Ирина Ивановна Полищук
НОД в старшей группе «Составление сравнительного рассказа о перелётных и зимующих птицах по мнемотаблице»
▼ Скачать + Заказать документы
Полищук Ирина Ивановна
учитель – логопед
высшей категории
МАДОУ «ЦРР «УМКА»
КОНСПЕКТ
непосредственной образовательной деятельности
в старшей группе
Тема: «Составление сравнительного рассказа о перелётных и зимующих птицах по мнемо-таблице».
Публикация «НОД в старшей группе „Составление сравнительного рассказа о перелётных и зимующих птицах по мнемотаблице“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Птицы. Составление рассказов, описание
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Программное содержание: Уточнить и активизировать словарь по теме «Птицы». Совершенствовать грамматический строй речи. Закреплять умение составлять сравнительные рассказы о перелётных и зимующих птицах по мнемо - таблице. Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление, тонкую моторику и общую моторику, координацию речи с движениями. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помочь им перезимовать. Воспитывать усидчивость.
Оборудование: предметные картинки с изображением зимующих и перелётных птиц; картинка – самолёт, изображения птиц для фланелеграфа; мнемо - таблица; фигурки Снегурочки и Снежной королевы для фланелеграфа.
Словарная работа: птицы, скворец, синица, воробей, ворона, зимующие птицы, перелётные птицы.
Ход НОД:
I. Орг. момент.
1.«Утренний круг!»
Придумано кем-то
Просто и мудро.
Приветствовать утром:- Доброе утро!
- Доброе утро! – Солнцу и птицам.
- Доброе утро! – Приветливым лицам.
И каждый становится: добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро – продлится до вечера!
2. Игра «Что лишнее?» (на доске выставлены картинки с изображением вороны, воробья, сороки, самолёта).
- Какая картинка лишняя?
- Почему?
- Самолёт - это вид транспорта, а на остальных картинках – птицы.
- Добавим в этот ряд изображения голубя и ласточки. Теперь кто лишний? Почему?
- Ласточка, потому что это перелётная птица, а остальные – зимующие.
3. Артикуляционная гимнастика «Весёлый язычок».
(Дети выполняют артикуляционную гимнастику).
4. Пальчиковая гимнастика «Кормушка».
(Дети выполняют пальчиковую гимнастику).
Мы кормушку смастерили, (Удары кулачками друг о друга сверху.)
Мы столовую открыли… (Раскрыть ладошки.)
В гости в первый день недели (Поочередно загибать пальцы на обеих руках,
начиная с мизинцев.)
К нам синицы прилетели.
А во вторник – посмотри –
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг, со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу, в столовой нашей,
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог (Хлопки в ладоши чередовать с ударами о колени.)
Прилетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
5. Упражнение на дыхание «Пёрышко».
II. Основная часть НОД.
1. Сообщение темы НОД.
- Ребята, кто из вас догадался, о ком мы будем говорить сегодня?
- Мы сегодня будем говорить о птицах.
- Да, сегодня мы будем говорить о птицах.
2. Беседа о птицах.
(Логопед обращает внимание на фигурку Снегурочки).
- Ребята к нам в гости пришла Снегурочка. Она хочет знать, что мы с вами знаем о птицах.
- Посмотрите на картинки и скажите, как называются эти птицы?
- Эти птицы называются дикими.
- Как называют птиц, которые остаются на зиму?
- Птиц, которые остаются на зиму, называют - зимующими.
- Каких зимующих птиц вы знаете?
- Ворона, воробей, синица, дятел.
- Как называют птиц, которые улетают в тёплые края?
- Птиц, которые улетают в тёплые края, называют – перелётными.
- Каких вы знаете перелётных птиц?
- Ласточка, скворец, грач, журавли, кукушка.
- Почему они улетают?
- Потому что они боятся холода, и зимой им трудно добывать корм
- Чем питаются птицы?
- Насекомыми, гусеницами, семенами еловых шишек, личинками, крошками, ягодами, почками растений.
- Чем птицы отличаются от других животных?
- У них клюв, две лапки, два крыла, перья.
- Правильно! Птицы бывают разные по размеру – крупные и мелкие.
- Клювы у птиц бывают длинные и короткие, толстые и тонкие.
- У птиц бывают разные хвосты, длинные и короткие.
- Птицы бывают одного цвета, а бывают разноцветные.
- Снегурочке очень понравилось, что вы много знаете о птицах. Она приглашает вас на свою полянку посмотреть, какие птицы живут у неё в лесу. Мы поедем туда на лыжах.
(Дети, имитируя ходьбу на лыжах, подходят за логопедом к фланелеграфу.)
(Снегурочка рассказывает стихотворение о птицах).
- Посмотрите сколько птиц.
Все птицы покрыты перьями, пухом,
У каждой две лапки, у каждой по клюву,
Есть крылья, они им даны для полёта.
Но страусам, курам летать не охота.
Есть птицы домашние, дикие птицы.
Синицы, кукушки, дрозды и вороны,
Орлы, воробьи, певуны соловьи,
Грачи, журавли и трещотки сороки,
И белые лебеди, и снегири –
Всех птиц не назвать, много их на планете.
Без них было б скучно прожить нам на свете.
(Дети внимательно слушают стихотворение.)
3.«Разрезные картинки».
- Садитесь на стульчики и достаньте из конвертов целые картинки. Вы узнали птичек? Назовите их. (Снегирь, воробей, сорока, ворона.)
- А теперь достаньте такие же картинки, разрезанные на части. Соберите их.
(Дети из разрезанных частей собирают целую картинку.)
4. Игра «Доскажи словечко».
- Все птицы собрались на поляне и запели. Вспомним, как они подают голос?
Ворона … (Ворона каркает).
Воробей … (Воробей чирикает).
Снегирь … (Снегирь свистит).
Синица … (Синица тинькает).
Кукушка … (Кукушка кукует).
Журавль … (Журавль курлычет).
5. Упражнение на зрительное внимание «Кто улетел?»
- Отгадайте, каких птиц Снегурочка любит больше всех? Почему?
(Дети закрывают глаза, логопед убирает одну птицу. Дети угадывают, кого не стало).
- Снегирей, потому что в словах Снегурочка и снегирь слышится слово снег, это слова – родственники.
- Покажем Снегурочке. Как мы умеем играть.
6. Подвижная игра «Снегири».
Вот на ветках, посмотри, Дети хлопают 4 раза по бокам.
Наклоняя голову в сторону на каждую строчку.
В красных майках снегири. На первое слово каждой строчки часто
потряхивают руками, на второе – хлопают ими по бокам.
Распушили пёрышки,
Греются на солнышке.
Головой вертят, Поворачивают 2 раза голову на каждую строку.
Улететь хотят.
- Кыш! Кыш! Улетели! Разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями.
За метелью! За метелью!
- Пока мы играли, на нашей поляне появилась Снежная королева, ей не понравилось, что птицы так весело поют, и она превратила их в снежные комки. (на фланелеграф прикрепляется изображение Снежной королевы, а птицы закрываются белыми кругами из бумаги).
- Что бы выпустить птицу на волю, надо рассказать о ней всё, что знаешь.
7. Составление сравнительных рассказов о перелётных и зимующих птицах по мнемо - таблице.
- сначала надо назвать птицу.
- рассказать, как у неё окрашены головка, грудка и крылья.
- назвать части птицы.
- сказать, крупная она или мелкая.
- чем любит полакомиться.
- сделать обобщение.
Рассказ логопеда :
- это кукушка – перелётная птица,
- кукушка пёстрая, волнистая,
- кукушка мелкая птица,
- у кукушки - маленькая голова, два серых крыла, две лапки, длинный хвост, острый клюв,
- кукушка любит полакомиться гусеницами, лесными ягодами,
- кукушка – хитрая, беззаботная птица.
Рассказ ребёнка :
- а это ворона – зимующая птица.
- а ворона вся чёрная.
- а ворона крупная птица.
- а у вороны - большая голова, 2 больших крыла, 2 сильные лапы, длинный, крепкий клюв, короткий хвост.
- а ворона любит полакомиться зёрнышками, червями, кусочками мяса.
- ворона – хитрая, ловкая и находчивая птица!
- Кто ещё составит сравнительный рассказ о других птицах?
- О какой птице ты хочешь рассказывать?
(Дети выходят к доске и по мнемо - таблице составляют сравнительный рассказ о птицах.)
- Молодцы, вы освободили всех птиц. Снегурочке понравилось. Как вы о них рассказали. Она просит. Чтобы вы не забывали о них зимой, подкармливали их.
А сейчас нам ребята загадают загадки о птицах.
III. Вторая часть НОД.
Загадки о птицах.
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится –
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикнет: «Чик – чирик!» (Воробей).
Как лиса среди зверей.
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зелёных кронах,
А зовут её … (Ворона).
Кто присел на толстый сук
И стучит: «Тук – тук, тук – тук!»? (Кукушка).
Угадай, какая птица,
Бойкая, задорная,
Ловкая, проворная,
Звонко тенькает: «Тинь, тень!
Как хорош весенний день!» (Синица).
Кто летает, кто стрекочет –
Рассказать нам новость хочет? (Сорока).
Эта птица никогда
Для птенцов не вьёт гнезда. (Кукушка).
- Молодцы, вы отгадали все загадки. Снегурочке очень понравилось, но ей пора уходить к Дедушке Морозу. До свиданья!
- Молодцы, вы отгадали все загадки. Снегурочке очень понравилось, но ей пора уходить к Дедушке Морозу. До свиданья! (Дети прощаются со Снегурочкой.)
IV. Итог НОД.
- Ребята, что вам понравилось больше всего? Ответы детей.
- Что сегодня составляли? (Сегодня составляли сравнительный рассказ.)
- Кого сравнивали? (Сравнивали перелётных и зимующих птиц.)