Надежда Толокольникова
Мастер-класс «Живая Земля» (средствами экспериментальной деятельности) с детьми средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи:
- Познакомить детей с почвой, ее составом на основе опытов.
-Вызвать у детей познавательный интерес к почве, через удивление о ее значении в жизни растений и человека.
- Уточнить знания детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.
-Формировать у детей действия обследования (восприятия, дающие возможность выявить свойства почвы:
- назвать предмет в целом (почва);
- при помощи зрительного восприятия выявить цвет, состав почвы;
- при помощи растирания почвы между пальцами выявить, какая она на ощупь (мягкая, вязкая, рыхлая).
Развивающие задачи:
Публикация «Мастер-класс „Живая Земля“ (средствами экспериментальной деятельности) с детьми средней группы» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
- Активировать речевую деятельность детей;
- Учить детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать экологическую культуру:
-Формировать правильные способы взаимодействия с природой (беречь землю, не засорять, сажать деревья, кустарники, ухаживать за ними).
-Сопереживать всему живому, восприятие красоты природы.
Оборудование: Мисочки с песком, почвой, камнями, пустые мисочки. Влажные салфетки, лупы, вода, ложечки для воды, котельные трубочки,
поднос для смешивания, сухой аквариум, поднос с проросшей пшеницей.
Предварительная работа: чтение рассказов о Земле, рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением Земли, рассматривание глобуса.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова, обозначающие названия почвы и песка: мягкая, рыхлая, сухая, сыпучий.
Содержание организованной деятельности детей
- Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь, вместо одного в кладовой уже 20. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, морковки.
Видели ли вы когда-нибудь семечко с 2-мя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит, глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево.
Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.
Как вы думаете, о чём сегодня мы будем с вами говорить?
-Сегодня мы с вами поговорим о земле (Слайд 2). О той самой земле, по которой мы ходим. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва, она поит и кормит нас, растения, животных, насекомых, давая урожай. Вы видели, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю? (Слайд 3) Оттуда они берут необходимые для роста и развития питательные вещества.
Еще землю называют «Подземным царством», почему?
В ней обитает много жильцов (Слайд с 4 по 8, (дождевые черви, жуки, кроты и т. д.). (После просмотра слайд 9)
Как узнать, из чего состоит земля? (рассмотреть через лупу, потрогать, провести опыты).
Для этого я вам предлагаю превратиться в учёных.
Учёным нужна лаборатория для опытов. Вот наша лаборатория. Проходите и садитесь за столы. На каждом столе лежат предметы для исследования, снимите салфетки, посмотрите, что там лежит? На столах стоят по 3 мисочки для каждого ребёнка – с песком, камнями, почвой, лупы. (Дети перечисляют).
Опыт №1
Возьмите мисочки с песком, познакомимся с ним поближе. Насыпьте песок на листок бумаги, с помощью лупы рассмотрите его. Из чего состоит песок? Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? В песке все песчинки лежат отдельно друг от друга, пересыпьте песок из одной миски в другую, он какой (сыпучий).
Что будет, если в песок налить воды? Возьмите ложечки и налейте в песок немного воды. Куда делась вода? Все песчинки слиплись. Легче делать постройки из какого песка?
-А теперь подойдите к сухому аквариуму. В песке находится песочная пыль, чтобы она не попала в глаза, нужно защитить себя, поэтому я герметично закрыла аквариум, а в небольшие отверстия вставила трубочки. Сильно подуйте из них на песок, что получилось? (песчинки легко передвигаются по аквариуму, значит песок лёгкий и сыпучий.
Опыт №2
Давайте исследуем камушки. Рассмотрите их, потрогайте, постучите друг о друга.
- Какие они?
- Налейте в камни немного воды. Что – то изменилось? Потрогайте, камни стали мягче? Они слиплись? Куда делась вода? Она впиталась в камни? (Нет) Как они изменились? (стали ярче, как - будто, улыбаются.)
Вывод: камни твёрдые, крепкие. Камни бывают очень разные по цвету, форме, по месту обитания. Они дружат с водой, если их намочить - меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче.
Физкультминутка. (Слайд 10)
Продолжение экспериментирования.
Опыт №3
- Ну, а теперь продолжим.
Возьмите мисочки с землей, лупы и рассмотрите почву внимательно, что вы видите, из чего состоит почва? (частички тёмного цвета, сухие листочки, веточки и т. д.)
Почва образуется из погибших растений, животных, насекомых. В ней много еды для растений. Какого она цвета? (темная, черная)
Давайте потрогаем почву руками, какая она на ощупь? (сухая, мягкая, рыхлая)
Налейте в мисочку немного воды. Что получилось? (вода впиталась, почва стала влажной). Видите, как интересно!
Вывод: Почва – самая плодотворная часть земли, образуется из погибших растений и животных. В почве, если внимательно присмотреться, можно увидеть семена растений.
-Давайте всё содержимое ваших мисочек высыпим в ёмкость и перемешаем.
- Что получилось? (земля).
- Мы с вами исследовали составные части земли. Назовите их (ответы детей).
- Все они необходимы земле. Ещё в состав земли входит глина, я о ней расскажу вам попозже.
-Теперь пришло время в землю посадить семена подсолнечника.
- Сейчас я палочкой сделаю в земле небольшие углубления, а вы возьмите семена и посадите в лунки. Засыпим, польём, накроем салфеткой и будем ждать всходов.
Дети садятся на стульчики.
-А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка? Просто целое море песка. Там очень жарко, мало растительности – только кактусы, колючки, живут ящерицы, верблюды (Пустыня) (Слайд11)
- Где можно встретить камушки? Камни можно встретить на земле, под землёй, на дне морей, озёр, рек, в вулканах. (Слайд 12, 13)
- А почву? (Слайд14, 15, 16)
- Земля – Это ещё и название нашей планеты (Слайд 17).
-Земля питает и кормит все, что в ней растет. Не зря в народе землю называют кормилицей. Она кормит нас - дает нам овощи, фрукты, ягоды, грибы, радует нас мягкой травкой и красивыми цветами – все растет на земле. Землю нужно беречь, не надо загрязнять ее мусором, выливать бензин, жечь костры. Теперь я предлагаю вам вернуться к ёмкости. Открываем салфетку, всходов нет. Но если земле сказать добрые слова, то она превратится в волшебную, «живую землю», на которой всё оживает.
- Закройте глаза и повторяйте за мной: «Земля – Матушка, мы к тебе с добром, а ты к нам с ростком!» (Меняем ёмкости)
Откройте глаза, посмотрите! Что произошло? (ответы детей Своими добрыми словами вы оживили землю. (Слайд 18)
Станьте в круг и скажите ростку такие слова, чтобы он мог расти, цвести и радовать нас (пожелания детей).
- Вы были настоящими учеными. Теперь, выходя на улицу и видя землю у себя под ногами, вы, может быть, посмотрите на неё по-другому.