Валентина Чернышова
НОД в старшей группе по обучению грамоте «Ранняя весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Учить составлять схему предложения из трех слов. Продолжать учить детей составлять звуковой анализ слова, активизировать словарь прилагательных, составлять предложение с союзом «а», закреплять умение определять количество слов в предложении, делить слова на слоги;
Развивать мелкую мускулатуру рук, развивать соответствующий словарь.
Оборудование: карточки для звуко-буквенного анализа: красные, зелёные, синие кружки, обозначающие гласные, согласные (твёрдые-мягкие) звуки; магнитная доска, маркер, карточки с загадками.
Организационный момент:
Публикация «НОД в старшей группе по обучению грамоте „Ранняя весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Обращаю внимание на картинку, где солнышко прикрыла тучка. Утром к нам заглянуло солнышко, а сейчас оно закрыто тучкой.
Загадываю загадку детям;
Тает лужок, ожил лужок.
День прибывает, когда это бывает.
Да, сегодня мы с вами будем говорить о весне. Если мы выполним все задания, то тучка откроет солнышко.
Первое задание:
Игра с мячом.
Весна (какая) - (солнечная, теплая, долгожданная)
Земля весной какая? - (сырая, влажная, холодная)
Капель весной какая? - (звонкая, чистая, радостная, весенняя).
Погода весной какая? - (весенняя, солнечная, ветреная).
Солнце весной какое? - (яркое, ласковое, теплое, лучистое).
Второе задание:
Я еще знаю интересную игру и хочу познакомить вас с ней. Я называю слова, а вы к ним подбираете слова по смыслу. Снег тает.
Дети – оседает, темнеет, сходит.
Воспитатель – солнце пригревает
Дети – припекает, греет, светит
Воспитатель – ручей журчит
Дети – бурлит, бежит
Воспитатель – травка зеленеет
Дети – пробивается, растет
Воспитатель – почки набухают
Воспитатель – птицы прилетают
Молодцы!
Третье задание:
- Зима и весна похожи друг на друга? - (Нет). - Давайте про это расскажем. Нужно сказать какая бывает зима а какая весна. Например, зимой погода морозная, а весной теплая.
- Зимой дни короткие, а весной длинные.
- Зимой снег белый, искристый, а весной грязный.
- Зимой ветер холодный, порывистый, а весной теплый, ласковый.
- Зимой солнце низкое, холодное, а весной высокое.
Четвертое задание:
Воспитатель обращаю внимание на мольберт и листочки и предлагаю составить предложения о весне из трех слов.
Наступила долгожданная весна.
Выглянуло яркое солнце.
Тает рыхлый снег.
Птицы вьют гнезда.
Ребята, а вы знаете, что предложение можно обозначить графической записью. Но для этого существуют правила написания предложения:
1. Предложение всегда начинается с заглавной буквы.
2. Слова в предложении пишутся на расстоянии друг от друга, т. е. между словами существует пауза.
3. В конце предложения всегда ставится точка, т. е. закончен смысл предложения.
определить количество слов в предложении – Наступила долгожданная весна.
назвать первое, третье, второе слово;
составить схему предложения на доске;
показать на схеме слово «весна»;
разделить слово «весна» на слоги;
назвать 1-ый слог;
назвать 2-ой слог;
-составляют на доске схему предложения;
-отвечают на вопросы воспитателя;
Пятое задание:
Обращаю внимание на картинки.
На каждом есть он огороде,
Ведь он любимец у народа!
Избавит он от всех недуг,
Чуть-чуть поплачешь. Это…
Дети: Лук. (на экране картинка – лук)
Скажите, что это за клеточки под картинкой?
Дети: Сколько клеточек, столько звуков.
Вос-ль: Совершенно верно. Давайте сосчитаем, сколько клеточек?
(вызывает ребенка к мольберту)
Значит, сколько звуков в слове?
Какой звук первый? (выделяет голосом)
(ребенок выполняет у доски, дети у себя на карточке)
Давайте обозначим этот звук синей фишкой.
Какой второй? (выделяет голосом)
Вос-ль: Как называется этот звук?
Дети: Гласный.
Что мы можем сделать с этим звуком?
Дети: пропеть.
Вос_ ль: Каким цветом мы обозначим гласный звук?
Дети: Красным.
Вос-ль: Какой третий? (выделяет голосом)
Каким цветом обозначим этот звук?
Дети: Синим.
Вос-ль: Сколько звуков в слове лук?
Назовите первый звук. (Л)
Назовите второй звук. (У)
Назовите третий звук (К)
Уберите звук - У
Звук - К
Звук - Л
Смотрите, вот так чудо! Мы выполнили все задания и туча отпустила солнце! Давайте скажем солнцу здравствуй.
«Здравствуй, солнце, Золотое (Дети раскрывают ладони в сторону солнца)
Здравствуй, небо голубое (поднимают руки вверх)
Здравствуй, матушка, земля (наклон руки вниз)
Здравствуй, все мои друзья! (касаются ладонями друг - друга)
Спасибо вам.