Людмила Левенчук
НОД в средней группе по познавательному развитию «Жизнь народа ханты»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в средней группе по познавательному развитию «Жизнь народа ханты» .
Цель: расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера.
Задачи:
- приобщить детей к культуре народа ханты, его духовным, материальным ценностям;
- развивать познавательный интерес, речевую активность, память, мышление, художественное восприятие и воображение;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народы севера
- Средняя группа
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
- воспитывать уважение к жизни народов ханты и манси.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Материал: карта ХМАО, поделки «Ханты у чума», «Хантыйское стойбище», следы животных, иллюстрации с изображением животных, презентация, кусочки ткани, тесьма для изготовления куклы-закрутки.
Предварительная работа: разучивание ребенком стихотворения «Ставит чум моя семья», чтение хантыйских сказок и разучивание игр народа ханты, чтение книг В. Борисова «Буся наследил», В. Бианки «Снежная книга», учились распознавать следы таежных животных и птиц, знакомились с национальным орнаментом, проводили беседы о родном крае и жизни коренных народов севера ханты и манси.
Ход НОД
1. Оргмомент. Воспитатель:
- Ребята, я предлагаю вам взяться за руки и поприветствовать друг друга. Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. А теперь улыбнемся нашим гостям, а гости улыбнутся нам. Я рада, что у всех сегодня хорошее настроение. Садитесь, пожалуйста.
(Дети садятся на стульчики около интерактивной доски).
2. Раскрытие темы.
Воспитатель:
-Сегодня мы будем путешествовать по нашему краю. Ребята, как называется наш край, где мы живём? (Ханты-Мансийский автономный округ) (Слайд 1) Почему он так называется? (Потому что здесь издавна живут народы ханты и манси).
Воспитатель: А как еще можно назвать наш родной округ? (Югра, Югория)
- Как называется главный город Ханты - Мансийского автономного округа?
Дети: - Город Ханты - Мансийск. (Показывают на карте округа)
Ребята, а как же называется наш город?
Дети: Покачи. (Слайд 2 Показывают на карте.)
Воспитатель: - Дети, а вы знаете, почему наш город так называется?
- Потому что здесь, где мы живем, на месте нашего города была раньше тайга и жили ханты рода Покачевы. Потом прилетели нефтяники и стали добывать нефть, приехали строители и стали строить дома, а ханты Покачевы ушели жить дальше в тайгу. В память о них, их фамилии, наш город называется Покачи.
- А сейчас я хочу пригласить вас в путешествие на хантыйское стойбище в тайгу. А чтобы нам было веселее, отправимся туда под звуки хантыйской музыки. (Дети встают и проходят к поделкам-моделям, изображающим жизнь хантов. Садятся.).
- Вот мы и пришли в стойбище и поговорим сегодня о том, как живут ханты.
(Девочка в хантыйском наряде рассказывает стих).
Чум
Ставит чум моя семья –
Трудятся отец и мать.
Что мне делать? Отдыхать?
Быть без дела не люблю,
Я кустарник нарублю
Разожгу костер скорей,
Пусть горит он веселей.
Чум, чум, круглый дом,
Побывайте в чуме том!
Гости явятся едва –
В печку прыгают дрова.
Печка жарко топится,
Угостить торопится.
Ладушки, ладушки,
Круглые оладушки.
Ребята, скажите, как называется жилище хантов? Правильно, чум. Чумы собираются в стойбищах, в тайге. А почему ханты живут в чумах? Потому что ханты пасут оленей, когда корм заканчивается, стадо перегоняют на другое место, где есть корм, а чум такой дом, который можно быстро разобрать, перевести на другое место и снова поставить.
- А как называется эта постройка? (Лабаз) Для чего он нужен?
- Ребята, как вы думаете, куда может собираться глава семейства? Давайте представим, что на охоту. Что он сделал? (Запряг оленя в нарты, взял длинный шест хорей, для чего? Что ему надо еще с собой взять (Лук и стрелы, ружьё с патронами, охотничий нож). На кого охотятся ханты в тайге? (Кабан, лось, медведь, лиса, волк, заяц, белка, глухарь, тетерев, куропатка). Мы с вами тоже отправимся в тайгу на охоту в тайгу. (Дети встают и проходят в спальню). Вот лесная поляна. На ней много следов. Каждый охотник должен уметь читать на снегу следы зверей и птиц. Давайте разгадаем, кто здесь был? Какие звери и птицы? (Соотносят след и животное). Молодцы! А следов какого зверя вы не увидели? (Почему) Пальчиковая игра «Медведь в берлоге крепко спит».
- А сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Скажите, какие игры детей народа ханты вы знаете (Ответы) Давайте поиграем в игру, связанную с охотой. Может кто-то догадался какая это игра? («Охотники и куропатки»).
3. Физминутка. Проходит игра.
- А сейчас пора возвращаться к чуму. Скажите, чем еще занимались мужчины ханты? (Рыболовством). Чем ханты ловят рыбу? (сетями, мордой). Какую хантыйскую игру мы знаем, связанную с ловлей рыбы? («Рыбаки и рыбки») Чем в ней рыбаки ловят рыбок? (Сетью). Молодцы!
Ханты очень трудолюбивый и честный народ. Всегда помогают друг другу.
Они очень бережно относятся к природе и добывают столько рыбы, зверя и птицы, сколько необходимо семье для пропитания.
- А еще чем занимаются мужчины ханты? (Оленеводством).
– Что дает олень хантам? (Мясо, молоко, рога, шкуру).
- Что делают из рогов? (Вешалки, ручки ножей и палок, пуговицы).
- Как используют шкуры оленей? (Покрывают зимой чум, шьют зимнюю одежду и обувь).
-Кто шьёт одежду и обувь для всей семьи (Женщины) Чем ещё занимаются женщины (Собирают ягоды и кедровые шишки, пекут хлеб, готовят обед, занимаются детьми).
- Олени для хантов еще и транспорт. Оленя запрягают в нарты едут на рыбалку, охоту, в город за продуктами и по другим делам, в соседние стойбища. На праздниках проводят соревнования погонщиков оленей – каюров.
-Ребята, скажите, как называется игра, которую придумали дети, когда смотрели на соревнования оленьих упряжек. («Каюр и олени».) Правильно.
- Сейчас нам пора покидать хантыйское стойбище и возвращаться обратно. И проедем мы на оленьих упряжках, но не на перегонки, а друг за другом спокойно. (Дети вместе с воспитателем тройками «едут» к стульчикам у интерактивной доски, садятся)
Ребята, мы уже знаем, чем занимаются взрослые ханты. Как вы думаете, что же делают хантыйские дети? (Просмотр презентации «Игрушки и занятия детей хантов». Дети любят слушать и читать сказки. (Какие хантыйские сказки вы знаете) Мальчики делают лук и стрелы и учатся стрелять из лука, вырезают из дерева игрушечных оленей, мастерят маленькие нарты, лыжи, облас, ловить рыбу. Дети учатся кататься на лыжах…
Девочки помогают мамам по хозяйству, заботятся о мдадших детях, делают куколки-закрутки и куклы Акань, девочки постарше учатся шить, плести украшения из бисера, украшать одежду орнаментом (узорами). Сейчас мы поиграем с вами в игру «Назови узор». Смотрите внимательно!
- Назовите, что это за узор? (Ответы детей).
Сейчас мы с вами как хантыйские девочки попробуем смастерить куклу-закрутку). И гости нам в этом помогут. (В ходе работы вспоминают, что лица у хантыйских кукол нет). Но сначала сделаем небольшую зрительную гимнастику, чтобы отдохнули наши глазки.» («Светофор», «Крылья бабочки»).
Дети с помощью взрослых под руководством воспитателя делают куклы.
- Молодцы! Какие красивые куколки получились!
- Ребята, вы очень хорошо сегодня отвечали. Спасибо вам! Наше занятие окончено, а куколки-закрутки я вам дарю в память о нашем путешествии.