Приложение МААМ

НОД в старшей группе «Составление сравнительного рассказа о перелётных и зимующих птицах по мнемотаблице»

Ирина Ивановна Полищук
НОД в старшей группе «Составление сравнительного рассказа о перелётных и зимующих птицах по мнемотаблице»
▼ Скачать + Заказать документы

Полищук Ирина Ивановна

учитель – логопед

высшей категории

МАДОУ «ЦРР «УМКА»

КОНСПЕКТ

непосредственной образовательной деятельности

в старшей группе

Тема: «Составление сравнительного рассказа о перелётных и зимующих птицах по мнемо-таблице».

Публикация «НОД в старшей группе „Составление сравнительного рассказа о перелётных и зимующих птицах по мнемотаблице“» размещена в разделах

Программное содержание: Уточнить и активизировать словарь по теме «Птицы». Совершенствовать грамматический строй речи. Закреплять умение составлять сравнительные рассказы о перелётных и зимующих птицах по мнемо - таблице. Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление, тонкую моторику и общую моторику, координацию речи с движениями. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помочь им перезимовать. Воспитывать усидчивость.

Оборудование: предметные картинки с изображением зимующих и перелётных птиц; картинка – самолёт, изображения птиц для фланелеграфа; мнемо - таблица; фигурки Снегурочки и Снежной королевы для фланелеграфа.

Словарная работа: птицы, скворец, синица, воробей, ворона, зимующие птицы, перелётные птицы.

Ход НОД:

I. Орг. момент.

1.«Утренний круг!»

Придумано кем-то

Просто и мудро.

Приветствовать утром:- Доброе утро!

- Доброе утро! – Солнцу и птицам.

- Доброе утро! – Приветливым лицам.

И каждый становится: добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро – продлится до вечера!

2. Игра «Что лишнее?» (на доске выставлены картинки с изображением вороны, воробья, сороки, самолёта).

- Какая картинка лишняя?

- Почему?

- Самолёт - это вид транспорта, а на остальных картинках – птицы.

- Добавим в этот ряд изображения голубя и ласточки. Теперь кто лишний? Почему?

- Ласточка, потому что это перелётная птица, а остальные – зимующие.

3. Артикуляционная гимнастика «Весёлый язычок».

(Дети выполняют артикуляционную гимнастику).

4. Пальчиковая гимнастика «Кормушка».

(Дети выполняют пальчиковую гимнастику).

Мы кормушку смастерили, (Удары кулачками друг о друга сверху.)

Мы столовую открыли… (Раскрыть ладошки.)

В гости в первый день недели (Поочередно загибать пальцы на обеих руках,

начиная с мизинцев.)

К нам синицы прилетели.

А во вторник – посмотри –

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг, со всех краев –

Стая жадных воробьев.

В пятницу, в столовой нашей,

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог (Хлопки в ладоши чередовать с ударами о колени.)

Прилетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

5. Упражнение на дыхание «Пёрышко».

II. Основная часть НОД.

1. Сообщение темы НОД.

- Ребята, кто из вас догадался, о ком мы будем говорить сегодня?

- Мы сегодня будем говорить о птицах.

- Да, сегодня мы будем говорить о птицах.

2. Беседа о птицах.

(Логопед обращает внимание на фигурку Снегурочки).

- Ребята к нам в гости пришла Снегурочка. Она хочет знать, что мы с вами знаем о птицах.

- Посмотрите на картинки и скажите, как называются эти птицы?

- Эти птицы называются дикими.

- Как называют птиц, которые остаются на зиму?

- Птиц, которые остаются на зиму, называют - зимующими.

- Каких зимующих птиц вы знаете?

- Ворона, воробей, синица, дятел.

- Как называют птиц, которые улетают в тёплые края?

- Птиц, которые улетают в тёплые края, называют – перелётными.

- Каких вы знаете перелётных птиц?

- Ласточка, скворец, грач, журавли, кукушка.

- Почему они улетают?

- Потому что они боятся холода, и зимой им трудно добывать корм

- Чем питаются птицы?

- Насекомыми, гусеницами, семенами еловых шишек, личинками, крошками, ягодами, почками растений.

- Чем птицы отличаются от других животных?

- У них клюв, две лапки, два крыла, перья.

- Правильно! Птицы бывают разные по размеру – крупные и мелкие.

- Клювы у птиц бывают длинные и короткие, толстые и тонкие.

- У птиц бывают разные хвосты, длинные и короткие.

- Птицы бывают одного цвета, а бывают разноцветные.

- Снегурочке очень понравилось, что вы много знаете о птицах. Она приглашает вас на свою полянку посмотреть, какие птицы живут у неё в лесу. Мы поедем туда на лыжах.

(Дети, имитируя ходьбу на лыжах, подходят за логопедом к фланелеграфу.)

(Снегурочка рассказывает стихотворение о птицах).

- Посмотрите сколько птиц.

Все птицы покрыты перьями, пухом,

У каждой две лапки, у каждой по клюву,

Есть крылья, они им даны для полёта.

Но страусам, курам летать не охота.

Есть птицы домашние, дикие птицы.

Синицы, кукушки, дрозды и вороны,

Орлы, воробьи, певуны соловьи,

Грачи, журавли и трещотки сороки,

И белые лебеди, и снегири –

Всех птиц не назвать, много их на планете.

Без них было б скучно прожить нам на свете.

(Дети внимательно слушают стихотворение.)

3.«Разрезные картинки».

- Садитесь на стульчики и достаньте из конвертов целые картинки. Вы узнали птичек? Назовите их. (Снегирь, воробей, сорока, ворона.)

- А теперь достаньте такие же картинки, разрезанные на части. Соберите их.

(Дети из разрезанных частей собирают целую картинку.)

4. Игра «Доскажи словечко».

- Все птицы собрались на поляне и запели. Вспомним, как они подают голос?

Ворона … (Ворона каркает).

Воробей … (Воробей чирикает).

Снегирь … (Снегирь свистит).

Синица … (Синица тинькает).

Кукушка … (Кукушка кукует).

Журавль … (Журавль курлычет).

5. Упражнение на зрительное внимание «Кто улетел?»

- Отгадайте, каких птиц Снегурочка любит больше всех? Почему?

(Дети закрывают глаза, логопед убирает одну птицу. Дети угадывают, кого не стало).

- Снегирей, потому что в словах Снегурочка и снегирь слышится слово снег, это слова – родственники.

- Покажем Снегурочке. Как мы умеем играть.

6. Подвижная игра «Снегири».

Вот на ветках, посмотри, Дети хлопают 4 раза по бокам.

Наклоняя голову в сторону на каждую строчку.

В красных майках снегири. На первое слово каждой строчки часто

потряхивают руками, на второе – хлопают ими по бокам.

Распушили пёрышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят, Поворачивают 2 раза голову на каждую строку.

Улететь хотят.

- Кыш! Кыш! Улетели! Разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями.

За метелью! За метелью!

- Пока мы играли, на нашей поляне появилась Снежная королева, ей не понравилось, что птицы так весело поют, и она превратила их в снежные комки. (на фланелеграф прикрепляется изображение Снежной королевы, а птицы закрываются белыми кругами из бумаги).

- Что бы выпустить птицу на волю, надо рассказать о ней всё, что знаешь.

7. Составление сравнительных рассказов о перелётных и зимующих птицах по мнемо - таблице.

- сначала надо назвать птицу.

- рассказать, как у неё окрашены головка, грудка и крылья.

- назвать части птицы.

- сказать, крупная она или мелкая.

- чем любит полакомиться.

- сделать обобщение.

Рассказ логопеда :

- это кукушка – перелётная птица,

- кукушка пёстрая, волнистая,

- кукушка мелкая птица,

- у кукушки - маленькая голова, два серых крыла, две лапки, длинный хвост, острый клюв,

- кукушка любит полакомиться гусеницами, лесными ягодами,

- кукушка – хитрая, беззаботная птица.

Рассказ ребёнка :

- а это ворона – зимующая птица.

- а ворона вся чёрная.

- а ворона крупная птица.

- а у вороны - большая голова, 2 больших крыла, 2 сильные лапы, длинный, крепкий клюв, короткий хвост.

- а ворона любит полакомиться зёрнышками, червями, кусочками мяса.

- ворона – хитрая, ловкая и находчивая птица!

- Кто ещё составит сравнительный рассказ о других птицах?

- О какой птице ты хочешь рассказывать?

(Дети выходят к доске и по мнемо - таблице составляют сравнительный рассказ о птицах.)

- Молодцы, вы освободили всех птиц. Снегурочке понравилось. Как вы о них рассказали. Она просит. Чтобы вы не забывали о них зимой, подкармливали их.

А сейчас нам ребята загадают загадки о птицах.

III. Вторая часть НОД.

Загадки о птицах.

Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится –

Собирает крошки,

А потом на ветку прыг

И чирикнет: «Чик – чирик!» (Воробей).

Как лиса среди зверей.

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зелёных кронах,

А зовут её … (Ворона).

Кто присел на толстый сук

И стучит: «Тук – тук, тук – тук!»? (Кукушка).

Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная,

Ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тинь, тень!

Как хорош весенний день!» (Синица).

Кто летает, кто стрекочет –

Рассказать нам новость хочет? (Сорока).

Эта птица никогда

Для птенцов не вьёт гнезда. (Кукушка).

- Молодцы, вы отгадали все загадки. Снегурочке очень понравилось, но ей пора уходить к Дедушке Морозу. До свиданья!

- Молодцы, вы отгадали все загадки. Снегурочке очень понравилось, но ей пора уходить к Дедушке Морозу. До свиданья! (Дети прощаются со Снегурочкой.)

IV. Итог НОД.

- Ребята, что вам понравилось больше всего? Ответы детей.

- Что сегодня составляли? (Сегодня составляли сравнительный рассказ.)

- Кого сравнивали? (Сравнивали перелётных и зимующих птиц.)

Публикации по теме:

«День птиц» — тематическое занятие для дошкольников о перелетных и зимующих птицах.«День птиц» — тематическое занятие для дошкольников о перелетных и зимующих птицах. Цель: знакомство с праздником – Днем птиц; создание атмосферы радости, развитие у детей эмоциональной отзывчивости, желания участвовать.

Фотоотчет «Как мы заботимся о зимующих птицах»Фотоотчет «Как мы заботимся о зимующих птицах» Зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддержать птиц.

Конспект беседы о зимующих птицах во второй младшей группе Цель: учить детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и жизнью птиц; дать понятие «зимующие птицы»; представление.

Конспект НОД «Загадывание загадок о зимующих птицах» в средней группеКонспект НОД «Загадывание загадок о зимующих птицах» в средней группе Тема: «Загадывание загадок о зимующих птицах». Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности: «Загадывание.

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группеКонспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группе Цель: развивать диалогическую речь детей. Задачи: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группыКонспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группы Задачи: учить детей связно и живо рассказывать, не отступая от поставленной темы; упражнять детей в образовании названий детёнышей животных.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В магазине посуды». Составление описательного рассказа о посудеКонспект занятия по развитию речи в старшей группе «В магазине посуды». Составление описательного рассказа о посуде Задачи: Связная речь: Учить детей составлять описательный рассказ о предметах посуды; учить подбирать слова-антонимы; упражнять детей в.

Конспект НОД. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опытаКонспект НОД. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опыта Цель: Развивать у детей умение выразительно пересказывать текст точно, последовательно Задачи: связная речь: учить пересказывать текст.

НОД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Ежи»НОД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Ежи» Программное содержание: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину; -учить составлять.

Составление описательных рассказов по мнемотаблице «Осень» Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия) I. Организационная информация Лобачева М. В. МБДОУ № 5 г. Сорочинск Примечание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД в старшей группе «Составление сравнительного рассказа о перелётных и зимующих птицах по мнемотаблице»
Опубликовано: 11 января 2020 в 22:53
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД в старшей группе «Составление сравнительного рассказа о перелётных и зимующих птицах по мнемотаблице»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ивановна Полищук (УИ 2155947) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД