Елена Шеляпина
НОД «Веселые путешественники» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности. Звуки [З], [Ж]»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Дельфин»
НОД
«Веселые путешественники»
для детей подготовительной логопедической группы
звуки «З» - «Ж»
Музыкальный руководитель
Шеляпина Елена Владимировна
Предварительная работа: закрепление навыка четкого произношения и различения звуков «з», «ж» в слогах, словах, фразах на занятиях с логопедом, разучивание музыкально-ритмической композиции «Веселые путешественники» на музыкальных занятиях, разучивание песни «Солнечные зайчики» Попляновой О. С., работа над плавностью движений рук в упражнении «Плавный подъем рук» Боромыковой О. С.
Публикация «НОД „Веселые путешественники“ для детей подготовительной группы компенсирующей направленности, Звуки [З], [Ж]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Логопедические задачи: дифференциация звуков «з» - «ж», развивать фонематический слух, закрепить звуки «з» - «ж» в свободной речи, активизация мышц языка.
Музыкальные задачи: развивать общую координацию движений, менять движения со сменой частей и характера музыки, правильно брать дыхание перед каждой музыкальной фразой, передавать характер песни, развивать звуковысотный слух, воспринимать танцевальную музыку разного характера.
Технологии:
- Технология проблемного обучения,
- Здоровьесберегающие технологии,
- Элементы развивающего обучения,
- Игровые технологии
Программное содержание:
1. Совершенствовать координацию движений;
2. Тренировать различные группы мышц;
3. Развивать слуховое внимание, творческую фантазию, эмоциональную
сферу ребенка, музыкальные способности через связь речи, музыки и
движения;
4. Развивать фонематическое восприятие;
5. Закреплять звуки З-Ж в свободной речи, дифференциация звуков.
Словарная работа:
Звуки «З», Ж».
«Змейка», «Чашечка», вальс, полька, плясовая.
Литература:
1. Белкина В. Н., «Дошкольник: обучение и развитие», Москва, Просвещение,
1997г.
2. Боромыкова О. С., «Коррекция речи и движения», Детство-Пресс, Санкт-
Петербург, 1999г.
3. Кузнецова Е. В., «Ступеньки к школе», Москва, 1979г.
4. Комиссарова Л. Н., «Наглядные средства в музыкальном воспитании
дошкольников», Москва, Просвещение, 1986г.
5. Лопухина И. С., «Логопедия», Санкт-Петербург, 1997г.
6. Пожиленко Е. А., «Волшебный мир звуков и слов», Москва, 1998г.
7. Селиверстов В. И., «Игры в логопедической работе с детьми», Москва,
Просвещение, 1979г.
Оборудование:
Ширма настольная, металлофон, музыкально-дидактическое пособие «Бубенчики», «Три танца», разноцветные карточки, шапочки цветов, маска жуков, козочки, пастушка, колокольчик.
План НОД:
1. Вводный марш
2. Музыкальная ритмическая композиция «Веселые путешественники»
3. Музыкально-ритмическое упражнение «Змейка с воротцами»
4. Упражнение для языка «Змейка»
5. Пение «Солнечные зайчики» Попляновой
6. Музыкально-дидактическая игра «Бубенчики»
7. Упражнение «Плавный подъем рук» Боромыкова О. С.
8. Комплекс пальчиковый гимнастики «Алые цветы»
9. Упражнение для языка «Чашечка»
10. Попевка «Жук»
11. Игра «Цветы и жучки»
12. Музыкально-дидактическая игра «Три танца»
13. Музыкальная игра «Козочка и пастушок».
Марш Под бодрую, ритмическую музыку в зал входят дети, с
Ю. Чичков окончанием музыки останавливаются. Музыкально
здороваются, стоя по кругу. Муз. руководитель предлагает
отправиться сегодня в увлекательное путешествие на
веселом поезде : «С собою в путь мы возьмем кота, чижика,
собаку, Петьку-забияку, обезьяну, попугая и со всей этой
веселой компанией отправляемся в дорогу».
Муз. -ритм. Композиция исполняется под фонограмму песни, движения
композиция дети выполняют по тексту и по показу музыкального
«Веселые руководителя.
путешественники» Муз. рук. : «Вот и остановка, приехали, и куда же мы
Муз. М. попали, смотрите, здесь какой-то конверт, давайте прочтем,
Старокадомского что в нем написано» (открывает конверт, читает).
«Ребята, перед вами страна Загадочная, а попасть в нее
можно только пройдя змейкой через воротца. Ребята, а вы
умеете ходить змейкой?» (Ответы детей). «Тогда давайте
попробуем».
Муз. -ритм Дети двигаются за ведущим змейкой хороводным шагом,
Композиция ведущий сам придумывает узор, с изменением темпа музыки
«Змейка с. двое детей делают воротца, а третий становится ведущим.
воротцами» Затем упражнение выполняется с новым ведущим. Муз.
обр. Н. Рим. -Кор. руководитель хвалит детей и предлагает сесть на стульчики.
Дети садятся.
Муз. рук-ль: «Вот мы с вами и в Загадочной стране, здесь везде одни тайны и загадки, будьте внимательны, слушайте: «На припеке у пеньков много тонких стебельков, каждый тонкий стебелек держит алый огонек. Разгибаем стебельки – собираем огоньки.
В. Фетисов.
Что же это? Земляника. Какой звук мы слышим вначале
слова – звук «З?». Характеристика – согласный, звонкий,
мягкий но бывает и твердыми (зонтик).
Упражнение Муз. рук-ль: «Язычки наши устали лежать без дела.
для языка Давайте потрудимся язычками. Рот широко открыли.
«Змейка» - Что там на скамейке?
Это наша змейка,
Тонкая, протяжная и
Такая важная.
Распевка со Муз. рук-ль: «Молодцы!» А теперь музыкальные
звуком «З» повторялки (поет)
- За-за-за-за 2 р. – уходи домой коза
(дети повторяют)
- Зы-зы-зы 2 р. – а у Зои нет козы.
Пение Муз. рук-ль: «А теперь музыкальная загадка (играет муз.
«Солнечные вступление к песне, дети узнают и называют ее). Дети
зайчики» исполняют всю песню, передавая характер веселый и
Е. Поплякова. радостный.
Муз. -дидакт. Муз. руководитель звенит за ширмой колокольчиком
игра спрашивает: «Что за странный перезвон, ребята, какой
«Бубенчики» это инструмент?» (Колокольчик). Муз. руководитель:
Е. Тиличеевой «Верно, заждался он, просит, чтобы песенку мы о
колокольчике спели, споем;» Исполняют попевку
Е. Тиличеевой «Бубенчики».
Музыкальный руководитель исполняет на металлофоне за
ширмой попевку и просит узнать и показать карточками,
какой бубенчик звучит (высокий, средний, низкий). Данное
упражнение развивает слуховое внимание и
фонематический слух. Дети отгадывают. Муз. руководитель:
«Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями в стране
Загадочной, теперь вперед, в путь, нас ждет страна
Жужжандия, садитесь в поезд».
Муз. -ритм. Дети остаются стоять по кругу.
Композиция Муз. рук-ль: «Вот мы и в стране Жужжандия. Это страна
М. Старокадом. цветов и разных жучков. Рано утром на рассвете все цветы
«Веселые раскрываются навстречу солнечным лучам»
путешественники»
Упражнение Дети стоят лицом к зеркалу, принимают исходное
«Плавный положение, муз. руководитель садится за инструмент, поет.
подъем рук» Дети могут подпевать, выполняют мягко и красиво
Боромыкова О. движения руками – локти округлены, кисти свободны,
медленно поднимать руки через стороны вверх и поднять
голову, посмотреть на кисти («в кисть»). Опуская руки вниз,
мягко согнуть в локтях, кисти мягко и изящно опускаются
последними. Затем дети садятся на стульчики.
Комплекс Муз. рук-ль: «Все цветы раскрылись навстречу солнцу: и
пальчиковой ромашка, и тюльпан. Наши алые цветы распускают лепестки
гимнастики ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши алые цветки
«Алые цветы» закрывают лепестки, тихо засыпают, головой качают».
Муз. рук-ль: «На цветочную поляну прилетали жуки». Дети
вместе с педагогом произносят стихотворение: «Я жук, я
Звук «Ж» жук, я тут живу. И день, и ночь жужжу, жужжу». Ребята,
какой звук чаще всего встречается в этих словах» Звук Ж.
Артикуляция – язык в форме чашечки за верхними зубами,
струя воздуха направлена на кончик языка, губы округлены.
Характеристика – согласный. Звонкий, твердый.
Упражнение Муз. рук-ль: «Вы любите пить чай? Тогда не зевайте. Рот
для языка открывайте, чашку доставайте». Дети делают языком
«Чашечка» «чашечку».
Попевка Муз. руководитель предлагает исполнить про жука
«Жук» небольшую попевку. Дети исполняют, стараясь правильно
Боромыкова брать дыхание перед каждой музыкальной фразой. Петь
спокойно, неторопливо, соответственно характеру песни.
Игра Муз. рук-ль: «Захотелось цветам и жучкам поиграть,
«Цветы и порезвиться на лесной поляне». Одна группа детей
жучки» надевает шапочки цветов. Под музыку вальса выходят
дети-цветы, кружатся, с окончанием музыки присаживаются
на середине зала. Другая половина детей – жучки. Под
звуки польки – вылетают с мест дети-жучки, каждый
выбирает себе цветок, бегает вокруг цветка и жужжит. По
окончании музыки дети меняются ролями и игра проводится
еще раз.
Игра на Муз. рук-ль: «К нам на цветочную полянку пришли
звуки з-ж Козочка и Пастушок (выбирает детей, надевает маски). Дети
(итоговая) с началом музыки двигаются по кругу, поют, выполняют
«Козочка и движения по тексту, в конце поднимают руки «воротиками»
пастушок» и пастушок догоняет козочку. Можно провести игру еще
раз, выбрав новых солистов. Петь и двигаться нужно в
соответствии с веселым характером музыки. Игра
способствует закреплению звуков з-ж в свободной речи и
побуждает выполнять движения в соответствии с текстом.
Муз. рук-ль: «Много мы сегодня путешествовали, были и в
Загадочной стране и в стране Жужжандия, пора и домой
возвращаться». Дети музыкально прощаются и под музыку
«Веселые путешественники», уезжают в группу.