Татьяна Трубникова
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в Зазеркалье»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в Зазеркалье»
Образовательная область: познавательное развитие для старшей группы
Цель: - продолжать формирование у детей целостной картины мира, познавательные действия, способствовать становлению сознания.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с историей появления зеркала;
-углублять представления о качествах и свойствах поверхности предметов и объектов природы;
-привлекать к проведению простейших экспериментов.
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Путешествие в Зазеркалье“» размещена в разделах
- развивать познавательно – исследовательский интерес, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
- развивать координацию движений, мелкую моторику рук, творческие способности;
- расширять и активизировать словарный запас детей.
Воспитательные:
-вызывать положительный эмоциональный настрой, умение работать в паре, желание помочь.
Оборудование и материалы: ноутбук, сундук, зеркала, вода в ёмкости, листы белой и черной бумаги. металлические ёмкости, стекло, фольга, картинки половинки с насекомыми, мелкие игрушки, предметные картинки.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: - Дети, посмотрите, у нас сегодня гости! Давайте мы поздороваемся с нашими гостями «Здравствуйте» и улыбнёмся им. А теперь поделитесь со мной своим хорошим настроением. Вот, вижу я ваши улыбки:
Один, два, три, четыре, пять –
Вы хотите поиграть?
Т-с, к нам пришла тишина
В историю предметов
Зовет она.
И друг другу помогать.
Сюрпризный момент.
Сегодня я предлагаю вам совершить необычное путешествие – это путешествие в далекое прошлое. А отправимся мы туда для того, чтобы узнать об истории возникновения одного предмета. Его можно найти в каждом доме и в нашей группе тоже, он нужен всем: и взрослым и детям. Эта вещь особенно необходима, когда мы собираемся куда-то, примеряем новую одежду, делаем прическу. -
Кстати, этот предмет спрятан у меня вот в этом сундучке. Давайте заглянем в него… Ой, не открывается. Что же нам делать?
Как вы думаете, что это? (Дети высказывают свои предположения, если не догадались, то загадываю загадку)
Мало кто в обиде.
Кто на блюдечко посмотрит –
В нём себя увидит…
Воспитатель: - Что это? (зеркало) Почему вы так думаете?
Зеркало: - Правильно, это зеркало.
Воспитатель: -Вот и сундучок открылся. А какие красивые зеркала в нем лежат. Возьмите каждый в руки по зеркалу. Посмотрите в него.
- Кто в нем отражается?
Правильно, каждый из вас в нем увидел себя.
- Что еще вы видите в зеркале?
Согласна, мы видим предметы, окружающие нас.
- Как одним словом - назвать то, что мы видим в зеркале? Кто из вас знает? (отражение)
- Как ты думаешь? Скажи ты. Повтори.
Молодцы!
- А теперь потрогайте свои зеркала. Какие они на ощупь? (твердые, гладкие, холодные)
Какую роль или играют в жизни?
Воспитатель: В жизни каждого человека зеркало играет важную роль: с него начинается утро-человек умывается, приводит себя в порядок, заглядывает в него в течение дня, но не задумывается о том, сколько хранит оно интересных тайн и открытий.
Основная часть. Сегодня, когда я встала утром на работу и подошла к зеркалу, то увидела, что оно разбилось.
- Что мне делать ребята, как мне теперь без зеркала.
- И может ли вообще человек обойтись без него?
Для этого необходимо отправиться в Зазеркалье и разгадать секрет изготовления зеркала.
-Отправимся ребята? Кладите зеркала в сундучок, становитесь в круг, повторяйте за мной (с элементами пальчиковой гимнастики)
Начинаем колдовать,
Двери в Зазеркалье открывать.
Хоть замочек очень крепкий.
Металлический и цепкий,
Мы его сперва покрутим,
А потом два раза дунем,
Покачаем – раз, два, три –
Дверь, замочек отомкни.
Вокруг себя повернитесь
В Зазеркалье окажитесь. (открыть зеркала)
- Пойдемте за мной.
Двери открываются,
Путешествие начинается.
Вот мы с вами и попали в страну Зазеркалье. Посмотрите вокруг. Как вы думаете, почему эта страна называется Зазеркальем? (здесь много зеркал)
- Да, эта страна состоит из зеркал.
А у вас дома есть зеркало?
Зеркало – нужный предмет, оно есть в каждом доме.
- Для чего нужно зеркало?
- Давным – давно, когда человек еще жил в пещере, у него не было зеркала. Как вы думаете, где впервые человек мог увидеть свое отражение? (в воде)
Обратите внимание на доску.
Да, в воде реки или озера. И чем более гладкой была вода, тем лучше было отражение.
Опыт №1. Давайте подойдем к столам, где у нас тоже есть вода. Посмотрите в неё. Вы видите своё отражение?
- Почему? Какое дно у реки или озера? Что там есть? (камушки, ракушки, ил, песок)
Поэтому дно, какое? (темное)
- А у нас вода, какая? (чистая, прозрачная, дно светлое)
Как же сделать так, чтобы мы могли увидеть своё отражение в воде?
Увидели своё отражение? (нет)
Почему же? Какое у нас дно? (дно не темное)
- Что же нам еще нужно сделать? Чтобы увидеть свое отражение? (нужно поставить ёмкость на темную бумагу)
Какой можно сделать вывод? Что нужно для того, чтобы отражение стало четким?
А когда ветер рябил воду, в ней были видны только солнечные блики. Вот и у нас налетел сильный ветер, подуйте на воду. Дети работают в парах: один ребенок дует, другой смотрит на изображение).Теперь вы себя видите? (нет). Удобно рассматривать свое отражение в реке или озере? (нет) Почему? (хорошая погода бывает не всегда)
Зеркало: - Вот вы и разгадали первый секрет.
Опыт №2.
Однажды человек нашел кусок металла.
Долго он полировал металл
Сам себя там увидал.
И предмет он зеркалом назвал.
Люди брали железо и долго – долго тёрли его, полировали.
Что делали люди с железом? (полировали его)
Обратите внимание на экран.
- Хотите ли вы изготовить зеркало из металла?
Подойдите к столам. Возьмите металлическую форму. Видите, в нем своё отражение? (нет)
- Потрите его салфеткой. Каким стал металл? (блестящим)
Теперь вы видите свое отражение?
- Какие выводы сделали? Как можно увидеть свое отражение с помощью металла? (надо его отполировать)
Дидактическая игра.
Покажи без промедленья,
В чем увидишь отражение.
- Молодцы ребята. Второй секрет раскрыт. .
Ребята, подойдите ко мне.
Опыт №3. Прошло какое-то время и человек начал изготавливать маленькие зеркала.
Как вы думаете, зачем? (чтобы носить с собой)
После долгих опытов оказалось, что блестящий металлический слой можно нанести на стекло. Ведь само стекло – это еще не зеркало. Отражение дает тонкий слой металла, а стекло, лишь предохраняет его от царапин и повреждений.
Давайте представим, что я мастер, а вы мои ученики. И сейчас мы попробуем сделать зеркало. Берем стекло, держим его на свет. Мы себя видим? (нет) Почему? Правильно, потому что стекло прозрачное.
- А что нужно сделать, чтобы увидеть свое отражение? Как вы думаете? Вспомните опыт с водой.
Точно, наложить что – ни будь темное, чтобы исчезла прозрачность. Возьмем фольгу. Фольга – это тонкий слой металла. Стекло – вещь хрупкая, легко бьющаяся. Осколки разбившегося стекла могут вас поранить. Поэтому мы должны обращаться со стеклом очень осторожно!
Я сама наложу фольгу на стекло.
Посмотрите, вы видите своё отражение? Вот мы и изготовили зеркало!
Просмотр фрагмента м/ф «Фиксики» (серия «Зеркало»)
- Кто может рассказать, что нужно для изготовления зеркала?
А теперь нам пора размяться. Динамическая игра.
П/и «Зеркало»
(под музыку дети образуют круг, внутри-ребенок (зеркало,
дети ходят по кругу, произнося слова:
Зеркало, покружись, покружись,
Зеркало, ты скорее нам фигуру покажи,
За тобою повторим мы в точь-точь
Если кто-то шевельнется, сразу выйдет прочь!
«Раз, два, три, фигуру повтори»- говорит ребенок (зеркало,который внутри круга.
Воспитатель: А вы знаете, что зеркало может быть фокусником. У вас на подносе лежат картинки с изображением половинки насекомого (бабочки, жуки, стрекозы, мухи). Попробуйте с помощью зеркала сделать изображение целым.
Д/И ПОЛОВИНКИ
Дети пробуют это сделать.
Воспитатель: Получилось? Как вы это сделали?
Дети: Поставили зеркало вертикально к половинке картинки, и получилась целая.
Воспитатель: А теперь слегка покачайте зеркалом и ваше насекомое полетит.
Дети качают зеркало и наблюдают, как изображение двигается.
Воспитатель: Положите картинки назад на поднос и возьмите грибок. Вы можете из него сделать пять грибков?
Дети: нет.
Воспитатель: А зеркало может. Соедините свои зеркала так, как это сделала я. В угол поставьте грибок. Сколько стало грибов?
(два зеркала ставятся под углом больше чем 90°).
Дети: три.
Воспитатель: А теперь постепенно соединяйте зеркала. Что происходит с грибами (если постепенно уменьшать угол между зеркалами, то количество грибов начинает увеличиваться).
Дети: Их становится больше.
Воспитатель: Молодцы. Положите пока зеркала на стол. Вспомните, как сделать так, чтобы на стене
Воспитатель: Вам понравились фокусы с зеркалом?
Дети: да!
Воспитатель: А хотите сами стать настоящими фокусниками? Тогда берите свои зеркала и выходите на ковер.
Дети с зеркалом в руках становятся в шеренгу спиной к воспитателю.
Воспитатель: Вы умеете видеть спиной?
Дети: Нет.
Воспитатель: Попробуйте, не поворачиваясь ко мне лицом, а используя зеркало увидеть меня.
Дети пробуют это сделать.
Воспитатель: Получается? Как вы это сделали?
Дети: Нужно зеркало отвести немного в строну, и смотреть в него.
Воспитатель: Все меня видят?
Воспитатель: Тогда, как настоящие фокусники, называйте то, что я буду показывать.
Воспитатель показывает разные картинки, а дети не поворачиваясь, смотря в зеркало, называют предмет.
Воспитатель: Скажите, вам понравились сегодня опыты?
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие.
Дети, ну а нам пора возвращаться в детский сад.
Мы три раза хлопнем
Мы три раза топнем,
Повернемся раз, два, три,
В детский сад скорей беги.
Вот мы и оказались снова в детском саду.
Подведение итогов.
С каким предметом мы работали? (с зеркалом)
Что нового вы узнали о зеркале?
Что понравилось больше всего? Что нового вы сегодня узнали? Хотели бы вы еще раз побывать в прошлом? Ребята, это не последнее наше путешествие. Мы ещё не раз с вами побываем там и узнаем много интересного об истории, казалось бы, таких простых предметов. (Далее благодарю детей за активную работу.)
Вот сколько нового и необычного вы сегодня узнали! Попробуйте дома вместе с родителями с помощью зеркала сделать еще какие-нибудь фокусы. А потом расскажите и покажите нам. Договорились?
Ну что же ребята кому понравилось наше путешествие протяните ручки в круг, а кому не понравилось – спрячьте за спину.
Всем спасибо!