Лучший педагог года

Конспект занятия с детьми старшего возраста «Живая Земля»

Ирина Шаталина
Конспект занятия с детьми старшего возраста «Живая Земля»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия с детьми старшего возраста по теме “ Живая земля”

Цель: знакомство детей с составом земли.

Задачи:

• формировать у детей познавательную активность, интерес к объектам неживой природы;

• изучить, из чего состоит земля;

• определить свойства глины, камней, почвы, песка.

• воспитывать у детей природоохранное поведение.

Материалы и оборудование:

Публикация «Конспект занятия с детьми старшего возраста „Живая Земля“» размещена в разделах

мисочки с песком, глиной, почвой, камнями; вода, ложечки для воды; салфетки; коктейльные трубочки; поднос для смешивания; дидактическая игра “Откуда горсть земли?”; проектор, ноутбук; Дымковская и Филимоновская игрушки, посуда из глины.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Воспитатель: Ребята! Сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать; если угадаете – вы поймете, о чём мы будем говорить на занятии.

1. И топчут её, и режут её-

Она не серчает.

2. Кто нам общая мать?

(Земля)

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой земле, по которой мы ходим. Почему говорят, что она всем добром отвечает? Почему землю называют мать-земля, матушка? (ответы детей).

Воспитатель: Какая земля наощупь? Так что же делает землю такой твёрдой? (ответы детей)

Воспитатель: Почему всё на ней растет? Из чего состоит земля? На все эти вопросы мы с вами постараемся ответить сегодня. Для этого я вам предлагаю превратиться в учёных. Хотите? (дети надевают фартуки, шапочки)/

Воспитатель: А чем занимаются учёные? (исследуют, наблюдают, делают опыты)

Мы опыт начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нужно здесь узнать

2. Эксперементирование. (Форма организации – парами)

Воспитатель: Что нужно ученым для проведения опытов? (ответы детей) Представьте, что это наша лаборатория.

Дети садятся по 2 человека за стол. На столах стоят 4 мисочки – с песком, глиной, камнями, почвой.

Воспитатель: ваша задача сегодня – работать в парах, договариваться, помогать друг другу. На каждом столе лежат предметы для исследования, снимите салфетки, посмотрите, что там лежит? (Дети перечисляют)

С чего мы начнём?

Далее работа строится в соответствии с выбором детей.

ПЕСОК

Воспитатель: Рассмотрите его внимательно. Из чего состоит песок? Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? Возьмите песок пальцами и посыпьте в мисочку, какой он? (ответы детей). Воспитатель стимулирует детей назвать как можно больше качеств характеризующих песок.

Воспитатель: А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось? (ответы детей)

- В песке все песчинки лежат отдельно друг от друга.

- А что будет, если в песок налить не много воды? Как вы думаете? Куда девалась вода? Мокрый песок сыпучий? (ответы детей)

-Из какого песка легче делать постройки – из мокрого или сухого? (ответы детей)

-А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? Просто целое море песка. Там очень жарко, мало растительности – растут кактусы, колючки, живут ящерицы, верблюды (ответы детей).

Воспитатель показывает на глобусе и называет 5 пустынь и показывает на видео слайдах барханы и песчаную бурю.

Вывод: Песок состоит из множества маленьких песчинок, все они разные, если приглядеться к ним получше. Песок сыпучий, если сухой, ветер легко может передвигать песчинки. Но если его намочить – песчинки слипаются, прилипают к рукам. По песку тяжело передвигаться – ноги утопают, песок забивается в обувь.

ГЛИНА

Воспитатель: Внимательно рассмотрите её. Какая она? (ответы детей)

Воспитатель: Может это не глина, а камни? Давайте нальём немного воды и посмотрим, что получится… Куда делась вода? Как изменилась глина? (ответы детей)

Воспитатель: Глина стала пластичной, мягкой – из неё можно лепить. Давным-давно, люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из неё посуду. Посуду лепили, а затем обжигали на огне, тогда она становилась твёрдой и водонепроницаемой.

Воспитатель показывает видео слайды гончарной мастерской, мастеров гончарного дела за работой, печи для обжига. Дает детям рассмотреть посуду сделанную из глины, Дымковскую и Филимоновскую игрушки.

Вывод: Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твёрдая, но если её намочить, она становится мягкой, пластичной. После дождя по глине тяжело ходить – она прилипает к обуви, на ней легко поскользнуться. Из глины лепят посуду, используют в строительстве и изготовлении игрушек.

КАМУШКИ

Воспитатель: Давайте исследуем камушки. Потрогайте их, внимательно рассмотрите, покрутите в руках, постучите друг о друга. Какие они? (ответы детей)

Воспитатель: налейте на камни немного воды. Что получилось? Камни стали мягче? Они слиплись? Куда делась вода? Она впиталась в камни? Как они изменились? (ответы детей)

Воспитатель: А где живут камушки? (ответы детей).

Воспитатель рассказывает детям о том, какие камни бывают (галька, драгоценные, полудрагоценные и т. п.) и что человек делает из камней. Свой рассказ воспитатель сопровождает показом слайдов. Далее просит детей привести свои примеры того как человек использует камень.

Вывод: камни твёрдые, крепкие. Камни живут на земле, под землёй, в земле, на дне морей, озёр, рек, в вулканах. Камни бывают очень разные по цвету, форме, по месту обитания. Они дружат с водой, если их намочить - меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче.

ПОЧВА

Воспитатель: Рассмотрите её внимательно, что вы видите, из чего состоит почва? (ответы детей).

Воспитатель: Почва образуется из погибших растений, животных, Почва – самая плодотворная часть земли. В ней много еды для растений. Если внимательно присмотреться, можно увидеть семена растений. Видите, как интересно! Налейте в мисочку немного воды. Что получилось? (ответы детей).

Воспитатель: посмотрите, что происходит в природе, когда на землю попадает вода. (Показывает отрывок видеофильма, как в ускоренном темпе растут растения после дождя).

Вывод: почва образуется из погибших насекомых, растений и животных. Это самая плодородная часть земли.

3. Физкультминутка проводится после исследования второго компонента земли.

(Выполняются движения в соответствии с текстом)

Повторить 2 раза.

РАЗ – и стану я Землёй, -

Посмотрите я какой.

Очень сильный, очень крепкий,

Очень добрый и большой.

Два – и в миг я глиной стану,

На ботинки к вам пристану,

Если дождик во дворе –

Не ходите вы по мне!

Три – сейчас я холм зыбучий,

Очень жёлтый и сыпучий,

Осторожней, люди, будьте,

Если вы не на верблюде!

А четыре – камни мы,

Крепкие ребята.

И бросать в окошко нас, Никому не надо.

Пять – я почва – верхний слой,

Дружат травы все со мной,

И деревья, и кусты,

Червяки, жуки, кроты.

Всем живущим говорю:

“Чтите матушку свою!”

***

Наша круглая планета называется ЗЕМЛЯ,

Все живущие под солнцем –

Братья нам и мы друзья!

4. Игра «Пожелания Земле».

Воспитатель: Мы с вами исследовали составные части ЗЕМЛИ. Теперь давайте попробуем всё содержимое ваших мисочек высыпать на поднос и перемешать. Что получилось? (ответы детей)

Воспитатель: Все эти части необходимы земле. Почему? (ответы детей)

Воспитатель: Люди часто называют землю «кормилица», «Матушка-земля». Почему? (ответы детей)

Воспитатель: Если земля плодородная, то на ней возрастают цветы, сады, леса. Земля – Это ещё и название наше планеты. Давайте теперь скажем «Матушке-Земле» несколько добрых слов или пожеланий. И тогда эта обычная земля превратится в волшебную, «ЖИВУЮ ЗЕМЛЮ», на которой всё оживает. (Дети говорят добрые слова Земле).

Воспитатель: Земля услышала вас.

Воспитатель накрывает землю и ставит в сторону :

Все имеется у нас на потом и на сейчас

Реки, горы и леса, голубые небеса

Океаны, пальмы, снег и Земля –

Одна на всех.

Все она отдать нам рада

Только жадничать не надо,

И останется тогда

Все для всех и навсегда!

- Ну, а теперь поиграем!

5. Дидактическая игра: «Откуда эта горсть земли

Описание игры.

На игровом поле находятся иллюстрации с изображениями разных природных уголков нашей Планеты. ( Цветок с 6-ю лепестками: 1-пустыня, 2-лес, 3-цветники, 4-каменистый берег моря, 5- глинистая дорога, 6-горы.). Подготовлены пакетики с землёй, разной по составу (песчаная, глинистая, каменистая, плодородная почва).

Ход игры.

Дети по очереди с завязанными глазами берут землю из пакетиков и пытаются определить на ощупь, что это за земля, а затем открывают глаза, выбирают лепесток с нужной иллюстрацией.

Воспитатель: А теперь давайте проверим.

ПЕСОК-ПУСТЫНЯ,

ГЛИНА-ДОРОГА ПОСЛЕ ДОЖДЯ,

ПОЧВА-ЛЕС, САД,

КАМНИ - БЕРЕГ МОРЯ, ГОРЫ.

6. Заключительная часть.

Воспитатель: Теперь, выходя на улицу и видя землю у себя под ногами, вы может быть, посмотрите на неё по-другому.

Воспитатель берет, поднос, открывает, а из земли видны молодые побеги.

(Поднос подменили во время игры.)

Воспитатель: Посмотрите! Что это! Как вы думаете, что произошло? (ответы детей).

Воспитатель: Своими добрыми словами и пожеланиями вы оживили землю. Сегодня мы узнали много нового о земле, о её свойствах. Вы были не только учёными, но и волшебниками! Я думаю что теперь каждый из вас будет защитником природы. Давайте вместе произнесём клятву. Повторяйте за мной:

Природу будем защищать

Зря деревья не ломать,

Цветы не будем мы топтать,

Зверей не будем обижать

Природе будем помогать.

В гармонии, в дружбе

С природой будем жить

Давайте же будем

Природу любить!

Видеоклип клип «Защитники природы» от Детского музыкального коллектива «Фонтан. Чик» из Санкт-Петербурга.

Список используемой литературы:

1. Видеоклип клип «Защитники природы» от Детского музыкального коллектива «Фонтан. Чик» из Санкт-Петербурга. https://www.youtube.com/watch?v=Br92dB7N--o

2. Минипедия - детская энциклопедия для детей www.minipedia.org.ua/

3. Удивительные лесные цветы! Ускоренная съемка. Amazing forest flowers! Express survey. https://www.youtube.com/watch?v=R8v0ulApgUw

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Моя малая Родина» Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Моя малая родина».

Конспект итогового занятия в старшей группе по теме «Земля-планета, на которой мы живем» «В гостях у морского царя»Конспект итогового занятия в старшей группе по теме «Земля-планета, на которой мы живем» «В гостях у морского царя» Цель: развивать любознательность через обобщение представлений о морских обитателях. Задачи: 1. Закрепить представления о морях и океанах.

«Живая природа». Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области области «Познание» ТЕМА: «Живая природа» Цель: расширять и уточнять представление детей о живой природе. Программное содержание: 1. Уточнить представление.

Конспект подгруппового логопедического занятия для дошкольников старшего возраста по теме «Море. Звук [Р] в словах» Цель: Автоматизировать звук Р в словах. Задачи: коррекционно-развивающие: -корригировать произношение; -корригировать и развивать зрительную.

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Весна» для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР Коррекционно-образовательные задачи: Активизация словаря по лексической теме «Весна». Автоматизация звуков «С,Сь», «З,Зь» в слогах, словах,.

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6–7-летнего возраста с ОНР по теме «Школа. Школьные принадлежности» Лексическая тема: Школа. Школьные принадлежности. Задачи: 1. Актуализация знаний по лексической теме; 2. Развитие логического мышления;.

Конспект занятия с детьми старшего возраста «Три поросёнка»Конспект занятия с детьми старшего возраста «Три поросёнка» Конспект Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Три поросёнка» Составил: Смольникова.

Конспект занятия-экскурсии для детей старшего дошкольного возраста по теме «Город Горячий Ключ — детскими глазами» «Город Горячий Ключ - детскими глазами» Цель: Уточнить и обобщить знания детей о родном городе, его достопримечательностях. Формировать.

Мастер-класс «Живая Земля» (средствами экспериментальной деятельности) с детьми средней группы Образовательные задачи: - Познакомить детей с почвой, ее составом на основе опытов. -Вызвать у детей познавательный интерес к почве, через.

План-конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста в рамках недели «Наши защитники» по теме дня «День настоящих мужчин» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия с детьми старшего возраста «Живая Земля»
Опубликовано: 2 мая 2016 в 11:50
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия с детьми старшего возраста «Живая Земля»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Шаталина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД