Елена Ильичева
Консультация для педагогов «Мнемотехника и моделирование при обучении рассказыванию«
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с общим недоразвитием речи решают мыслительные задачи с помощью внешних средств, наглядный материал они усваивают лучше вербального. В связи с этим для обучения их рассказыванию наиболее приемлемы мнемотехника и метод моделирования.
Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Мнемотехника – система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание текстов, сохранение и воспроизведение информации, развитие речи. Это графическое или частично графическое изображение персонажей, явлений, действий. Главное – все изображенное должно быть понятно детям.
Мнемотехника основана на установлении ассоциаций. В педагогике ее называют по-разному: сенсорно-графическими схемами, предметно-схематическими моделями, блоками-квадратами, коллажем, схемой составления рассказа. Поэтому мнемотехника зачастую смешивается с моделированием и ее можно считать его частью.
Использование мнемотехники и моделирования при обучении рассказыванию детей с ОНР позволяет решать следующие задачи:
- поддерживать интерес при имеющейся быстрой утомляемости и сокращать время обучения;
- развивать грамматическую и лексическую стороны речи, звукопроизношение;
- упражнять в речевой практике как основе усвоения элементарных закономерностей языка, освоения его как средства общения;
- учить выстраивать последовательность (план) изложения высказывания, что в дальнейшем способствует возникновению планирования собственной деятельности;
- развивать навыки контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
- формировать способности видеть главные свойства и признаки предметов, применяя графическую аналогию, что позволяет связно высказываться, не пропуская основных деталей предметов, и осознать процесс построения текста, осмыслить его содержание;
- облегчать и ускорять процесс запоминания и усвоения материала, формировать приемы работы с памятью, что позволяет расширять ее объем, способствует переводу из кратковременной в долговременную, сохранению в памяти поступившей информации;
- формировать основные психические процессы – зрительную и слуховую память, внимание, воображение, восприятие, ассоциативное и образное мышление;
- закреплять и автоматизировать звукопроизношение;
- развивать технику речи: дикцию, дыхание, смысловые ударения, фразовую речь, этические и нравственные понятия;
- способствовать проявлению эмоций и раскрепощению перед аудиторией;
- развивать выразительность связной речи.
Основные направления коррекционной работы
по развитию связной речи
Метод наглядного моделирования и мнемотехника могут быть использованы в работе над всеми видами связного высказывания детей с ОНР.
Распространение предложений однородными и неоднородными членами. Например: пятнистый, длинноногий, длинношеий жираф тянется, срывает, жует.
При составлении предложений-сравнений с союзом а; с союзом а с образованием существительных и прилагательных в превосходной степени и с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Используются модели союзов а – и: коричневая короткая полоска – маленькое слово (союз).
При пересказе художественных произведений. Используются геометрические фигуры (различного размера и цвета) и сюжетные картинки, а также предметные картинки и символические изображения предметов (силуэты, контуры).
При заучивании стихотворений, пословиц, поговорок. Используются опорные рисунки, планы и условные обозначения, а также различные знаки: упрощенные фигурки, геометрические фигуры, точки, буквы, цифры, стрелки и т. д.
При составлении описательных рассказов. Данный вид рассказывания – один из самых сложных. Это связано с трудностью формирования навыка описательного рассказывания и поддержания устойчивого внимания во время прослушивания детьми рассказов других воспитанников, особенно, если они несовершенны. Использование мнемотаблиц и моделей заметно облегчает составление описательных рассказов, делает их четкими, связными и последовательными.
Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта. Мнемотаблицы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей.
При составлении рассказов-сравнений двух объектов с союзами а и и. В этом случае могут использоваться стрелки направления текста: слева направо, сверху вниз.
Модели и мнемотаблицы очень эффективны для закрепления употребления сложных предложений с союзом а или и («слон живет в жаркой стране, а белый медведь живет на севере» или «жираф живет в жарких странах, и лев живет в жарких странах»). Они также способствуют обучению словообразованию и словоизменению (прыгающий, лесной, пятнистый и т. д., образованию сложных слов (длинноногий, красногрудый и т. д., подбору и употреблению антонимов (зимующий – перелетный, ползающий – летающий и т. д., предлогов.
При составлении рассказов-сравнений с образованием существительных и прилагательных в превосходной степени и с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. («Зебра бегает быстро, а леопард еще быстрее»).
Использование одной мнемотаблицы или модели при составлении описательных рассказов по нескольким темам (например, одна мнемотаблица для рассказывания о домашних животных, диких животных леса, диких животных жарких стран и севера; одна мнемотаблица для составления рассказа о предметах одежды, обуви, головных уборов; одна мнемотаблица для рассказывания о временах года и т. д.).
При составлении рассказа по картине и серии картин. В этом случае у детей формируется представление об основных принципах связного сообщения. Последовательно изображаются произошедшие события, отражаются причинно-следственные связи, определяется основная мысль, и выбираются лингвистические средства, необходимые для составления рассказа.