Приложение МААМ

Конспект НОД «Волшебный мир Байанайа»

Саргылана Колесова
Конспект НОД «Волшебный мир Байанайа»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Волшебный мир Баай Байанайа.

Цель: Закрепить знания детей о труде охотников. Продолжать знакомить детей с особенностями природных условиях Якутии в зимнее время с обитателями якутской тайги.

Задачи:

• Воспитывать у детей уважение к традициям предков, желание больше знать о жизни предков, соблюдать обычаи.

• Через активное участие детей в подвижных играх развивать физические качества – гибкость и выносливость, мелкую моторику пальцев рук.

• Развивать память, мышление, воображение, обогощать активный словарь детей новым словам «догор». В играх добиваться соблюдения детьми правил игры.

Публикация «Конспект НОД „Волшебный мир Байанайа“» размещена в разделах

Материалы и оборудование:

Музыкальный зал украшен в зимний лес, аудиозапись зимнего леса, БаайБайанай в видео, огонь (Костер, аладушки, кытыйапеньки, плюшевые игрушки зайца, белки, медведя, лисы; шапки с изображением рыб, ткань белый- река Лена.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся на якутском языке и улыбнемся. ДОРООБОЛОРУН КУНДУ ТОРОППУТТЭР.

Дети:Сахалыы санарабыт,

нууччалыы кэпсэтэбит

Икки тылы тэбис тэннэ

Учугэйдик билэбит.

В: Садитесь на корточки передомной. Дети, какое время года? а какой месяц? (Звучит аудиозапись с зимнего леса).

Д: Время года зима, а месяц ноябрь.

В: По якутскому календарю как называется месяц ноябрь?

Д: Месяц ноябрь по якутскому календарью называется Покровитель охотников (Баай байанай)

В: А кто такой Покровитель охотников?

Д: Это хозяин леса. Это почетный старец, одетый в богатые меха. Если охотника не уважает, то он может его обидеть и не дать богатой охоты. Охотник должен делиться, угощать других своей добычей, если он этого не сделает, то Покровитель охотников тоже может рассердиться и в другой раз охота не будет удачной. Еще он очень добрый, в трудную минуту он может помочь и дать богатой охоты.

В: молодцы!

(В это время приходить СМС сообщение)

В: Ребята мне отправили СМС-ку. Прочитаю?

Добрый день ребята. Скорее включите проектор, у вас на прямом эфире гость Покровитель охотников Баай Байанай!

Б: Здравствуйте дети!

Д: Здравствуйте дедушка Баай Байанай!

Б: Я очень рад встретиться с вами. Я много слыхал о вас. Мои маленькие охотники, хотите вместе со мной окунутся в мой мир. Но сперва я загадаю загадки об охотничьих принадлежностях.

-Два голых детей бегут, да друг друга не догоняют.

Д:(Лыжи)

Б: Говорят, дитя почтенных родителей огнем питается

Д: Ружье.

Б: Коль укусит- не отпустит, коль охватить, не упустит

Д: Капкан.

Б: Молодцы! Я вас приглашаю волшебный мир Байанайа.

В: Мы с вами отправимся в зимний лес к Баай Байанайу. И не просто отправимся а как охотники. Хотите?

Игра-массаж “ Собираемся на охоту”

В: На улице холодно, поэтому оденемся потеплее. Надеваем штаны, брюки, носки (легкое поглаживание ног); надеваем кофты (поглаживание рук, живота); надеваем валенки (поглаживание ног от пальцев до колена); надеваем шапки (поглаживание головы, легкий массаж, имитация завязывания); застегиваем пуговицы на пуховиках (точечные движения от шеи до живота, завязываем шарфы. И одеваем лыжи.

В: (Повторяют движения Алгыс)Ну, что ж отправляемся в волшебный мир Баай байанайа!

(Звучит музыкальный фон)

В:- Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его злая чародейка – зима. Кажется, никто не живет в лесу. Тишина. Но это не так, и если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит, их кто-то оставил. Кто умеет разбираться в следах?

В: Ребята, давайте посмотрим, чьи следы и куда они нас приведут. Как вы думаете живется зайчику зимой в лесу? (ответы детей)

Д: Зимой зайцы кормятся по ночам корой деревьев. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий видный след. Если бы заяц ходил просто и прямо, то, поутруего сейчас же нашли бы по следу и поймали. Но трусость спасает его. Проскачет вперед, испугается чего-нибудь – и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь. Опять стукнет что-нибудь – опять испугался и побежал в другую сторону. Когда охотники разбирают следы зайца, удивляются его хитрости, а заяц и не думал хитрить, он только всего боится.

В:- Ребята, давайте попробуем попрыгать как зайцы, и запутать свои следы, чтобы никто нас не нашел. (Дети прыгают)

- А вот еще чьи-то следы. Давайте пройдем по ним, и посмотрим, чьи они. Кто это? (воспитатель показывает картинку белки). А кто из вас знает, как белочка зимует? (Ответы детей)

Д:- Белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая, также как и зайцу, помогает ей маскироваться. Весь лес в снегу, спрятались под снегом травы, семена, плоды, корни растений, нет в лесу орехов и шишек, грибов и плодов, но белочка не волнуется. Так как у белки отменная память. Она запоминает, где делала свои кладки с осени и какое расстояние между ними. Можно только позавидовать памяти этого зверька. А когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.

В:Посмотрите белка сидит и держит орешку. Поиграем с белкой.

Игра «Медкий стрелок»(2 р)

В:- Давайте двигаться дальше. Вот следующие следы. Посмотрите какие. Интересно, чьи они. Кто это? (ответы детей) Правильно, это лиса. А как проводит зиму лиса? (Ответы детей)

Д: Лиса, так же как и волк, всю зиму рыщет про лесу в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Так, мышами в основном, и кормится всю зиму. Лиса запасов не делает, голодно бывает им порой. Сколько лис находится посчитайте их на якутском языке? –

В: Идем дальше. Чьи следы?

Д: Медвежьи следы.

Правильно, это берлога медведя. А иней на кустах потому, что медведь дышит, и теплый воздух через небольшое отверстие выходит наружу. Медведь завалился спать до самой весны. За зиму он ни разу не проснется, с боку на бок не перевернется. Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь. СТИХОТВОРЕНИЕ

Куттас куобах курдук ойуоккалаан тахсабын

Албын саьыл курдук сыбдыйан хаамабын

Сур боро курдук тургэнник суурэбин

Тот эьэ курдук утуйан тахсабын.

В:- А здесь еще чьи-то следы. Давайте посмотрим чьи. Давайте рассмотрим их. Кто это? (Ответы детей) Правильно, это лось. А как зимуют лоси?

Д: Лоси тоже не делают запасы, по этому, им приходится тяжело зимой, они с трудом пробираются сквозь заснеженную чащу, по снегу, в поисках корма: раскапывают под снегом сухую траву, объедают тонкие ветки с кустарников и деревьев. Давайте продолжим наше путешествие.

Игра «Игра маамыкта»-Эвенкийская игра

В: Здесь еще чьи-то следы. Давайте посмотрим, чьи они.

- Кто это? (Ответы детей) Правильно это птицы. Трудно живется птицам в зимнем лесу. Стараются они в холодные и лютые морозы поближе к жилью человека прилететь, подкормиться.

В: И вот мы пришли нашей кормилице реке Лена.

Отгадайте загадку:

Крылатый да не летает, без ног да ходит (Рыба) Молодцы! Они водятся почти во всех реках и озерах. Зимой рыбаки идут на невод и ловят сетями?

А давайте поиграем «Невод» (Мунха). Ребята, одеваем шапки и вы будете рыбами. Под водой плавают рыбы и услышите слова «Ловись рыбка большая и маленькая» вы должны выйти из воды и встать по краю.

СД: Спасибо ребята, вы мне помогли учить следы и я на следующий раз буду знать следы зверей. Ребята, возьмете на следующий раз. Досвидания!

В: А теперь давайте продолжим нашу беседу и пройдем на стульчики. Но не просто пройдем, а мальчики будут у нас зайчиками, и будут прыгать как зайцы, а девочки будут лисичками и пройдут как лисички.

Дети садятся на стульчики.

Телемост.

Б: Я очень рад, что вы очень много знаете о животных и традициях охоты. Теперь я уверен, что когда вы станете настоящими охотниками, будете чтить законы природы и беречь ее.

Итог занятия:

В: Ребята вам понравилась встреча со старцем «Байанайем».

В: Куда мы отправились?

Д: Волшебный мир Байанайа.

В: Для того, чтобы закрепить название тех животных и которые мы не встретили в лесу, предлагаю вам пальчиковую гимнастику. Выполняйте вместе со мной: (на первую строчку будем дотрагиваться большим пальцем по очереди до указательного, среднего, безымянного и мизинца, на вторую строку сжимаем и разжимаем все пальцы в кулак, далее делаем тоже левой рукой).Трудно зверям и птицам зимой в лесу. А кто из вас знает, как можно помочь животным? (Ответы детей)

- Правильно, люди подкармливают голодных животных: раскладывают сено для лосей, для белок шишки и желуди, птицам развешивают кормушки. На этом наше занятие окончено. Мне было очень приятно сегодня с вами работать. И в память о нашей встрече с Покровителем охотников Байанайем, он вам ребята отправил подарок. Это оберег, которое будет вас охранять и помогать. Надеюсь, вы будете носить, и вырастите настоящими охотниками.

.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Волшебный домик» Самые простые наглядные примеры, о геометрии позволят ребенку: -развивать свое пространственное мышление и аналитические способности; -расширять.

Конспект итоговой НОД «Путешествие в волшебный лес» Тема: «Путешествие в Волшебный лес».Цель: Расширить и закрепить знания детей средней группы. Задачи: Развивать и расширять объем словаря,.

Конспект НОД «Волшебный цветок» Цель: Формирование у детей навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, со сверстниками, развитие коммуникативных навыков.

Конспект занятия «Волшебный транспорт» 1)Тема: волшебный транспорт. 2)Интеграция образовательных областей: художественно-эстетической; познавательное развитие. 3) Виды изобразительной.

Конспект занятия «Волшебный песок» Занятие № 1. «Волшебный песок». Задачи: 1. Активизировать социально – эмоциональный опыт детей путём расширения их представлений об окружающем.

«Волшебный камень — магнит». Конспект НОД НОД "Волшебный камень магнит" В: Ребята, я познакомилась с мальчиком, его зовут Магнус. Он носит вот такую шапочку. А прославился он тем,.

Конспект занятия «Путешествие в волшебный лес» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,.

Конспект занятия «Волшебный песок» Задачи: Побуждать детей узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно («Познавательное развитие»); Формировать умение.

Конспект занятия «Волшебный чемоданчик» Цель: расширять представления детей о профессиональной деятельности медицинских работников. Задачи: - познакомить детей с профессией врача.

Конспект занятия «Волшебный мир театра»Конспект занятия «Волшебный мир театра» «Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а играя, познает окружающее» О. П. Радынова В детском саду «Сказка» ежегодно.

Автор публикации:
Конспект НОД «Волшебный мир Байанайа»
Опубликовано: 15 ноября 2019 в 06:28
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Волшебный мир Байанайа»» (включая файлы) размещена пользователем Саргылана Колесова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД