
На экране – лес.
Воспитатель. Вот мы и в лесу. К нам спешит белочка, прыгая с ветки на ветку, с дерева на дерево. Танечка! Будешь белочкой? Одевай маску и расскажи нам о "себе".
Белочка. Я – белка. Живу в лесу. У меня очень цепкие лапки, пушистый хвост, на ушках – кисточки. Зимой я – серая, а летом – рыжая. Очень люблю грибы, орехи, ягоды, шишки. На зиму я делаю себе запасы, так как зимой не сплю. Своё гнездо строю в дупле или плету из веток. Оставайтесь жить у меня, а эти шишки ели и сосны – вам в подарок.
Воспитатель. Шишка сосны – какая? Шишка ели – какая?
– Сосновая, еловая.
Воспитатель. Спасибо, Белочка. Но нам пора в путь! Полетим дальше. Занимайте свои места. Мы летим к океану!
Звук вертолёта.
На экране – картинка с изображением океана.
Воспитатель. Вот мы и на берегу океана. Выберите рисунки животных, обитающих в морях, океанах, покажите Марсианину, назовите их и прикрепите к доске.
А к нам плывёт кит! Давайте его послушаем. Мирослав, будешь большим синим китом? Расскажи нам о "себе".
Кит. Я – синий кит, самое большое животное на планете. Живу в океане. Здесь рождаются мои дети, которых я кормлю своим молоком. Плаваю я легко и быстро, как рыба. Питаюсь рачками, мелкой рыбкой. Рот у меня огромный, я его открываю и заглатываю много воды, всё что в ней попадается, я съедаю, а лишнюю воду фонтаном выбрасываю. Мои фонтанчики можно видеть издалека. Живите со мной, место всем в океане хватит. Я – мирное животное, не смотрите, что я огромный, а эти раковины я для вас достал со дна океана на память.
Воспитатель. Раковины из океана – какие раковины?
– Океанические.
Воспитатель. Спасибо тебе, Кит! Но нам пора в дорогу. До свидания.
Дети садятся в "вертолёт".
Звук вертолёта.
На экране – картинка тропического леса.
Воспитатель. Мы – в тропическом лесу, в джунглях. Здесь жарко и влажно. Какие животные здесь живут? Выберите картинки, назовите животных и поместите их на доску.
А нас встречает слон. Данечка, иди, будешь слоном. Расскажи нам о "себе".
Слон. Я – слон. Живу в тропическом лесу. У меня нет шерсти. Тропические леса – очень густые, очень жаркие, шерсть нам, слонам, просто мешала бы. У меня есть хобот– это удлинённый нос. Я могу хобот сжать, вытянуть. С помощью хобота я поднимаю предметы, огромные и очень маленькие. Хобот помогает мне во время купания: я им набираю воду и купаюсь. Питаюсь я только растениями. вот вам в подарок перья павлина, очень красивой птицы.
Воспитатель. Перья павлина – какие перья?
– Павлиньи.
Воспитатель благодарит "слона", все прощаются с ним и летят дальше.
Звук вертолёта.
На экране – пустыня.
Воспитатель. Мы прилетели в пустыню. Ой, какая жара! Снимайте тёплые вещи, надевайте панамки! Выходите из "вертолёта". Выберите картинки тех животных, которые живут в пустыне, покажите Марсианину и назовите этих животных, поместите картинки на доску.
А к нам ползёт черепаха. Дашенька, надень маску и расскажи нам о черепахах.
Черепаха. Я – черепаха, одна из древних обитателей Земли. Мы, черепахи, очень выносливые, можем несколько месяцем обходиться без пищи. Наше тело покрыто толстым панцирем. При опасности мы прячемся в панцирь. Едим только растительную пищу. В подарок от меня примите яйцо и перья страуса.
Воспитатель. Яйцо и перья страуса – какие?
– Страусовые.
Воспитатель. Спасибо, Черепаха! Но мы спешим. Пора отправляться дальше. Все – в "вертолёт".
Звук вертолёта.
На экране – картинка Антарктиды.
Воспитатель. А это – Антарктида, Южный полюс нашей планеты! Хотя полюс Южный, но здесь очень холодно, кругом льды и снега. Одевайтесь теплее, выходите, выбирайте картинки с животными Антарктиды, называйте их и прикрепляйте к доске.
А Лиза будет пингвином и расскажет о "себе".
Пингвин. Я – пингвин, живу в Антарктиде. Питаюсь рыбой, морскими рачками. Я хорошо плаваю, в этом мне помогают крылья. Но я совсем не умею летать по воздуху. Я могу жить только возле моря, так как там я добываю себе пищу. На суше мы откладываем яйца и выводим птенцов. Ноги у нас сильно отросли назад и служат рулём управления при нырянии и плавании. На суше, чтобы не упасть, мы держимся только прямо, поэтому и кажемся неуклюжими. Я вам дарю ракушки и камешки, которые собрал у моря.
Воспитатель. Ракушки и камешки из моря - какие?
– Морские.
Воспитатель. Спасибо, Пингвин! Нам пора возвращаться в детский сад, у вертолёта заканчивается горючее, его хватит только на обратную дорогу. Хотя мы могли ещё очень много показать животных Марсианину и рассказать о них.
Звук вертолёта.
VI. Воспитатель. Ребята! Мы побывали в разных уголках нашей планеты : и в пустыне, и в лесу, на Северном и Южном полюсах, в тропическом лесу, на берегу океана. Повстречались с разными животными. Такой разнообразной жизни нет ни на одной планете Солнечной системы, потому что нигде нет таких условий для жизни.
Где бы ты хотел поселиться, Марсианин?
На экране – Земля из космоса.
Марсианин. Я видел много разных мест на вашей планете. Земля очень красивая и разнообразная, но мне больше подойдёт лес. Там не так жарко, как в пустыне, не так холодно, как в Арктике и в Антарктиде, там много растительности, разных животных. Там мне будет лучше всего. Я сейчас туда и отправлюсь. Спасибо вам, ребята, за интересное путешествие, за подарки. До свидания.
Марсианин уходит.
VII. Воспитатель. Ребята! Вы молодцы! Много знаете о нашей планете Земля! Послушайте прекрасное стихотворение В. Орловой "Дом под крышей голубой" :
Словно крыша над Землёй – голубые небеса.
А под крышей голубой реки, горы и леса,
Океаны, пароходы, и поляны, и цветы,
Страны все и все народы, и конечно, я и ты.
Вместе мы с тобой в ответе за чудесное жильё,
Потому что на планете всё твоё и всё моё.
И пушистые снежинки, и река, и облака,
И травинки, и тропинки, и вода из родника.
Дом кружится возле Солнца, чтобы было нам тепло,
Чтобы в каждое оконце заглянуть оно могло.
Чтобы жили мы на свете, не ругаясь, не грозя,
Как хорошие соседи или добрые друзья.
Кружит в небе голубом наш огромный круглый дом.
Под одной голубой общей крышей мы живём.
Список используемой литературы:
1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ГБДОУ детский сад №106 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
2. Зенина Т. Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами (подг. гр.) Учебное пособие. - М., Педагогическое общество России, 2006.
3. Лосева Е. В. Развитие познавательно-исследовательной деятельности у дошкольников. Из опыта работы. - СПб: ООО "Издательство"Детство-ПРЕСС"", 2013.
4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие. - СПб: "Детство - ПРЕСС", 2009.
5. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. - СПб. : "Детство- ПРЕСС", 2003.
6. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Методическое пособие. М. : ТЦ "Сфера", 2010.
7. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Коррекция и развитие речи детей 5-6 лет. Сценарии занятий. - М. : ТЦ "Сфера", 2010.
8. Тихонов А. В., Туров А. А. Жизнь во льдах. -М. : "Махаон", 2009.
9. Шорыгина Г. А., Парамонова М. Ю. Детям о космосе и Юрии Гагарине - первом космонавте Земли. Беседы, досуги, рассказы. -М. : ТЦ "Сфера", 2011.
10. Васильева С. А., Мирясова В. И. Тематический словарь в картинках: Мир животных. Дикие звери и птицы жарких и холодных стран. - М. : "Школьная пресса", 2005.