Евгения Гасанова
Конспект НОД «В гостях у зелёного друга. Деревья» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «В гостях у зелёного друга» для детей подготовительной группы.
Задачи: показать особенности жизненных функций деревьев (питаются, живут, размножаются).
- уточнить знания детей о строении дерева (корень, стебель, листья, о значении и функции каждого его органа, видеть красоту природы в любое время года, изменение в его облике; учить различать деревья не только по листьям, но и по коре, плоду, уметь определять возраст дерева по кольцам на срезе ствола.
Публикация «Конспект НОД „В гостях у зелёного друга, Деревья“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Активизация словаря: породы деревьев, названия деревьев, корень, стебель, ствол, листья, всасывать, удерживать почву, корни-тросы, почвогрунт.
Обогащение словаря: орган.
Ход занятия.
Звучит музыка «Наш край» Д. Кабалевского, дети слушают.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась эта песня? А вы слышали её уже? О чём в ней поётся? Когда мы говорим о Родине, вспоминаем родной дом, двор, берёзки и рябинку, ветвистый дуб и лёгкий белый пух тополей. Мы настолько привыкли к нашим зелёным братьям, что иногда не замечаем их, обижаем, не бережём. А представьте жизнь без них: ни одного дерева, кустарника, листочка – голая пустыня, одни дома и дороги. Скучно? Есть где спрятаться от жаркого солнца? Есть где посидеть, отдохнуть в тени и прохладе? Есть чем полюбоваться? Негде птице свить гнездо, негде спрятаться белке, зайке, Нет ни грибов, ни ягод, ни берёзовой рощи, Ни дремучего леса, ни чистого воздуха. Хорошо? Вам нравятся деревья? Какие деревья вы знаете? В какое время года деревья вам нравятся? А вы сможете узнать дерево по листу, по коре, по древесине? Можете определить – сколько ему лет? Сколько вообще живёт на свете дерево? Хотите узнать обо всём об этом?
Вот сегодня мы попробуем поближе познакомиться с нашими зелёными братьями, понять их, полюбить их, позаботиться о них. (Воспитатель раздаёт детям по открытке, на которых изображены деревья разных видов в разное время года). Ребята, посмотрите на эти фотографии. Вы узнаёте деревья? Какие деревья у Юли?. Какое время года? В разное время года дерево встречает нас в разном «наряде». Весенним утром оно усыпано коричневато-зелёными набухшими почками, летним днём шелестит зелёной кроной листьев, осенью одевается в багряно-жёлтый наряд. Выйдя на прогулку зимним утром, вы застанете дерево сверкающим от инея. Посмотрите, как прекрасны деревья в любое время года!
(Воспитатель вывешивает схему строения дерева).
Дерево – живое существо. Оно тоже дышит, растёт, питается, размножается, умирает.
Состоит оно из трё х основных органов: корня, стебля (ствола) ,листьев. Корни скрыты глубоко в почвогрунте, широко расходятся и ветвятся, образуя сложную систему. Корни длиннее, чем ветви деревьев. Они, как крепкие тросы, держат дерево в вертикальном положении. Сила их огромна. Они помогают дереву противостоять самому сильному ветру. Корни деревьев пронизывают почву нашего двора и удерживают её от выветривания. Они защищают склоны и берега рек от обвалов. Корневые волоски, как насосы, всасывают влагу из почвы, поят и питают дерево.
Стебель дерева называют стволом. Ствол ветвится, образуя крону. Все важнейшие органы дерева : листья, почки, цветки, плоды находятся на стволе и его ветвях. Все они накапливают питательные вещества для жизни корней и про запас.
Обратите внимание на окраску стволов деревьев. У берёзки – они белые, у липы – тёмные, почти чёрные, у тополя и осины – зелёные. Гладкая кора – у каштана, липы, рябины, берёзы; трещиноватая – у клёна, дуба, акации.
Посмотрите на срез ствола сосны. Что вы видите на нем? Кольца. По этим кольцам можно узнать, сколько лет дереву. Сосчитайте, сколько колец, столько и лет. (дети считают). Кольца разной толщины. Есть толстые, есть тонкие. Так вот по их толщине мы можем узнать, какие годы были засушливые, а какие были благоприятные. Это дерево прожило 20 лет. А сколько же лет живут вообще деревья? Так вот самые долговечные породы: дуб, липа, лиственница живут более 500 лет. Самый короткий век – у тополя, осины, ивы.
Если бы деревья умели говорить, то представляете, сколько интересного они могли бы вам рассказать. Ведь они пережили и ваших прабабушек и многих, многих людей. Стоят, смотрят на нас, шумят своей листвой. А мы любуемся ими, поём песни о них, водим хороводы вокруг них, читаем стихи и восхищаемся ими.
Послушайте стихотворение С. Есенина «Берёза».
Зелёная причёска, девическая грудь,
О, тонкая берёзка, что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер?
О чём звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?
Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил печальный
Твой предосенний шум.
Игра «Назови дерево».
Цель: закрепить названия деревьев.
Правила игры: дети встают в круг, воспитатель бросает мяч ребёнку, тот ловит его и называет любое дерево, возвращая мяч воспитателю. Дети не должны повторять ответы других ребят.
Наблюдение в природе: Рассматривание деревьев, уточнив их название, обратить внимание на кору (цвет, поверхность, узнать дерево по коре, листу. Рассматривание пеньков: определить возраст деревьев, благоприятные и засушливые годы. Сравнить деревья по толщине, высоте.
Материал к занятию: звукозапись песни Д. Кабалевского «Наш край», схема строения дерева, открытки и иллюстрации с пейзажами леса (парки, поляны) в разное время года, срез ствола сосны, мяч.