Ирина Шаталина
Конспект занятия с детьми старшего возраста «Живая Земля»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия с детьми старшего возраста по теме “ Живая земля”
Цель: знакомство детей с составом земли.
Задачи:
• формировать у детей познавательную активность, интерес к объектам неживой природы;
• изучить, из чего состоит земля;
• определить свойства глины, камней, почвы, песка.
• воспитывать у детей природоохранное поведение.
Материалы и оборудование:
Публикация «Конспект занятия с детьми старшего возраста „Живая Земля“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
мисочки с песком, глиной, почвой, камнями; вода, ложечки для воды; салфетки; коктейльные трубочки; поднос для смешивания; дидактическая игра “Откуда горсть земли?”; проектор, ноутбук; Дымковская и Филимоновская игрушки, посуда из глины.
Ход занятия
1. Организационный момент:
Воспитатель: Ребята! Сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать; если угадаете – вы поймете, о чём мы будем говорить на занятии.
1. И топчут её, и режут её-
Она не серчает.
2. Кто нам общая мать?
(Земля)
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой земле, по которой мы ходим. Почему говорят, что она всем добром отвечает? Почему землю называют мать-земля, матушка? (ответы детей).
Воспитатель: Какая земля наощупь? Так что же делает землю такой твёрдой? (ответы детей)
Воспитатель: Почему всё на ней растет? Из чего состоит земля? На все эти вопросы мы с вами постараемся ответить сегодня. Для этого я вам предлагаю превратиться в учёных. Хотите? (дети надевают фартуки, шапочки)/
Воспитатель: А чем занимаются учёные? (исследуют, наблюдают, делают опыты)
Мы опыт начинаем
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много нужно здесь узнать
2. Эксперементирование. (Форма организации – парами)
Воспитатель: Что нужно ученым для проведения опытов? (ответы детей) Представьте, что это наша лаборатория.
Дети садятся по 2 человека за стол. На столах стоят 4 мисочки – с песком, глиной, камнями, почвой.
Воспитатель: ваша задача сегодня – работать в парах, договариваться, помогать друг другу. На каждом столе лежат предметы для исследования, снимите салфетки, посмотрите, что там лежит? (Дети перечисляют)
С чего мы начнём?
Далее работа строится в соответствии с выбором детей.
ПЕСОК
Воспитатель: Рассмотрите его внимательно. Из чего состоит песок? Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? Возьмите песок пальцами и посыпьте в мисочку, какой он? (ответы детей). Воспитатель стимулирует детей назвать как можно больше качеств характеризующих песок.
Воспитатель: А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось? (ответы детей)
- В песке все песчинки лежат отдельно друг от друга.
- А что будет, если в песок налить не много воды? Как вы думаете? Куда девалась вода? Мокрый песок сыпучий? (ответы детей)
-Из какого песка легче делать постройки – из мокрого или сухого? (ответы детей)
-А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? Просто целое море песка. Там очень жарко, мало растительности – растут кактусы, колючки, живут ящерицы, верблюды (ответы детей).
Воспитатель показывает на глобусе и называет 5 пустынь и показывает на видео слайдах барханы и песчаную бурю.
Вывод: Песок состоит из множества маленьких песчинок, все они разные, если приглядеться к ним получше. Песок сыпучий, если сухой, ветер легко может передвигать песчинки. Но если его намочить – песчинки слипаются, прилипают к рукам. По песку тяжело передвигаться – ноги утопают, песок забивается в обувь.
ГЛИНА
Воспитатель: Внимательно рассмотрите её. Какая она? (ответы детей)
Воспитатель: Может это не глина, а камни? Давайте нальём немного воды и посмотрим, что получится… Куда делась вода? Как изменилась глина? (ответы детей)
Воспитатель: Глина стала пластичной, мягкой – из неё можно лепить. Давным-давно, люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из неё посуду. Посуду лепили, а затем обжигали на огне, тогда она становилась твёрдой и водонепроницаемой.
Воспитатель показывает видео слайды гончарной мастерской, мастеров гончарного дела за работой, печи для обжига. Дает детям рассмотреть посуду сделанную из глины, Дымковскую и Филимоновскую игрушки.
Вывод: Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твёрдая, но если её намочить, она становится мягкой, пластичной. После дождя по глине тяжело ходить – она прилипает к обуви, на ней легко поскользнуться. Из глины лепят посуду, используют в строительстве и изготовлении игрушек.
КАМУШКИ
Воспитатель: Давайте исследуем камушки. Потрогайте их, внимательно рассмотрите, покрутите в руках, постучите друг о друга. Какие они? (ответы детей)
Воспитатель: налейте на камни немного воды. Что получилось? Камни стали мягче? Они слиплись? Куда делась вода? Она впиталась в камни? Как они изменились? (ответы детей)
Воспитатель: А где живут камушки? (ответы детей).
Воспитатель рассказывает детям о том, какие камни бывают (галька, драгоценные, полудрагоценные и т. п.) и что человек делает из камней. Свой рассказ воспитатель сопровождает показом слайдов. Далее просит детей привести свои примеры того как человек использует камень.
Вывод: камни твёрдые, крепкие. Камни живут на земле, под землёй, в земле, на дне морей, озёр, рек, в вулканах. Камни бывают очень разные по цвету, форме, по месту обитания. Они дружат с водой, если их намочить - меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче.
ПОЧВА
Воспитатель: Рассмотрите её внимательно, что вы видите, из чего состоит почва? (ответы детей).
Воспитатель: Почва образуется из погибших растений, животных, Почва – самая плодотворная часть земли. В ней много еды для растений. Если внимательно присмотреться, можно увидеть семена растений. Видите, как интересно! Налейте в мисочку немного воды. Что получилось? (ответы детей).
Воспитатель: посмотрите, что происходит в природе, когда на землю попадает вода. (Показывает отрывок видеофильма, как в ускоренном темпе растут растения после дождя).
Вывод: почва образуется из погибших насекомых, растений и животных. Это самая плодородная часть земли.
3. Физкультминутка проводится после исследования второго компонента земли.
(Выполняются движения в соответствии с текстом)
Повторить 2 раза.
РАЗ – и стану я Землёй, -
Посмотрите я какой.
Очень сильный, очень крепкий,
Очень добрый и большой.
Два – и в миг я глиной стану,
На ботинки к вам пристану,
Если дождик во дворе –
Не ходите вы по мне!
Три – сейчас я холм зыбучий,
Очень жёлтый и сыпучий,
Осторожней, люди, будьте,
Если вы не на верблюде!
А четыре – камни мы,
Крепкие ребята.
И бросать в окошко нас, Никому не надо.
Пять – я почва – верхний слой,
Дружат травы все со мной,
И деревья, и кусты,
Червяки, жуки, кроты.
Всем живущим говорю:
“Чтите матушку свою!”
***
Наша круглая планета называется ЗЕМЛЯ,
Все живущие под солнцем –
Братья нам и мы друзья!
4. Игра «Пожелания Земле».
Воспитатель: Мы с вами исследовали составные части ЗЕМЛИ. Теперь давайте попробуем всё содержимое ваших мисочек высыпать на поднос и перемешать. Что получилось? (ответы детей)
Воспитатель: Все эти части необходимы земле. Почему? (ответы детей)
Воспитатель: Люди часто называют землю «кормилица», «Матушка-земля». Почему? (ответы детей)
Воспитатель: Если земля плодородная, то на ней возрастают цветы, сады, леса. Земля – Это ещё и название наше планеты. Давайте теперь скажем «Матушке-Земле» несколько добрых слов или пожеланий. И тогда эта обычная земля превратится в волшебную, «ЖИВУЮ ЗЕМЛЮ», на которой всё оживает. (Дети говорят добрые слова Земле).
Воспитатель: Земля услышала вас.
Воспитатель накрывает землю и ставит в сторону :
Все имеется у нас на потом и на сейчас
Реки, горы и леса, голубые небеса
Океаны, пальмы, снег и Земля –
Одна на всех.
Все она отдать нам рада
Только жадничать не надо,
И останется тогда
Все для всех и навсегда!
- Ну, а теперь поиграем!
5. Дидактическая игра: «Откуда эта горсть земли?»
Описание игры.
На игровом поле находятся иллюстрации с изображениями разных природных уголков нашей Планеты. ( Цветок с 6-ю лепестками: 1-пустыня, 2-лес, 3-цветники, 4-каменистый берег моря, 5- глинистая дорога, 6-горы.). Подготовлены пакетики с землёй, разной по составу (песчаная, глинистая, каменистая, плодородная почва).
Ход игры.
Дети по очереди с завязанными глазами берут землю из пакетиков и пытаются определить на ощупь, что это за земля, а затем открывают глаза, выбирают лепесток с нужной иллюстрацией.
Воспитатель: А теперь давайте проверим.
ПЕСОК-ПУСТЫНЯ,
ГЛИНА-ДОРОГА ПОСЛЕ ДОЖДЯ,
ПОЧВА-ЛЕС, САД,
КАМНИ - БЕРЕГ МОРЯ, ГОРЫ.
6. Заключительная часть.
Воспитатель: Теперь, выходя на улицу и видя землю у себя под ногами, вы может быть, посмотрите на неё по-другому.
Воспитатель берет, поднос, открывает, а из земли видны молодые побеги.
(Поднос подменили во время игры.)
Воспитатель: Посмотрите! Что это! Как вы думаете, что произошло? (ответы детей).
Воспитатель: Своими добрыми словами и пожеланиями вы оживили землю. Сегодня мы узнали много нового о земле, о её свойствах. Вы были не только учёными, но и волшебниками! Я думаю что теперь каждый из вас будет защитником природы. Давайте вместе произнесём клятву. Повторяйте за мной:
Природу будем защищать
Зря деревья не ломать,
Цветы не будем мы топтать,
Зверей не будем обижать
Природе будем помогать.
В гармонии, в дружбе
С природой будем жить
Давайте же будем
Природу любить!
Видеоклип клип «Защитники природы» от Детского музыкального коллектива «Фонтан. Чик» из Санкт-Петербурга.
Список используемой литературы:
1. Видеоклип клип «Защитники природы» от Детского музыкального коллектива «Фонтан. Чик» из Санкт-Петербурга. https://www.youtube.com/watch?v=Br92dB7N--o
2. Минипедия - детская энциклопедия для детей www.minipedia.org.ua/
3. Удивительные лесные цветы! Ускоренная съемка. Amazing forest flowers! Express survey. https://www.youtube.com/watch?v=R8v0ulApgUw