Сидоренко Любовь
НОД в подготовительной к школе группе «Знакомство детей с дымковской игрушкой»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в подготовительной к школе группе
«Знакомство детей с дымковской игрушкой».
Программные задачи:
• Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок.
Публикация «НОД в подготовительной к школе группе „Знакомство детей с дымковской игрушкой“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
• Уточнить представление детей о специфике дымковской игрушки : из чего, как, кем сделана; как украшена (оформлена); какая по характеру (весёлая, праздничная). Познакомить детей с многообразием игрушек и спецификой декора – характерными элементами и цветосочетаниями.
• Создать условия для творчества детей по мотивам дымковской игрушки. Обратить внимание детей на образную выразительность предметов искусства.
• Формировать представления о некоторых художественных ремеслах, знания о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера (для изготовления игрушек нужны : глина, гончарный круг, особая палочка или кисточка, чтобы рисовать узор, печь, чтобы обжигать изделие, особые краски для росписи).
Предварительная работа. Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера – народные умельцы.
Демонстрационный материал: 4-5 дымковских игрушек (барышня, лошадка, индюк, баран и пр., презентация «Дымковская игрушка», иллюстрации.
Раздаточный материал: глина, вода, клеенка для работы, салфетки, стека.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Использование современных образовательных технологий: информационно-компьютерные технологии.
Методические приемы:
1. Организационный момент:
Здравствуйте, ребята, я рада вас всех видеть. (Играет спокойная музыка.)
Первый лучик, нежный лучик,
Заглянул он к нам в оконце.
И принес в своих ладошках
Теплоту, частицу солнца. (Беремся за руки и поднимаем руки вверх, как лучи солнца.)
Сегодня я хочу предложить вам отправиться в интересное путешествие в старинное село Дымково и познакомиться с изделиями декоративно–прикладного искусства.
Эй, честные господа,
К нам пожалуйте сюда.
Проходите, размещайтесь
И услышать все старайтесь.
2. Сообщение нового материала:
(рассказ воспитателя сопровождается показом игрушек и слайдов)
С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину – и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто дымкой окутано, всё в дыму. Здесь в далёкую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали - «дымковская»…
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капельки росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз
И о дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.
Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют весёлым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети. Свистом оглашается вся округа. Шумит народное гулянье, но громче всего слышится заливистый свист. Оттого и получил этот весенний праздник своё название - «Свистунья». Приходит новая зима, и снова в Дымково принимаются за дело. И так много-много лет. Бабушки учат внучек, а внучки – своих внучек.
И в наше время в Вятке, которая теперь называется Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки. Если мы зайдём в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Всё это нужно для создания чуда. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели, даже печки – одна с Емелей, а другая с козлятами, и всё это – настоящее чудо.
Когда наблюдаешь за работой мастерицы, кажется, что всё очень просто. Вот она отщипнула кусочек глины, раскатала его в колбаску, вот взяла глины побольше, расшлёпала в лепёшку, вот свернула лепёшку воронкой – получилась юбочка. Сверху приделала голову, руки, колбаску изогнула коромыслом, ведёрки вылепила, на голову налепила высокий кокошник, крохотный носик прилепила и какая замечательная барышня получилась. Оставила фигурку сушиться сначала на лавке, а потом в печке.
Из печи выходят фигурки закалённые, крепкие, звонкие.
Их белят мелом, разведённом на молоке, затем начинают расписывать. И выходят из-под кисточки узоры: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки, точки. Все на своем месте и все горят ярко-ярко. Краски малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие – пёстро и весело, как в хороводе!
Какие элементы использовали дымковские мастера для росписи игрушек? (круги, полоски, точки, волнистые линии).
Что обозначают элементы росписи? (круг – символ солнца, точки – звезды, прямая линия – дорога, волнистая линия – вода, елочка – символ здоровья).
Но, оказывается, работа ещё не закончена. Ещё предстоит «сажать золото». Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место – барыням и водоноскам на кокошники и шляпы, петухам – на гребешки… Вот теперь игрушки засветились и стали ещё ярче.
Все игрушки не простые,
а волшебно расписные,
Белоснежны, как берёзки,
кружочки, клеточки, полоски.
Казалось бы — простой узор,
но отвести не в силах взор.
3. Физкультминутка:
Ой, люли, ой, люли,
Кони на лужок пошли (идут на месте, высоко поднимая ноги).
Кони удалые, гордые, лихие (выполняют пружинку, руками как бы держась за поводья).
В старину вятичи весной встречали Ярилу-бога солнца и плодородия – веселым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник проводов зимы назывался в народе «Свистунья». На этом празднике дымковские игрушки-свистульки были у всех – у взрослых и детей. Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы.
Вятка вздрогнула от свиста,
Всяк свисток к губам прижал.
И пошла базаром сказка –
Родился в веселый час
Вятский праздник – “Свистопляска”,
Город весь пустился в пляс!
4. Психогимнастика:
Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!
5. Дидактическая игра «Выбери коня»
А сможете ли вы узнать какая игрушка является дымковской? Давайте проверим….
Д/и «Выбери коня» (из предложенных изображений – филимоновской, каргопольской, городецкой, дымковской игрушек – выбрать дымковскую и обосновать выбор).
Молодцы! С заданием вы справились. Сейчас я предлагаю вам стать на
некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую.
Проверьте, все ли готово к работе? Обратите внимание!
На плакатах – образцы и приемы лепки.
6. Пальчиковая гимнастика «Дымковские игрушки»
Привезли мы глину с дальнего бугра
Ну-ка, за работу, чудо-мастера!
Слепим, высушим – и в печь!
А потом распишем.
Будем мы игрушки “печь”,
Печка жаром пышет.
А в печи – не калачи,
А в печи – игрушки! (Едут на “лошадке”, руки вперед
Руки на пояс, наклоны влево – вправо.
Лепят ладошками
Пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии
“Лепят” ладошками
Кулачки сжимают и разжимают
Машут указательным пальцем
Вытягивают руки вперёд)
7. Самостоятельная деятельность детей.
Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. Я надеюсь, что изготовленные вашими руками игрушки смогут вас порадовать.
8. Рефлексия.
Сегодня мы совершили с вами увлекательное путешествие в далёкое прошлое к мастерам дымковской игрушки.
Посмотрим, как наши мастера справились с работой.
- Все ли игрушки ладные?
- Чья работа больше всех нравится? Почему?
- Какая игрушка самая аккуратная?
- А кто придумал и слепил что-то своё?