Елена Ильичева
Конспект ОД «Загадки лесной опушки» для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: закреплять знания детей о признаках различных классов животных, правилах поведения в природе, способах ориентирования по компасу и на местности. Опытным путём доказать отрицательную роль костровой деятельности человека в природе. Расширять представления детей о взаимосвязях в природе, развивать умение высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, отражать их в рисунках. Оборудование: карточки-модели с признаками классов животных, картинки с признаками ориентирования на местности; оборудование к опыту – свечка, банка, спички; шапочки для игры «Живая пирамида»; экологический светофор – красные и зелёные таблички; экологический конструктор «Дерево», макет дуба, скамейка.
Ход ОД:
Педагог: Ребята, я хочу открыть вам свою маленькую тайну. Несмотря на то, что за окном холод и снег, у нас есть возможность попасть в тёплый день на лесную опушку. Хотите? Но есть одно условие, и поставил нам его хозяин леса – старичок Лесовичок. Чтобы получить пропуск на опушку, надо выполнить его задания.
1 задание – загадка. Лесовичок просит, чтобы по опорным знакам вы отыскали животное, которому этот знак принадлежит. (Дети получают модели и соотносят их с объектами-животными). Молодцы, с первым заданием справились.
2 задание – экологический светофор. (Дети получают по красной и зелёной карточке). Я расскажу вам одну историю, а вы слушайте внимательно и, если будете согласны со мной – поднимаете зелёный знак, если нет – красный. «Наступила весна, солнце всё выше поднимается над землёй. Дни стали короче, а ночи длиннее. Дети отправились в лес, чтобы полюбоваться листопадом. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь! В лесу можно поиграть: листьями пробросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени – ещё вырастет! А вот на ветке – гнездо с птенцами – ребята не стали близко подходить, чтобы не вспугнуть птиц. Солнце стало садиться, пора возвращаться домой». Что ж, и со вторым заданием Лесовичка вы справились. И он приглашает вас на лесную опушку. Правила вежливости в природе вам знакомы, а вот сможете ли вы пройти по лесу и не заблудиться? Чем можно воспользоваться? (компасом). Посмотрите вокруг, не заметите ли вы других способов ориентировки в природе? (ответы детей по картинкам). Лесовичок приглашает нас на полянку возле дуба, а она находится в северном направлении. (Дети выбирают направление). А сейчас продолжается волшебство старичка Лесовичка. Сейчас вы превратитесь в растения и животных, и мы поиграем в игру «Живая пирамида» (подв. игра).
Ну вот, вы немного размялись, а сейчас давайте разведём в лесу костёр (реакция детей). Сейчас мы с вами узнаем, что происходит, когда мы разводим костёр (опыт со свечой с пояснениями).
Делается вывод: частое разжигание костров вредит чистоте лесного воздуха и тем, кто живёт в лесной подстилке (насекомым). Как вы думаете, может человек помочь лесу, чтобы число деревьев не уменьшалось? (ответы детей). Я предлагаю вам «вырастить» деревья с помощью конструктора (экологический конструктор «Дерево»).
Старичок Лесовичок видит, что вы настоящие друзья природы, и поэтому хочет поведать вам историю этого дуба.
«Стоял в лесу недалеко от дороги дуб, красивый на загляденье. Кто мимо ни пройдёт – обязательно подивится, остановится и скажет: - Правду говорят, что наш дуб – самый лучший во всём лесу. И загордился наш дуб, а траву, что у самых его корней растёт, совсем не замечали, никто ею не восхищался. Однажды к дубу пришли люди, и так он им понравился, что поставили они рядом скамейку. С утра до вечера на скамейке сидят люди, бегают, танцуют, играют на лужайке. Только траве стало жить хуже. (Почему) Потерпела трава, потерпела, а к середине лета засохла. Дуб и не заметил, что трава исчезла. Но прошло несколько лет – стал дуб хворать. (Как вы думаете, почему дубу стало плохо) Корни дуба задыхались в плотной, утоптанной почве, кора его потемнела, а на лисья напали гусеницы, как будто ждали, когда дерево ослабеет. (Кто защищает деревья от насекомых) Никто уже не называл дуб красивым, тогда-то и вспомнил дуб о траве и стал её звать: «Травушка-муравушка, возвращайся на мою полянку, очень мне без тебя плохо». - Только попроси медведя перенести скамейку подальше от твоих корней, тогда я вернусь. Отнёс медведь скамейку, никто больше не топтал почву возле дуба, вернулась трава, постепенно залечил дуб болезни. Только больше не важничал, приветлив даже с самой маленькой травинкой. А трава зеленеет и думает: «Обыкновенная я трава, а всё же без меня в природе не обойтись».
Вывод: оказывается, всё в природе взаимосвязано, и самому большому дубу не обойтись без маленькой травинки. А нам пора возвращаться из леса. Давайте поблагодарим Лесовичка за то, что поделился с нами тайнами лесной опушки, попрощаемся с лесом. Сейчас я предлагаю вам нарисовать то, как мы можем помочь лесу и его обитателям, что никогда нельзя делать, гуляя по лесу. Ваши рисунки мы соберём в книгу, которую покажем всем ребятам нашего детского сада.