Валентина Федорова
НОД в старшей логопедической группе «Путешествие на скотный двор»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Путешествие на скотный двор.
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка по теме «Домашние животные».
Задачи:
«Речевое развитие»
уточнять и расширять словарь по теме «Домашние животные»;
вводить в активный словарь словосочетание «скотный двор»;
развивать словесно-логическое мышление;
упражнять в образовании существительных с суффиксами –онок, -енок;
упражнять, в употреблении родительного падежа множественного числа существительных со словом нет;
упражнять в употреблении глаголов в единственном и множественном числе;
Публикация «НОД в старшей логопедической группе „Путешествие на скотный двор“» размещена в разделах
упражнять в образовании множественного числа существительных;
формировать умение образовывать сложные слова;
формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
«Познавательное развитие»
закреплять и уточнять представления детей о домашних животных;
упражнять в выделении и назывании отличительных особенностей;
развивать слуховое внимание, логическое мышление, зрительное восприятие.
«Физическое развитие»
развивать общую моторику;
развивать координацию речи с движением.
Оборудование: предметные картинки по теме «Домашние животные», муляж свиньи, мяч, диск с музыкой домашних животных и физкультминутки.
Ход занятия
I. Организационный момент
Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправимся в деревню, на скотный двор. Вы знаете, что такое скотный двор? (место для крупного рогатого скота, ферма для животных) Закрывайте глаза, слышите мы все ближе и ближе к деревне. Когда я досчитаю до трех – открывайте. (педагог вместе с детьми слушают голоса животных).
II. Основная часть
Посмотрите вы попали в деревню. Здесь у меня есть друзья. Кто они, вы узнаете, если отгадаете загадки.
(при ответе детей на доску прикрепляются картинки животных)
Везёт она воз.
Ест сено да овёс. (Лошадь)
Борода да рожки
Бегут по дорожке. (Коза)
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу. (Собака)
Хвост крючком, нос пятачком. (Свинья)
Мягкие лапки,
А в лапках царапки. (Кошка)
Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое. (Корова)
Я знаком давно тебе,
Говорю я: "Бе-бе-бе!"
У меня крутые рожки,
В башмачках-копытцах ножки. (Баран)
Лингвистический материал: Корова, кошка, собака, лошадь, свинья, коза, баран.
Животные предлагают поиграть в игру «Путаница». Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте, на вопросы. (дети отвечают полным предложением)
У кошек есть рога? – У кошек нет рогов.
У собак есть рога? – У собак нет рогов.
У коз есть рога? – Да, у коз есть рога.
У свиней есть рога? – У свиней нет рогов.
У коров есть когти? – У коров нет когтей.
У коней есть рога? – У коней нет рогов.
У ослов есть когти? – У ослов нет когтей.
У коз есть когти? – У коз нет когтей.
У собак есть когти? Да, у собак есть когти.
У кошек есть копыта? – У кошек нет копыт.
У собак есть копыта? – У собак нет копыт.
У коней есть копыта? – Да, у коней есть копыта
У кроликов есть копыта? – У кроликов нет копыт.
Лингвистический материал: У кошек нет рогов; У собак нет рогов; Да, у коз есть рога; У свиней нет рогов; У коров нет когтей; У коней нет рогов; У ослов нет когтей; У коз нет когтей; У кошек нет копыт; У собак нет копыт; Да, у коней есть копыта; У кроликов нет копыт.
Как мы назовем всех наших животных? (домашние животные)
Вы ответили верно! Возьмемся за руки и прогуляемся по двору. (педагог вместе с детьми проходит на противоположную часть группы).
Ребята, посмотрите, а вот и животные мамы. Назовем их детенышей. (при ответе детей на доску прикрепляются предметные картинки)
У кошки есть пушистый… (котенок,
У коровы – ласковый … (теленок,
У свиньи – веселый … (поросенок,
У лошади есть … (жеребенок,
У козы – смешной … (козленок,
У овцы – кудрявый … (ягненок).
У собаки – шаловливый … (щенок).
Лингвистический материал: котенок, теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, щенок.
Вы знаете детенышей животных!
Вспомните, каким словом мы можем назвать всех этих животных? Домашние. Где они живут? На скотном дворе.
Прокатимся немного по деревне. Поедем на автобусе. Садимся. Поехали. Физкультминутка «Вот мы в автобусе сидим.»
Пока мы с вами катались, животные решили поиграть с нами в прятки. Остались только тени спрятанных животных.
У меня тень коровы, значит это коровья тень.
Назовем по цепочке, у кого, чья тень.
Лингвистический материал: кошачья, свинячья (свиная, коровья, баранья собачья, овечья.
Возьмемся за руки и прогуляемся по скотному двору. (педагог с детьми проходят на другую половину группы)
Посмотрите, кто здесь. Это свинья. (педагог показывает муляж свиньи)
Скажите, как называют свинью, если у неё грязный нос, грязный хвост, грязные лапы, грязный бок, грязное ухо.
Вы отлично справились.
Лингвистический материал: грязноносая, грязнохвостая, грязнолапая, грязнобокая, грязноухая.
Вместе с животными поиграем в игру с мячом. Присаживайтесь. Я буду бросать вам мяч, а вы закончите предложение.
Котенок лакает, а котята … (лакают).
Теленок мычит, а телята … (мычат).
Щенок бежит, а щенята … (бегут).
Козленок скачет, а козлята … (скачут).
Поросенок ест, а поросята … (едят).
Жеребенок прыгает, а жеребята … (прыгают).
Ягненок жует, а ягнята … (жуют).
Хорошо!
Лингвистический материал: лакают, мычат, бегут, скачут, едят, прыгают, жуют.
Назовем животных, если бы их было несколько.
Кошка – а если их несколько? кошки
Собака – собаки
Котенок – котята
Жеребенок – жеребята
Овца – овцы
Конь – кони
Лошадь – лошади
Свинья – свиньи
Ягненок – ягнята
Корова – коровы
Бык – быки
Теленок – телята
Коза – козы
Козленок – козлята
Козел – козлы
Баран – бараны
Кот – коты
Пес – псы
Щенок – щенки
Лингвистический материал: кошки, собаки, котята, жеребята, овцы, кони, лошади, свиньи, ягнята, коровы, быки, телята, козы, козлята, козлы, бараны, коты, псы, щенки.
III. Итоги занятия
Нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глаза, когда я досчитаю до трех – открывайте.
Расскажите, где вы побывали?
Кого вы там встречали?
Как мы назовем всех этих животных?
Спасибо вам за занятие!