Папки-передвижки

НОД в подготовительной группе «Весенние фантазии в произведениях поэтов, художников и композиторов» (1 фото)

Ольга Соловьёва
НОД в подготовительной группе «Весенние фантазии в произведениях поэтов, художников и композиторов»
▼ Скачать + Заказать документы

НОД в подготовительной группе

«Весенние фантазии в произведениях поэтов, художников и композиторов»

Цель:

• На примере произведений о весне показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии.

• Через эмоциональное восприятие произведений искусства закрепить и обобщить знания о весне и её признаках.

• Развивать воображение, ассоциативное и образное мышление, интеллектуальные способности детей.

Публикация «НОД в подготовительной группе „Весенние фантазии в произведениях поэтов, художников и композиторов“» размещена в разделах

• Знакомясь с «весенней темой» в музыке, вспомнить с детьми имена, портреты, основные факты жизни известных детям русских композиторов :

М. И. Глинки, С. С. Прокофьева, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, а также зарубежных композиторов-классиков Антонио Вивальди, Вольфганга Амадея Моцарта.

• Использовать разные формы активного и пассивного восприятия музыки.

• Побуждать детей вспоминать знакомую музыку и анализировать её.

• Передавать впечатление о музыке в движениях, красках и линиях.

• Проводить коррекционную работу для глаз, используя репродукции произведений искусства.

Ход нод

Дети свободно заходят в зал и встают врассыпную.

Музыкальный руководитель здоровается с ними песней - попевкой «Здравствуйте!» (по выбору педагога, в примарном диапазоне). Дети отвечают.

НОД в подготовительной группе «Весенние фантазии в произведениях поэтов, художников и композиторов»

Музыкальный руководитель: Доброе утро, друзья! Я очень рада видеть вас в нашем музыкальном зале. Сегодня у нас много гостей, любителей музыки, давайте поздороваемся (дети здороваются).

Посмотрите, как здесь красиво. Вы попали в волшебное царство музыки, которая расскажет нам о весне.

Музыкальный руководитель обращает внимание детей на весеннюю природу за окном и предлагает поздороваться с весной. Дети продолжают распеваться, поют: «Здравствуй, здравствуй, красавица весна!» (первая фраза песни «Здравствуй, весна!») по полутонам от ля-диез малой октавы, си малой октавы и до первой октавы, по типам голосов. Могут использоваться любые распевания, связанные с темой нод.

Музыкальный руководитель: Весна — это время пробуждения природы, которое все с нетерпением ждут. Поэт Александр Сергеевич Пушкин назвал это время «утром года».

Дети читают отрывок из романа в стихах «Евгений Онегин» АС. Пушкина.

. Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года,

Синея, блещут небеса.

Ещё прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Детям показывают репродукцию картины «Март» И. Левитана.

Пока дети рассматривают картину, музыкальный руководитель читает фрагмент стихотворения Н. Рыленкова «Весна».

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Ребенок 1:

Из далеких краев, где морская волна

Кружевной рассыпается пеной,

К нам на крыльях ветров

Прилетает Весна.

И приносит с собой перемены.

Музыкальный руководитель:

Давайте вместе угадаем,

По каким приметам мы весну узнаем?

Ребенок 2:

Я в полдень слушаю капель.

Она журчит, как птичья трель,

Звенит хрустальным бубенцом,

Сбегая с крыши над крыльцом.

Ребенок 3:

Капель журчит, звенит, поет,

Она ломает снег и лед,

Большой сугроб ей нипочем.

Она бежит живым ручьем.

Я ручейку расчищу путь,

Чтобы на мир он мог взглянуть!

(Под музыку «Утро» Э. Грига с детьми проводится игра-пантомима «Сугроб».)

Музыкальный руководитель: А началось все с большого-пребольшого сугроба. (Дети становятся в круг, поднимают руки вверх.)

Но вот припекло солнышко. Сугроб постепенно стал оседать под лучами теплого солнца (Дети постепенно опускают руки вниз.)

И медленно потекли из сугроба маленькие ручейки. Они еще сонные и слабенькие. (По очереди 5-6детей выбегают из круга.)

Но вот солнце припекло еще сильнее, и ручейки проснулись и быстро-быстро побежали, огибая камушки, кустики и деревья. (Остальные дети выбегают из круга поочередно, врассыпную.)

Вскоре они объединяются, и вот уже шумит бурная река. (Дети объединились и бегут «змейкой».)

Бежит река, увлекая за собой прошлогодние листья и ветви. Вскоре река влилась в озеро и исчезла. (Дети садятся на стулья.)

Музыкальный руководитель: Послушайте, как звучит в этой картине стихотворение русского поэта Е. Баратынского.

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

. Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жавронок поёт

Заздравный гимн весне.

Много поэтов и композиторов воспевали эту маленькую птичку - жаворонка, потому что связывали появление его песен - нежных, звонких трелей над полями - с началом весны. Издревле на Руси люди звали жаворонка своими закличками, чтобы приблизить наступление весны. Давайте вспомним русскую народную песенку - закличку.

(Дети поют песню - закличку «Ой, кулики, жаворонушки».)

Русские поэты складывали о жаворонках стихи.

(Музыкальный руководитель читает стихотворение «Жаворонок».)

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поёт, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

(В. Жуковский)

Композиторы тоже посвящали свои сочинения жаворонкам. Сейчас я вам сыграю фрагменты знакомых вам произведений, а вы отгадайте, музыка какого композитора прозвучала, назовите её.

(Дети слушают фрагменты музыкальных произведений «Песня жаворонка» П. Чайковского, «Жаворонок», муз. М. Глинки, сл. И. Кукольника.)

Как вы думаете, какая песня жаворонка может звучать в картине «Март» И. Левитана?

Дети высказывают свои предположения, аргументируют их, называют композитора и находят его изображение среди других портретов. Произведение, выбранное детьми, звучит целиком. (Обычно дети выбирают пьесу «Песня жаворонка» П. Чайковского.) Дети слушают музыку и всматриваются в картину.

Музыкальный руководитель: А в каком исполнении прозвучала музыка?

(Ответы детей — в исполнении оркестра.)

Музыкальный руководитель: Какие инструменты вы услышали? Какие чувства композитор передал в музыке? Какой характер музыки? Что за птичка — жаворонок?

( Ответ: Жаворонок - первая весенняя птичка. Говорят, что ее прилет означает наступление теплой поры.)

Музыкальный руководитель: Вспомните и покажите руками, как летает жаворонок.

(Звучит ещё раз фрагмент музыкального произведения, дети руками показывают направление мелодической линии. Педагог оценивает их действия.)

Скажите, красками какого цвета можно нарисовать песню жаворонка? ( Светлыми: голубыми, розовыми, светло-зелёными, нежно-жёлтыми.)

Сейчас вы станете художниками и нарисуете настроение этой музыки цветовыми пятнами и линиями.

Дети подходят к мольбертам и, слушая ещё раз музыку, «рисуют» её. Затем рассматривают рисунки, обмениваются впечатлениями друг с другом и с педагогом.

Музыкальный руководитель: Спешит, торопится весна. Ребята, а мы ведь с вами знаем песенку о весне. Давайте ее споем. Но прежде, чем петь, мы с вами должны подготовить свои голоса.

(Распевание ( Попевки: «Весна»).

Исполняется песня «Здравствуй, милая весна!»

Дети садятся на стульчики.)

Музыкальный руководитель: Пропел свою песню жаворонок, лучики солнышка коснулись стен нашего детского сада, и вот раскрылись прекрасные волшебные цветы.

Звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

Дети исполняют танец-импровизацию с букетиками цветов.

Ведущая. Дети, вы догадались, какое произведение П. И. Чайковского звучало сейчас?

(Дети отвечают.) Да, звучал «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

Вместе с музыкой хорошей

К нам приходит волшебство,

Осторожней, осторожней,

Не спугнуть бы нам его.

(Р. Панков.)

Музыкальный руководитель: А сейчас кто-нибудь прочтет нам стихотворение «Подснежник».

(Чтение стихотворения.)

Музыкальный руководитель: Существует красивая легенда о подснежниках.

Когда на земле появились первые люди, вдруг высыпал снег. Людям было очень холодно. Они огорчились и подумали, что снег никогда не растает. Тогда, желая ободрить людей, несколько снежинок превратились в нежные цветы — подснежники. Люди увидели, сколько стойкости в этих цветах и поняли, что скоро снег растает. Цветы подарили людям надежду на лучшее. С тех пор подснежник стал символом надежды на скорейшие перемены в жизни. Вот такая красивая легенда.

Скажите, какую музыку о подснежнике мы с вами слушали?

( Ответ: П. И. Чайковский «Апрель» «Подснежник» из цикла «Времена года».)

Музыкальный руководитель: Я знаю, что вы уже начали делать эти нежные весенние цветы — подснежники на занятии по изо деятельности. А сейчас я предлагаю вам завершить свои работы.

А пока дети выполняют работу, мы вам предлагаем посмотреть прекрасный танец и послушать музыку П. И. Чайковского.

(Исполняется танец «Подснежник». Во время танца дети делают поделки.)

Музыкальный руководитель: А как красиво воспел весну русский поэт Алексей Константинович Толстой! (Читает стихотворение. }

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зелёный дым одетый,

Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;

Всё весны дыханием согрето,

Всё кругом и любит, и поёт.

Один весенний цветок особенно любят поэты и музыканты за его смелость и мужество, несмотря на его очень хрупкий и нежный вид. Именно о нём сказал поэт : «И кувшинчик синий расцветает». Как вы думаете, о каком цветке я говорю?

(Дети называют подснежник и говорят, что он первый появляется из-под снега, не боясь холода.)

Правильно! Как нежно про него сказал поэт Аполлон Майков!

Голубенький, чистый

Подснежник-цветок!

А подле сквозистый,

Последний снежок.

А какой известный вам композитор написал музыку об этом цветке?

Дети слушают фрагмент «Подснежник» пьесы «Апрель» П. Чайковского. Узнают музыку и находят портрет П. М. Чайковского среди портретов других композиторов. Они говорят, что это русский композитор, называют его имя, вспоминают его пьесы о весне, которые слушали раньше.

Музыкальный руководитель: А сейчас девочки возьмут цветы, а мальчики - серебряный «дождь», и мы попробуем передать содержание этого произведения.

Дети двигаются под музыку П. Чайковского, импровизируют. Под музыку 1-й и 3-й частей девочки передают образы цветов, которые «вырастают», покачиваясь на ветру и поворачиваясь к солнцу. Они улыбаются друг другу и наклоняют «головки». Мальчики на музыку средней части выбегают с серебряным «дождём», изображая холодный мартовский снежок, который заметает первые подснежники. Девочки-цветы прячут свои головки от «снега» под руки-листья, садятся на колени.

Во время заключительного звучания основной мелодии девочки по очереди закрывают головки руками и медленно садятся на колени, «засыпают».

Музыкальный руководитель. Давайте вспомним, как о подснежнике писали поэты.

Дети (читают стихи о подснежнике).

В лесу, где берёзки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку зелёную выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил: «Я вижу, погода тепла и ясна,

Скажите, ведь правда, что это весна?»

(П. Соловьёва)

Музыкальный руководитель. Мы с вами вспомнили, как воспевали весну поэты, композиторы, художники. Сегодня я хочу вам сделать сюрприз. Мы будем «рисовать» очень знакомую музыку в необычном исполнении. Я дам вам послушать её только один раз. Постарайтесь сразу «нарисовать» свои впечатления цветовыми пятнами и линиями на бумаге. А самые внимательные постараются угадать, как называется эта музыка и кто её написал.

Дети подходят к мольбертам и вместе со звучанием музыки рисуют. Звучит пьеса «Апрель» П. М. Чайковского в оркестровой обработке с голосами птиц (аудиокассета «Малыш в лесу. Волшебные голоса природы», серия: Музыка для малышей).

Дети узнают музыку и обмениваются впечатлениями, разглядывая работы друг друга. Они объясняют, почему использовали именно светлые краски.

Дети говорят, что музыка была солнечная, нежная, трепетная, а в средней части - взволнованная, летящая вверх, но всё равно светлая.

Музыкальный руководитель: Ребята мы с вами наслаждались прекрасной музыкой русских композиторов, рассказывающей о весне. Но об этом времени года писали и композиторы других стран. Сейчас вы прослушаете музыкальный фрагмент и постараетесь вспомнить, какой композитор написал эту музыку.

Звучит фрагмент «Гроза» концерта А. Вивальди «Лето» в аудиозаписи.

Дети называют имя композитора. На экране телевизора появляется портрет А. Вивальди. Дети вспоминают, что они знают о композиторе и прозвучавшей музыке. Дети должны вспомнить несколько фактов биографии А. Вивальди: родился в Италии, в Венеции - городе с каналами вместо улиц, в семье цирюльника, скрипача-любителя, стал скрипачом-виртуозом. Можно дать возможность детям вспомнить биографию композитора, показав известный им видеоряд слайдов. с

Музыкальный руководитель. Мы уже знаем, что Антонио Вивальди описал в своей музыке разные времена года. Мы слушали музыку осени, зимы, лета, а сейчас мы познакомимся с музыкой весны. Послушайте внимательно и подумайте, что передал композитор своей музыкой.

Звучит 1-я часть концерта «Весна» А. Вивальди.

Дети делятся своими впечатлениями.

Дети: Композитор Вивальди передал своей музыкой радостное пенье птиц.

Музыкальный руководитель: Скажите, музыка всегда была радостной и беззаботной? (Ответы детей.) Конечно, музыка менялась, она становилась тревожной и взволнованной, затем - тихой и минорной (грустной, а потом - снова радостной и беззаботной. Как вы думаете, о чём хотел рассказать композитор своей музыкой? (Ответы детей.) Конечно, о радостном щебетании птиц. Наверное, они вьют себе гнёзда и радуются весеннему солнышку. Послушайте ещё раз, как беззаботно, словно птица, поёт скрипка. (Дети слушают фрагмент в исполнении скрипки-соло.). Но вдруг музыка изменилась, стала мрачной и тревожной. Подумайте, что хотел нам рассказать композитор.

Дети высказывают свои предположения.

Дети. Кто-то захотел разорить их гнёздышки, и птицы испугались.

Подул сильный ветер, и началась гроза.

Пошёл сильный дождь, и птицы спрятались.

Музыкальный руководитель. Давайте с вами поиграем: девочки будут птицами, которые радуются возвращению на родину и вьют себе гнё здышки: ищут пушок, соломинки и делают себе уютные домики. Мальчики будут грозой с сильным ветром и дождём. Мы дадим им в руки «струи дождя» (пучки разрезанного целлофана). Как только музыка станет тревожной, девочки-птицы присядут на корточки и закроют руками-крыльями свои недостроенные домики, а мальчики будут двигаться сильным «ливнем» между ними и «поливать» всё вокруг.

Теперь нужно подумать, а почему вдруг музыка стала минорной? Что хотел передать композитор Антонио Вивальди своей музыкой?

Дети. Птицы промокли, продрогли, охраняя свои гнёздышки от грозы. Они расстроились, погрустнели.

Музыкальный руководитель. Но солнышко выглянуло снова. Птицы, летая, обсохли. Они согрелись и стали весело кружиться вокруг своих гнёзд, радостно переговариваясь друг с другом.

Дети во время музыкального движения не разговаривают, а жестами и мимикой передают общение птиц друг с другом.

Звучит фрагмент концерта «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди. Дети импровизируют под музыку.

Мы с вами еще раз окунулись в большой мир музыки. Я думаю, что вас не оставит равнодушным увиденное и услышанное.

Рекомендации. Репродукции картин дети предварительно рассматривают с педагогом в групповой комнате (до музыкального занятия). Они обсуждают содержание художественного полотна, что конкретно и каким образом изобразил художник (небо высокое, светло-голубое; дерево старое, корявое, с тёмно-коричневой корой и тёмно-синей тенью на снегу и т. д.). На музыкальных занятиях нас интересует настроение художественных полотен и средства, которыми его передал художник (цвет, свет, линии, повторы и т. д.). Музыкальный руководитель должен точно знать, какие параллели он будет проводить между музыкой и живописью, на чё м он в данный момент будет акцентировать внимание детей: на средствах музыкальной и художественной выразительности или на настроении. Сравнивать можно как похожие, так и контрастные по эмоциональному настрою произведения. Главное, чтобы беседа была эмоциональной и короткой, чтобы она готовила детей к восприятию музыки.

Публикации по теме:

«Волшебница-зима в творчестве художников, композиторов и поэтов». Совместный проект«Волшебница-зима в творчестве художников, композиторов и поэтов». Совместный проект ПАСПОРТ ПРОЕКТА 1. Тема проекта:«Волшебница - зима в творчестве художников, композиторов и поэтов»2. Актуальность: Дошкольный возраст.

Конспект интегрированной НОД в старшей группе «Воспитание нравственных качеств личности на произведениях И. А. Крылова» Программное содержание: - воспитывать у детей интерес к поэтическим произведениям. - закрепить понятие «басня», продолжать работу над умением.

Конспект НОД «Образы русских богатырей в творчестве русских композиторов — классиков и художников» Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Образы русских богатырей в творчестве русских композиторов – классиков и художников».

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Весенние картинки» Задачи: Образовательные: Формировать умение строить композицию рисунка; размещать изображения, на листе в соответствии с их реальным расположением.

Литературно-музыкальный досуг «Родная природа в творчестве русских поэтов, художников и композиторов» Цель Воспитывать у детей интерес к поэзии, классической музыке и художественно-творческой деятельности Задачи • Раскрыть художественное.

Конспект НОД «Осень в творчестве русских поэтов» для подготовительной группы Задачи: Образовательные: - Создать у детей поэтический образ осени посредством разных видов искусства; - Закрепить знания детей о приметах.

НОД по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по картинам художников-сказочников» Тема: «Путешествие по картинам художников-сказочников» Ведущая образовательная деятельность: речевое развитие Цель: Совершенствовать грамматический.

Конспект НОД в старшей группе «Воспитание нравственных качеств личности на произведениях И. А. Крылова» Интегрированная непосредственная образовательная деятельность в старшей группе «Воспитание нравственных качеств личности на произведениях.

Положение о конкурсе чтецов среди воспитанников с ОВЗ детского сада «Зима в произведениях пермских поэтов» Положение о конкурсе чтецов среди воспитанников с ОВЗ детского сада «Зима в произведениях пермских поэтов». 1. Общие положения. 1.1. Настоящее.

Технологическая карта НОД «Сказочный образ Бабы Яги в произведениях великих художников и композиторов» Технологическая карта НОД ДОУ: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №20 «Родничок».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД в подготовительной группе «Весенние фантазии в произведениях поэтов, художников и композиторов»
Опубликовано: 1 декабря 2018 в 15:40
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД в подготовительной группе «Весенние фантазии в произведениях поэтов, художников и композиторов»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Соловьёва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД