Раися Алмакаева
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность использования детского экспериментирования при формировании наглядно-образного и наглядно-действенного мышления состоит в том, что:
• экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания;
• детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» размещена в разделах
Цель: поисково-экспериментальной деятельности воспитанников : развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Задачи:
-Вызвать интерес к поисковой деятельности.
-Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента. -Принимать и ставить перед собой цель эксперимента. -Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. -Развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность.
Исследовательская и экспериментальная деятельность детей – основа для удовлетворения их любопытства об окружающем мире. Интерес к свойствам воды, почвы, воздуха и других природных материалов и объектов появляется у детей в дошкольном возрасте, когда ребенок начинает устанавливать причинно-следственные зависимости, прослеживать логику события.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами, дети с удовольствием и интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой. Таким образом, предметы и явления живой и неживой природы являются объектами наблюдения и игр уже с рождения.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать : рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объём воды и т. д. Всё это объекты исследования.
Задача педагога – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании. Подбирая сведения об окружающей природе, учитывая возрастные особенности ребёнка, их интересы, касающиеся не столько выбора проблемы, сколько уровня её подачи, имеется в виду её формулировка и отбор материала. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от педагога.
Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа педагога и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира.
В старшем дошкольном возрасте непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытнической деятельности учила детей наблюдать, размышлять, отвечать на вопросы (почему, зачем, как, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Учебный год мы начали с детьми с изучения планет солнечной системы. Дети не только получали теоретические знания, но и занимались моделированием солнечной системы, раскладывая модели планет на свою орбиту. При этом они запоминают названия каждой планеты и закрепляют эти знания в практической работе с объемной моделью солнечной системы. Особенно детям нравиться исследовать модель земного шара -глобус. Они научились самостоятельно находить на глобусе материки, океаны, горы, лесные массивы и населенные пункты.
Большой объем исследовательской работы мы проводим с комнатными растениями. Дети очень удивляются,что растениями можно не только любоваться,но и проводить с ними научно-исследовательскую деятельность. Они узнают, что в листьях есть устьица, через которые растения дышат и их даже можно увидеть через лупу. Дети работают с моделями растений, через которые закрепляются знания о том, для чего растению нужны корень, стебель, лист, цветок и семечко.
Знакомя детей со свойствами лекарственных растений, я учу их узнавать растения по запаху (нюхаем мешочки с травами, по внешнему виду (рассматриваем гербарий, по среде обитания (лес, луг, поле, болото). На итоговом занятии по этой теме мы с детьми посещаем фитобар, который нам помогают организовать воспитатели и родители, где дети пьют чай из трав и узнают их по вкусу.
«Воздух вокруг нас». В этих опытах моей задачей было показать детям, что воздух существует в окружающем пространстве и выявить его свойство- невидимость. Мы проводили такие опыты, в которых определяли,что воздух есть в воде, что воздух занимает место, что он имеет вес, при нагревании воздух расширяется и т. д.
Интересно проходили опыты с водой. Дети выявили,что вода-жидкость, что она без вкуса, без запаха, не имеет форму и может быть в трех состояниях: в жидком, твердом и газообразном.
При знакомстве детей с понятием «электричество», они узнают ее роль в жизни человека, закрепляют по моделям правила пользования электроприборами, в процессе опытов дети выявили причины возникновения статического электричества.
Очень активно дети действовали в экспериментах с магнитами: они старались подружить два магнита с одинаковыми полюсами, передвигать металлические предметы через бумагу, через стекло, через дерево. Таким образом, мы познакомились со свойствами волшебника-магнита.
Таким образом, можно сделать вывод, что экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей и является средством, помогающим ребёнку самостоятельно освоить исследовательскую деятельность. Выстроить отношения между педагогом и детьми на основе партнерства, повышает уровень экологической культуры у детей, формирует осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.