Наталья Шишкина
Конспект интегрированной НОД в старшей группе «Воспитание нравственных качеств личности на произведениях И. А. Крылова»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- воспитывать у детей интерес к поэтическим произведениям.
- закрепить понятие «басня», продолжать работу над умением находить главный смысл в баснях - мораль, учить детей объяснять своими словами главную идею басни.
- через басни воспитывать нравственные качества : трудолюбие, доброту, честность, отрицательное отношения к лени.
Публикация «Конспект интегрированной НОД в старшей группе „Воспитание нравственных качеств личности на произведениях И, А, Крылова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крылов И. А. Басни Крылова
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
- активизировать в детской речи слова – определения, относящиеся к персонажам басен, строить грамотно предложения, последовательно и логично излагать свои мысли, развивать умение контролировать свои действия и действия своих товарищей; развивать речевую и интонационную выразительность речи.
- развивать звуковысотный слух, ритмический слух детей, координацию движений и умение ориентироваться в пространстве.
- продолжать учить передавать образ героя с помощью музыки и характерных движений.
Ход:
Дети заходят в зал. Здороваются с гостями.
Педагог: сегодня я приглашаю вас на экскурсию в очень красивый прекрасный город.
Он называется Санкт-Петербург (слайд город).
Это очень зеленый город, в нем много парков и аллей.
Санкт-Петербург знаменит своими изумительно красивыми фонтанами (слайды фонтаны, разводными мостами (слайд моста)
Сейчас мы подходим к Летнему саду, так называется один из самых известных парков города. Проходим по его зеленым аллеям (слайд Летний сад).
М. р. : Я приглашаю вас поиграть в Летнем саду. Будьте внимательны: музыка во 2 части будет меняться, а значит и движение. Вам помогут карточки.
Музыкально-развивающие движения «По аллее»
По аллее в сад идем
Листик мы в саду найдем.
Ветер будет задувать,
И листочки подгонять. (идут по кругу спокойным шагом)
Проигрыш : (2 раза в разных регистрах) показ карточки со схемой движения - в рассыпную, в круг, змейкой) бегут легким бегом.
На окончании музыки садятся на стулья.
Педагог: Вот и самая длинная аллея в саду, здесь стоит памятник Ивану Андреевичу Крылову (слайд памятник). Дедушка Крылов сидит в бронзовом кресле, у него в руке книжка, он о чём-то задумался. О чём он думает – об этом нам расскажут Яна, Тимур и Лера.
1 Ребё нок: «Баснописец Крылов» Лиза Федосеева
Баснописец Крылов.
Он в саду среди дубов.
А вокруг него звери и птицы:
Волки, цапли, медведь и лисицы.
2 Ребё нок: – Что за памятник чудный
Поставлен ему!
Было б скучно Крылову сидеть одному,
Днём и ночью с раскрытою книжкой,
Но не скучно с козой и мартышкой!
3 Ребё нок: – Мы из сада уйдём,
А лиса и медведь
Танцевать будут, прыгать
Вокруг него, петь.
На плечо к нему голубь присядет
И Крылов его тихо погладит.
Спасибо, ребята. Давайте посмотрим на памятник. На каждой стороне памятника – фигурки героев известных басен Крылова.
Каких героев вы узнали?
Дети: Мартышка, лебедь, муравей…
Педагог: Молодцы! Что такое басня?
Дети: Небольшое стихотворение, в них высмеиваются нехорошие поступки людей.
Дети: Басня – это поучительная история, в которой говорится, что надо делать и чего делать не надо.
Дети: В басне всегда есть насмешка над каким-нибудь плохим или глупым поступком.
Педагог: Да, ребята, в басне осуждаются недостатки людей – зависть, глупость, жадность, хвастовство. Басня учит мудрости, честности, заботе о тех, кто слабее.
Давайте вспомним, какие басни, мы знаем, в этом нам помогут картинки с изображением предметов, героев. Что здесь изображено? Очки, камень… В какой басне встречаются эти предметы. Может нам взрослые помогут.
Рассматривают картинки с изображением предметов, героев из басни. Дети угадывают название басни.
Дети: «Стрекоза и муравей»
Педагог: Какой муравей в басне?
Дети: трудолюбивый, работящий, труженик.
Педагог: Людей, которые трудятся можно назвать – старательными, усердными.
В мире природы много трудолюбивых, запасливых насекомых. Артур и Арина покажут сценку «Пчелка и Червячок».
Сценка «Пчелка и червячок»
Пчё лка: – Здравствуй, здравствуй, Червячок,
Красно-розовый бочок!
Червячок: – Здравствуй, Пчёлка, как дела?
Много мёду принесла?
Пчё лка: – Я летала целый день,
Мёд мне собирать не лень.
Скоро к нам зима придёт –
Будут детки кушать мёд.
Ну, а ты чем занимался?
Червячок: Целый день в земле копался:
Там я домик строю свой -
Я зимую под землёй.
Педагог: Какие молодцы пчелка и червячок заранее готовятся к зиме – собирали мёд, построили дом.
М. р. : А я вас хочу познакомить с мальчиком Титом. Ребята нам покажут шутку-прибаутку. (звучит музыка) Сергей, Богдан, Милана, Алёша.
У домика на скамейке лежит мальчик. К нему подходят трое детей и говорят по очереди слова:
1 – й ребё нок: «Не колода, не пень, а лежит целый день!»
2 – й ребё нок: «Вот лодырь!»
3 – й ребё нок: «Не жнёт и не косит, а обедать просит!»
1 - й ребё нок: «Тит, а Тит, иди косить!»
Тит: «Нога болит…»
2 ребенок: Тит, а Тит иди молотить
Тит: Живот болит…
3-й ребё нок: «Тит, иди кашу есть!»
Тит: «Где моя большая ложка?»
(Ищет ложку, находит за спиной и идёт есть кашу.)
Дети (убирают за спину кастрюлю с кашей, не дают Титу)
«Хочешь, есть калачи, не сиди на печи»
М. р. : ребята, нравится вам Тит? А почему?
Дети: Ленивый, не помогал работать друзьям.
М. р. : Надеюсь, у нас нет таких ребят.
Педагог: Конечно, нет, в народе всегда ценят тех, кто умеет и любит трудиться. Давайте вспомним с вами пословицы о труде и трудолюбии.
Пословицы
Дети говорят пословицы, педагог раздает фишки-картинки с изображением героев басни «Лебедь, рак и щука».
Рассмотрели картинки? Вы узнали, из какой басни эти герои?
Дети: «Лебедь, рак и щука»
М. р. : Я предлагаю вам поиграть. У каждого героя есть характерные особенности в движении, и это показано в музыкальных отрывках. Вы должны узнать музыку и согласно своей фишке-карточке передать характер героя в движении.
Музыкальная игра «Сказочный герой»
Сквозь осенние сумерки парка Рак имеет грозный вид.
По краю, струящихся вод Он усами шевелит,
Красавица, дева, дикарка – Но на самом деле рак
Гордая лебедь плывёт… Любит пятиться назад.
Слайд с иллюстрацией басни «Лебедь, рак и щука».
Педагог: Почему у лебедя, рака, щуки «воз и ныне там» стоит?
Дети: Не договорились и тянули телегу каждый в свою сторону. Работали не дружно.
Не договорились делать работу вместе.
М. р. : Это очень важно и в танце согласовывать движения со своей парой, чтобы танец получился красивый. Мальчики, приглашайте девочек на танец.
Танец «Приседай» В. Алексеев
Педагог: И я с вами присяду. Я хочу немного рассказать о детстве Ивана Крылова.
Иван Крылов был из бедной семьи. Самое главное богатством был большой, тяжелый сундук с книгами. Маленький Иван быстро научился читать, он даже учил наизусть стихи и с большим удовольствием рассказывал маме и бабушке Матрене. Когда Иван Крылов подрос, папа его отправил учиться в богатый дом. Там у него появилось два друга. Они вместе учились приличным манерам, французскому языку, математике и прочим премудростям.
М. р. : И у наших ребят тоже есть друзья. Приглашаю вас поиграть и узнать «Кто с кем дружит».
Игра «Кто с кем дружит».
Маленьким колокольчиком выбираем ведущего.
Саша - верный, добрый друг.
К нам пришел играть он в круг.
С кем он дружит, назовите.
Никого не пропустите.
Инструменты разбирайте
Веселее нам играйте.
1 группа : ложки.
Дети играют две части в разных темпах.
Педагог: Молодцы, как согласованно играли, настоящие друзья!
2 группа : колокольчики.
Педагог: Очень хорошо играли, дружные ребята!
М. р. : На каких инструментах играли друзья Саши и Ромы?
Дети: На ложках и колокольчиках.
М. р. : А к какой группе относятся эти инструменты?
Дети: Ударные.
М. р. : Сколько было музыкантов?
Дети: четыре.
М. р. : Как мы называем в музыке 4 исполнителей.
Дети: Квартет.
М. р. : Сегодня к нам пришли артисты – квартет Государственного симфонического оркестра Удмуртии.
Давайте присядем на стулья и послушаем.
Ставим стулья, заходят артисты.
М. р. : Послушаем произведение Петра Ильича Чайковского «Увертюра» из балета «Щелкунчик».
Слушание квартета.
М. р. : Вот как здорово. Совсем не похоже на квартет из басни Ивана Крылова.
Педагог: Вот и подошла к концу наша экскурсия. Но с творчеством Ивана Андреевича Крылова мы будем продолжать знакомиться. Его басни учат видеть чужие ошибки, а иногда замечать и свои.
Дети прощаются с гостями, уходят в группу.