Людмила Савельева
Отчёт по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
План
работы по самообразованию воспитателя МАДОУ «Сказка»
Савельевой Людмилы Владимировны
на 2016 - 2017 учебный год
Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста.»
Актуальность: Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится одним из ведущих видов деятельности.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Отчеты и анализы о проделанной работе
- Самообразование, саморазвитие
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
Задачи:
-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
№
п/п Содержание работы Сроки выполнения Практический выход Примечания
(заполняется в процессе реализации плана)
Возникающие трудности и во-просы по ходу реализации этапа
Информационно-аналитический этап
1. Выбор темы самообразования, составление плана работы Сентябрь
2. Изучение методической литературы по данной проблеме В течение года 1. Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
3. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей до-школьного возраста. М. : Сфера 2005 г.
4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
5. Иванова А. И. Методика организации эко-логических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. : Сфера, 2004
6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Об-руч, 1997. - №2
7. Смирнов Ю. И. Воз-дух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет : из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Менщикова. – Волго-град: Учитель, 2009.
9. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников 5-7 лет».
10. Павлова Л. Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром 3-7 лет». Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).
3. Изучение статей в педагогических журналах.
В течение года «Воспитатель ДОУ»,
«Дошкольное воспитание»,
«Ребенок в детском саду»,«Обруч» Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).
4. Изучение опыта работы педагогов В течение года
5. Прослушала вебинар «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» Декабрь «Академия Роста»
Практический этап
Совместная деятельность взрослого и ребенка
1. Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке. Сентябрь Опыты с песком и глиной.
2. Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. Октябрь Опыты с воздухом.
3. Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследователь-ской деятельности. Январь Опыты с водой.
4. Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опыт-но-экспериментальной деятельности. Март Опыты с магнитом.
5. Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. Апрель Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».
6. Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. Сентябрь-май Картотека опытов и экспериментов для детей 6 -7 лет.
Практический этап
Взаимодействие с родителями
1. Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Октябрь Участие во всероссийском конкурсе.
2. Подготовка детей к интернет конкурсу на тему: «Что из чего сделано?» с участием родителей Октябрь Диплом детям
3. Мини проект своей семьи.
Балабанская Арина «Свойства соли»
Куницына Вероника «Свойства воды» Ноябрь Представление мини проекта перед детьми.
4. Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. Май Фотовыставка «Юные исследователи».
5. «Свойства песка и глины» Март Мастер-класс для родителей.
Представление опыта работы
1. Конспект НОД «Юные исследователи в лаборатории соли» Апрель Победитель во всероссийском конкурсе.
2. Опубликовала статью «Влияние познавательно-исследовательской деятельности на формирование личности ребёнка» Май Международное сете-вое издание «Солнечный свет»
3. Отчёт о проделанной ра-боте по теме самообразования.
Май Выступление на педагогическом совете.
4. Отчет по теме самообразования Май Показ открытого занятия для учителей.