Ирина Софронова
Конспект НОД в подготовительной группе «Четыре природных стихии»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с природными стихиями.
Задачи:
• Расширять представления о явлениях окружающего мира
• Рассмотреть четыре стихи в многообразии их проявлений и в связи с человеком.
• Формировать представления о роли стихий в жизни человека.
• Активизировать речь, мышление, развивать умение анализировать
• Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру, бережное, осознанное, заботливое отношение к природе.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Четыре природных стихии“» размещена в разделах
Материалы: картинки о стихиях, катаклизмах: шторм, ураган, извержение вулкана, землетрясение, символы «воздуха, воды, огня, земли».
Ход.
Воспитатель показывает детям соединенный стрелкам с символами «Воды»,
«Воздуха», «Огня», «Земли», расположенных по четырем углам доски;
Воспитатель предлагает детям по очереди взять по одному кругу, на которых изображены символы: воздуха, воды, огня, земли.
Воспитатель: Ребята, сейчас каждый из вас возьмет в руки круг (с обратной
стороны нарисованы символ «воды, воздуха, огня, земли»)
Воспитатель: У каждого из вас в руках символы, картинки обозначающие
«Воду», «Воздух», «Огонь» и «Землю».
Воспитатель предлагает детям встать вокруг таких же символов на ковре.
(Воспитатель встает в центре ковра)
Игра «Кого назову, покажи свой символ»
Воспитатель: Ребята, сейчас мы проверим, какие вы внимательные, и
правильно ли вы запомнили символы. Если я скажу «Вода», поднимают
символ те дети, у которых на кружке изображена вода (аналогично «Воздух»,
«Огонь», «Земля»)
Воспитатель: вам знакомо выражение «Солнце, воздух, земля и вода нам
полезные всегда»?
Дети: Да!
Воспитатель: Обратите внимание, я встала в центре ковра. Я – это человек.
А теперь отгадайте загадку: «Что от всех болезней мне всего полезней?»
Дети: воздух, вода, солнце (огонь, земля.
Воспитатель: Вы все правильно сказали. Солнце (огонь, воздух, вода и
земля не только полезны, но и необходимы для жизни человека.
Воспитатель предлагает детям занять свои места за столами.
- А теперь посмотрите на картинку. Что вы видите? (подвести к мысли о том,
что и на ковре и на доске изображено одно и то же)
- Это - схема. Вот вы (воздух, вода, огонь, земля, а это я – человек. И обозначает эта схема то, что природа создала для человека все необходимые
условия для его жизни. Если хоть один кружок убрать, то человек погибнет.
Воспитатель: А кто еще изображен рядом с человеком?
(вокруг человека выставляются картинки животных, насекомых, деревьев)
Дети: животные, насекомые, растения.
Воспитатель: А почему они нарисованы в центре схемы вместе с человеком?
Дети: Всему живому необходимы : воздух, вода, огонь, земля.
Воспитатель: Природа создала все необходимое для жизни человека, для живых организмов. И когда-то давно древним людям всего этого хватало.
Есть вода можно - пить, мыться, ловить рыбу; есть воздух - значит можно дышать; есть огонь – значит, будет свет и тепло; есть земля - есть пища (ягоды, грибы, овощи и фрукты).
Воспитатель: Прошло время людям стало этого мало. Стали они думать, как улучшить свою жизнь. Где-то надо жить – значит нужно построить дом, необходимо перебраться на другой берег реки - значит нужно построить лодку. Если стоит жара, то необходимо создать такой предмет, чтобы дул
холодный ветер. НО как это сделать? Ведь у них и есть только воздух, вода, огонь, земля. Вот и стали люди использовать воздух, воду, огонь и землю, стали создавать предметы, которые делали сами. А воздух, вода, огонь и земля стали лучшими помощниками человека.
Воспитатель: Ребята, вы любите загадки? Тогда отгадайте, что это?
Воспитатель загадывает детям загадки о воздухе, воде, огне, земле.
Черная, сыпучая,
В полях насыпана кучами.
Можешь ты ее капать
И растения сажать.
Есть пословица: «Кто мать сыру землю любит, голоден не будет».
Почему так говорят? Что дает нам земля?
Дети: растения на ней растут, земля – это дом для некоторых насекомых и
животных.
Воспитатель: Верно, но люди используют не только то, что на земле растет,
но и саму почву.
Воспитатель: Давайте с вами рассмотрим почву, и из чего она состоит.
- верхний слой земли называется перегной – это останки погибших
животных и растений, благодаря этому слою в почве растут растения и он
служит некоторым животным домом.
- 2 слой песок.
Для чего используют песок? Из него делают стекло, а зачем людям стекло? (ответы детей)
- 3 слой: глина.
Что делают из глины?
- Правильно, из глины делают посуду, кирпичи.
- 4 слой: камни.
Как используют камни.
Дети: Для строительства домов, дорог.
Воспитатель: Все верно! Молодцы! Ну что, двигаемся дальше.
Воспитатель: послушайте следующую загадку.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый и все же
Без него мы жить не можем.
- О чем моя загадка?
Воспитатель: Как человек использует воздух?
Дети: воздухом надувают шины у машин, велосипедов, батуты.
Физкультминутка
Руки все подняли выше
Чистым воздухом мы дышим.
Руки плавно опускаем,
Отдыхаем, отдыхаем.
У костра мы все присели
Свои ручки мы погрели,
А костер все выше, выше:
«Ты, костер, гори потише!»
Лодки по воде плывут
Люди веслами гребут.
Лодки к берегу подплыли,
Руки мы в воде помыли.
На земле могу скакать
Раз, два, три, четыре, пять.
Могу даже покружиться
Ей могу и поклониться.
Воспитатель: Ну что продолжим наше занятие? Тогда слушайте следующую загадку.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли –
Жить нельзя нам без…
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, в организме человека есть вода?
(дети по возможности отвечают)
Воспитатель: Да правильно, в организме человека есть вода – это слюна, пот, слеза.
Воспитатель: Как вода помогает человеку?
Дети: Человек пьет воду, готовит еду, поливает растения, вода вырабатывает электрический ток ит. д.
Воспитатель: Ну, послушайте последнюю загадку.
Может он шипеть и злиться,
И всегда воды боится.
Людям он дает тепло,
От него всегда светло.
Воспитатель: О чем загадка?
- Правильно, это огонь.
Воспитатель: Как огонь помогает человеку?
Дети: С помощью огня можно согреться, готовить еду.
Воспитатель: Да, на огонь человек может смотреть бесконечно, очень долго.
- Я хочу рассказать вам историю о том, как человек приручил огонь.
«Жил – был огонь, был он очень опасным и задиристым. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал все подряд и был злейшим врагом всего живого.
Повстречал огонь человека:
- Слушай, человек, давай померимся силой.
Тот согласился, вот начался бой. Человек заманил его к реке и сам прыгнул в воду, огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить.
Взмолился огонь:
- Не туши меня, верой и правдой буду тебе служить.
Пожалел его человек. Вот так и начал служить огонь людям. «Поселил» его
человек в своем жилище (пещере). Огонь стал их другом. У огня древние люди могли согреться, в пещере становилось тепло и светло. На огне они готовили пищу (еду). А главное огонь отпугивал хищников от жилища людей. Но прошло время и люди даже «приручили» огонь, спрятали его в надежном месте. Они придумали предметы необходимые человеку, в которых хранится огонь»
- А что это за предметы, вы сейчас скажите.
Дети: зажигалка, спичка, газовый баллон.
Воспитатель: Вы назвали много предметов, которые созданы руками человека. Воздух, вода, огонь, земля, помогает людям жить. И бывает так, что они не могут друг без друга находиться. Давайте докажем это.
Например:
- Что нужно человеку, чтобы сделать автомобиль?
1. Чтобы сделать машину нужна руда – земля дала руду, сложили руду в огромную печь – огонь превратил ее в метал – залили метал в форму – воздух остудил металл, из металла сделали необходимые части для машины, собрали все детали получилась машина.
- Что нужно человеку, чтобы сделать стеклянную вазу?
2. Чтобы сделать вазу, нужен песок – его дала нам …. (земля). Чтобы сделать песок жидким помогает …. (огонь) : мастер придает жидкому стеклу форму и охлаждает ее …. (воздухом, а чтобы ваза окончательно остыла, а стекло стало крепким, опускают вазу в …. (воду).
- И вот человек, а человек это я, и говорит: «Спасибо вам воздух, вода, огонь и земля за то, что поддерживаете мою жизнь, что помогаете создавать разные предметы, чтобы интереснее мне жилось»
Воспитатель: Но воздух, воду, огонь и землю люди называют четырьмя стихиями, потому что не всегда они помощники, а бывает и так, что творят они большие беды.
1. Земля может вдруг расколоться – землетрясение.
2. В воздухе может образоваться огромная воронка – разрушительный смерч.
3. Вода может разозлиться и наслать на землю цунами – гигантскую волну, которая может разрушить все на своем пути!
4. И огонь, который спал в недрах Земли, может неожиданно проснуться и вырваться на поверхность и стереть с лица Земли целые города – это извержение вулканов.
Игра «Спор»
Воспитатель: Я хочу предложить вам одну игру, она называется «Спор», в котором вы будете доказывать, что воздух, вода, огонь, земля - это хорошо, а я буду доказывать, что плохо.
Воспитатель: земля это плохо, потому что, бывают землетрясения, гибнут люди, рушатся дома.
Дети: Нет, земля это хорошо, потому что … (дети, сидящие за столом «Земля» приводят свои примеры, по одному)
Воспитатель: воздух это плохо, потому что бывают сильные ветры, смерчи, ураганы
Дети: Нет, Воздух это хорошо, потому что….
Воспитатель: вода это плохо, потому что бывают штормы на море, наводнения, цунами.
Дети: Нет, Вода это хорошо, потому что….
Воспитатель: огонь это плохо, потому что бывают пожары и извержения вулканов.
Дети: Нет, Огонь это хорошо, потому что….
Воспитатель: Наше занятие закончилось, вы все молодцы. Очень дружно работали и правильно отвечали на вопросы.