Алина Андреевна
«Геометрические фигуры. Счет до 5. Выше-ниже». Конспект НОД по ФЭМП в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственная образовательная деятельность.
Познавательное развитие ФЭМП.
Тема :«Геометрические фигуры. Счет до 5. Выше-ниже».
Цель: Способствовать развитию логического мышления, сообразительности, закреплению математических знаний.
Задачи.
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах пяти, правильно использовать количественные и порядковые числительные, учить отвечать на вопросы «Сколько всего?», «Который по счету?»; упражнять в уравнивании неравных групп предметов двумя способами; совершенствовать умение конструировать фигуры из палочек; упражнять в сравнении по высоте, результаты сравнения обозначать словами: «низкое», «среднее», «высокое»; развивать зрительно-пространственной ориентации; воспитывать желание делать добрые поступки, навыки сотрудничества, взаимодействия, активности, самостоятельности.
Оборудование: магнитная доска, колобок (квадратной, прямоугольной, круглой формы) ,счетные палочки, деревья разной высоты.
Раздаточный материал: Картинка колобок, счетные палочки, по три дерева разной высоты,, геометрические фигуры.
Ход НОД.
Организационный момент.
" Подари улыбку"
Собрались мы все вокруг.
Я – твой друг и ты – мой друг!
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Дети. Вы любите сказки?
Дети: Да!
Воспитатель: А какие сказки вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель: Послушайте загадку.
У него нет рук и ног, но сбежал он за порог.
По тропинке прыг да скок укатился…
Дети: Колобок!
Основная часть.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие с необычным колобком, с колобком, который любит математику.
Жили – были дед и баба.
Испекла как – то баба колобок, да не один!
Посмотрите.
(На доске три колобка: квадратной, прямоугольной, круглой формы).
Румяные, веселые они сидят, да в окошко глядят.
И вдруг один колобок говорит:
-«Надоело мне сидеть, хочу луг поглядеть».
Другой колобок говорит -«Надоело мне лежать, хочу мир повидать».
А следующий говорит:- «Надоело мне сидеть и в окошко глядеть, хочу пойти и друзей найти. Кого встречу помогу, от беды уберегу».
- Какой по счету колобок сможет исполнить свое желание? (Третий).
- Почему? (Потому что круглый).
- Какие по счету колобки останутся сидеть и в окошко глядеть? (Первый и второй)
- Почему? (Один квадратный, другой прямоугольный, не могут катиться, мешают углы)
Оттолкнулся колобок и с окошка скок: на завалинку, на травку, да и покатился. По тропинке покатился, в лесу густом он очутился.
Чтобы в этот раз колобок не попал в беду, давайте отправимся вместе с ним.
Катится колобок по дорожке и видит: сидит зайка.
Колобок: Я – колобок, румяный бок, а ты кто?
Заяц: Я - заяц, очень ловок, я - любитель морковок.
Колобок, ты не поможешь мне морковку посчитать?
У меня четыре сыночка и лапочка дочка, хочу, чтобы всем хватило, а считать не умею.
Колобок: Я тебе помогу, сосчитаю, как смогу, с ребятами вместе.
Счёт от 1 до 5 прямой и обратный.
Молодцы ребята, а сейчас давайте поможем колобку посчитать зайчат.
(На доске 5 зайчат, под ними 4 морковки)
Воспитатель: Ребята, давайте поможем колобку посчитать. Сначала посчитаем зайчат.
Дети : 1 зайчонок, 2 зайчонка, 3 зайчонка, 4 зайчонка, 5 зайчат.
Воспитатель: Сколько морковок?
Дети: 1м, 2м, 3м, 4 морковки.
Воспитатель: Чего больше/меньше, зайчат или морковок?
Дети: Зайчат больше, чем морковки, а морковки меньше, чем зайчат. Морковки 4, а зайчат 5. Число 4 меньше 5.
Воспитатель: Что надо сделать, чтобы зайчат и морковок стало поровну?
Дети: Надо добавить одну морковку или убрать одного зайца.
Воспитатель: Если добавили одну морковку, сколько их станет?
Дети: Их будет 5. Сколько зайчат, столько и морковок. Одинаково.
Воспитатель: А если убрать одного зайца?
Дети: Их станет 4, как и морковок.
Колобок: у зайца 5 зайчат, значит надо 5 морковок.
Заяц: Спасибо, Колобок, спасибо, ребята! Теперь я спокоен. Всем зайчатам хватит морковок.
Воспитатель: Покатился дальше веселый колобок.
Вдруг ему навстречу кто – то
серый Волк
И говорит: - Помоги мне колобок!
Кто же это? (Показ картинки волка)
Дети: Волк.
Волк: Я – зубастый серый волк.
Я зубами щелк, да щелк!
Я хотел построить дом.
Чтобы жить с друзьями в нем.
А построить не могу! У-у-у!1
Колобок: Я – румяный колобок, я тебе помочь бы мог. Я ребят попрошу!
Ребята, сможете построить волку дом? (Да)
Упражнение «Построй дом из палочек»
Воспитатель: Ребята, возьмите из контейнера 5 палочек и еще одну. Сложите из них домик. (Дети строят домики) Молодцы!
Колобок: Какие красивые дома получились! Тебе нравиться, волк?
Волк. Спасибо, ребята, спасибо колобок! Позову друзей сейчас – новоселье у нас!
Воспитатель: И мы порадуемся, потанцуем.
Физминутка
Как у наших у зверят (Показывают указательным пальцем)
Лапки весело стучат: (Поочередно выставляют ноги)
Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (Топают ногами.)
А устали ножки, (Поочередно выставляют ноги)
Хлопают ладошки: (Хлопают в ладоши.)
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.
А потом вприсядочку (Приседания.)
Пляшут звери рядышком.
А как пустятся скакать — (Прыжки на месте.)
Никому их не унять.
Воспитатель: Повеселились? Пора в путь! Тихо садитесь и уберите палочки.
(Пока дети садятся и собирают палочки, выставить на доске три дерева)
И покатился наш колобок дальше.
Вдруг раздался шум и треск, то медведь по лесу лез. (Показ картинки медведя)
Колобок: Что – то грустный ты, медведь.
Медведь: Я – медведь, я мед люблю, но никак вот не найду.
Пчелы мимо все летят, мед давать мне не хотят.
Колобок: Я – веселый колобок, я тебе помочь бы мог.
Медведь: Помоги мне, колобок, найти самое высокое дерево, там точно мед есть.
Колобок: Я, конечно, помогу, нужное дерево найду. Какое же здесь самое высокое?
Упражнение «Расставь деревья по порядку»
Воспитатель: Ребята, давайте расставим деревья по порядку, начиная с самого низкого. Полина, выйди к доске, помоги колобку. Саша, назови деревья по порядку. (Низкое, среднее, высокое)
Ребята, покажите медведю самое высокое дерево.
Медведь: Спасибо, ребята, спасибо, колобок, вот теперь найду я мед!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли медведю.
Воспитатель: Давайте с вами отдохнём.
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо (взмахи руками перед лицом)
Закачалось деревцо. (наклоны туловища вправо, влево)
Ветерок всё тише,тише (руки медленно опустить вниз)
Деревцо всё выше,выше. (руки поднять вверх, подняться на носки)
И покатился колобок дальше во лесок, а на встречу ему - лиса. Идет, вздыхает.
Лиса: Вот и я – сама лиса, на весь лес одна краса.
Я про фигуры знать хочу.
Колобок мне помоги все
фигуры покажи и про них мне расскажи.
Колобок: Я веселый колобок, я тебе помочь бы мог.
Не грусти, я помогу, и фигуры покажу и про них тебе я расскажу.
Воспитатель: У вас на столах лежат геометрические фигуры, давайте расскажем лисе про фигуры.
Воспитатель: Какие геометрические фигуры лежат у вас на столах?
Дети: Овал, треугольник, прямоугольник, круг и квадрат.
Воспитатель: Сколько углов у треугольника? А сторон? (Ответы детей)
Сколько углов у прямоугольника? А сторон? (Ответы детей)
У какой фигуры тоже 4 угла и 4 стороны? (Ответы детей)
А у каких фигур нет углов? (Ответы детей)
Давайте выложим фигуры из счётных палочек. Но сначало давайте разомнём пальчики.
Физминутка.
Мы играли,мы играли,
Наши пальчики устали.
Пальчики сожмём
И разожмём.
Снова мы играть начнём.
Дети выкладывают геометрические фигуры из счётных палочек.
Колобок: Теперь лиса и ты знаешь все фигуры.
Лиса: Вот спасибо, ребята, спасибо, колобок! Давай дружить.
Колобок: Много я друзей нашел. Пора домой возвращаться!
Воспитатель: И покатился колобок домой через лесок. Исполнилась его мечта. Сколько друзей нашел веселый колобок! И кого в лесу встречал, всем старался, помогал. Вот и закончилось наше путешествие с колобком.
Рефлексия. Скажите, кого встретил колобок? Какие добрые дела вы сделали вместе с колобком? (Ответы детей). Молодцы! Я горжусь вами!