Людмила Прусакова
«Волшебная лаборатория». Познавательно-исследовательская деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать у детей ценностное, осмысленное отношение к здоровому образу жизни человека, способствовать комплексному личностному развитию детей дошкольного возраста.
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».
Задачи:
Образовательные: Дать детям старшего дошкольного возраста представления о строении собственного тела, расширять представления о своем организме, о его строении. Формировать у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания и чистоты тела; уточнить знания о полезных свойствах воздуха с опорой на исследовательские действия. Уточнить и расширить представления детей об органах чувств человека и их значения для жизнедеятельности организма. Учить соотносить органы чувств человека с их функциональном назначением.
Публикация «„Волшебная лаборатория“, Познавательно-исследовательская деятельность» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Развивающие: Развивать познавательный интерес и речевую активность детей старшего дошкольного возраста. Развивать внимание и наблюдательность, повышать уровень сформированности навыков, связанных с заботой о собственном здоровье. Тренировать зрительные, слуховые ощущения, обоняние, совершенствовать восприятие.
Воспитательные: Воспитывать желание заботиться о своем здоровье, формировать умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения.
Предварительная работа. Рассматривание детских энциклопедий, проведение бесед о здоровье и здоровом образе жизни: «Знакомимся со своим телом», «Здоровое питание», «Режим дня». Организация и проведение дидактических игр «Дорисуй картинку», «Что лишнее», «Пищевая пирамида». Чтение стихотворений В. О. Свиридова «Для чего нужны глаза?», С, Михалкова, отгадывание загадок на заданную тему.
Методические приемы: ситуативные задачи, беседы, элементы исследовательской деятельности, игровые приемы, применение принципов наглядности, доступности, физкультминутки, обращение к жизненному опыту детей.
Материалы к НОД: схема тела человека, схема строения тела человека с внутренними органами, продукты питания различного запаха (чеснок, апельсин, лимон,кофе, лук, ТСО (ноутбук, музыкальный центр, набор по ФГОС (набор исследовательской деятельности).
Ход НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Организационный момент
Воспитатель заводит детей в группу (Лабораторию).Дети и воспитатель здороваются с гостями.
Воспитатель : Ребята и уважаемые взрослые, Сегодня я Вас приглашаю в необычное, волшебное путешествие. Мы с вами попадем в волшебную медицинскую лабораторию. Хотите туда отправиться?
Дети: Да!
Воспитатель: Для того, чтобы туда попасть – я стану на время лаборантом. Воспитатель одевает халат.
Воспитатель: И вот я уже не воспитатель, а лаборант. (Воспитатель и дети подходят к столам.)
Вос-ль - лаборант : Это медицинская лаборатория. (Дети рассматривают
расставленные предметы). Как вы думаете, раз это медицинская лаборатория, кто же здесь главный?
Дети: Врач!
Выходит доктор (второй вос-ль, здоровается.
Доктор: Хорошо, что вы пришли ко мне в гости, я ждал вас. В начале нашей встречи я хочу с вами поиграть. Помогите мне собрать медицинские предметы в мой чемоданчик.
Игра «Помогите доктору собрать чемоданчик»»
Дети должны выбрать и положить в чемоданчик только медицинские предметы. По окончанию игры доктор благодарит детей за помощь и предлагает сесть на стулья.
Доктор: Сегодня я хочу вам рассказать о вас самих, о том, как мы устроены, что у нас есть. (Показывает плакат «Строение человека»)
Доктор: Посмотрите и скажите, у всех у нас есть (показывает, дети отвечают) туловище, голова, две руки, две ноги – это скелет человека.
Как будто все просто, но вы и не догадываетесь, какая работа происходит внутри нас. А теперь приложите ладошку к левой стороне груди и прислушайтесь, что это стучит?
Дети: Сердце.
Вос-ль - лаборант :
День и ночь стучит оно,
Будто бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратиться этот стук.
Сердце – это внутренний орган человека / показ плаката/.Если человек спокоен – сердце звучит ровно / запись/Если испугался чего-то, рад чему - то, то оно стучит как?
Дети: Быстро, часто. /запись/
Доктор: Любое событие в жизни человека отражается на его сердце. Поэтому нужно вовремя обращаться к врачу, если оно заболело.
Доктор: Уважаемый доктор и вы, ребята! Давайте с вами проведем такой опыт: /Дети встают /Встаньте, зажмите пальчиками нос и попробуйте не дышать. / Дети проводят опыт, разжимают пальцы / Можем мы долго не дышать?
Дети: Не можем!
Доктор: А теперь поставьте ладошку к лицу, сделайте вдох через нос и выдох через рот. Что вы почувствовали?
Дети: Теплый ветерок, воздух.
Доктор: Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не можем!
/Дети садятся на стулья. /
Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, а видим мы его? ( Дети: Нет).Воздух не видим. Сможем мы не дышать, жить без воздуха? ( Дети:Нет)
Доктор: Носом мы не только дышим, носом мы чувствуем запахи. / Показ демонстративного материала/ Не только нос участвует в процессе дыхания человека, но и орган, который находиться внутри нас / Показ по схеме/ - это легкие. В легких происходит обмен газов – кислорода (чистого воздуха) и выдыхаемого углекислого газа. Для того, чтобы нос и легкие дышали чистым воздухом, чтобы мы не болели, не простужались, что нужно делать?
Дети: Проветривать комнату, одеваться по погоде, чаще гулять в лесу, парке, делать утреннюю зарядку.
Вос-ль - лаборант : А если все же заболели, что делать?
Дети: Высмаркивать нос чистым платком, салфеткой, обратиться к врачу, закапывать капли, пить лекарство!
Вос-ль - лаборант : Но, чтобы этого не случилось самое главное профилактика. Вставайте мы с вами сделаем небольшую разминку.
Льётся чистая водица, мы умеем чисто мыться.
Пасту белую берём, чисто щёткой зубки трём.
Моем шею, моём уши, вытираемся посуше.
Отдохнули, а теперь новая игра, называется Ирга «Определи по запаху»
/ Участники должны по запаху определить, что за продукт лежит в «контейнере» от «Киндер сюрприза»/ /После игры дети садятся на стулья/
Вос-ль - лаборант :
Белка ядрышки грызет,
Падают скорлупки,
А для этого нужны
Нашей белки….
Дети: зубки!
Доктор показывает муляж – зубы.
Вос-ль-лаборант : Для чего нужны зубы?
Дети: Пережёвывать пищу
Вос-ль-лаборант : Кто лечит больные зубы?
Дети: Врач стоматолог.
Вос-ль-лаборант : А что нужно делать что бы зубы не болели?
Дети: Чистить их утром и вечером, вовремя лечить, не есть много сладкого.
Доктор: Не только зубы участвуют в пищеварении. Внутри человека есть ещё один орган для переваривания пищи – желудок. /Показ схемы/ Как нужно правильно принимать пищу, чтобы желудок не болел?
Дети: Хорошо пережёвывать пищу, не есть слишком горячую еду, питаться не реже 4-х раз в день, всегда есть первое блюдо, кушать мытые овощи и фрукты.
Вос-ль-лаборант : Ребята, продолжим знакомиться со своим организмом и немного поиграем. Игра называется «Что услышали?». / Дети встают и отворачиваются. Должны определить звук: бумага, вода, колокольчик, погремушка, игрушка пищалка, ложка в стакане. /
Доктор: Дети, почему вы узнали, что звучало?
Дети: Мы услышали!
Вос-ль-лаборант : Правильно, вы услышали звуки ушами, похожими на ракушки. Я коснусь стакана ложкой,
Зазвенит стакан немножко.
То стоял стакан молчал,
А тут взял и зазвучал.
Дождь стучит по нашей крыше.
Запищали в норке мыши…
Этот звон и писк, и стук
Всё что слышим, это звук.
А сейчас подойдем к столам, попробуем провести в волшебной лаборатории ещё один опыт. В стаканах у вас жидкость, что это?
Дети: Вода
Вос-ль-лаборант : Вы хорошо знаете что солнце, воздух и вода наши лучшие друзья. Какие свойства воды вы знаете? /Ответы детей/
Как вы думаете, она прозрачная или нет? /Ответы детей/
Давайте проверим.
Вос-ль-лаборант : Мы видим ложку?
Дети: Да!
Вос-ль-лаборант : Почему?
Дети: Потому что вода прозрачная.
Вос-ль- лаборант : А вот еще одна жидкость, что это? Дети: Молоко.
Посмотрим, а молоко прозрачное или нет. / Опускает ложку в стакан с молоком. Дети делают вывод, что молоко не прозрачное, оно белое. /
Доктор: Вернемся к разговору о нашим ушкам. Чтобы они были здоровы, за ними надо ухаживать, а вот чего нельзя делать, вы мне дадите ответ рассмотрев эти картинки.
/ Дети работают по иллюстрированному материалу /
Доктор: Ребята, вы побывали в волшебной медицинской лаборатории и узнали много интересного о самих себе, о своём теле, о том, как мы устроены. Давайте вспомним, о каких органах человека мы узнали?
/ Ответы детей /
Вос-ль- лаборант : Я думаю, мы ещё продолжим знакомство со строением своего тела и будем вести здоровый образ жизни.
Доктор прощается, дети благодарят его.
Рефлексия непосредственно образовательной деятельности.