Галина Аржанова
Конспект интегрированной НОД в старшей группе «В гостях у художника»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
«Образовательный центр» с. Дубовый Умет
муниципального района Волжский Самарской структурное подразделение «Детский сад «Колосок»»
КОНСПЕКТ
ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «В ГОСТЯХ У ХУДОЖНИКА»
Воспитатель: Аржанова
Галина Владимировна
2021год
Публикация «Конспект интегрированной НОД в старшей группе „В гостях у художника“» размещена в разделах
Цель : знакомство детей с творчеством художников-пейзажистов,
воспитание эмоциональной отзывчивости.
Задачи.
Обобщить и систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.
Развивать у детей художественное восприятие пейзажных картин, интерес и эмоциональный отклик на них.
Учить детей внимательно рассматривать репродукции картин и видеть образ пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности. Обратить внимание на цвет и цветосочетания как средство передачи осенних явлений, эмоционального отношения художника к изображаемому.
Закрепить представления детей о том, что изображение деревьев, луга, поля, т. е. изображение природы, называется пейзажем.
Совершенствовать навыки работы с нетрадиционными изобразительными
средствами и умение детей работать в паре.
Обогащать и активизировать словарь детей; ввести в него эмоционально – оценочную лексику, эстетическсие термины, отражающие качество объектов, их форму, фактуру и вызываемые ими у человека эмоциональные состояния – радости, удовольствия, наслаждения. Поощрять высказывания детей.
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей :
социально – коммуникативное развитие
познавательное развитие
речевое развитие
художественно- эстетическое развитие
физическое развитие
Оборудование и материалы: аудиозапись П. И. Чайковского
«Осень» из фортепианного цикла «Времена года», «Звуки осеннего леса», «Голос осени», мольберты, картины русских художников И. Левитан «Золотая осень», И. С. Остроухов «Золотая осень», конверт с письмом и заданиями от Осени, листочки из картона для дорожки, осенние деревья, разрезные картинки, дидактическое пособие «Цветик-семицветик», окрашенное пшено, пейзажные картинки, клей, салфетки, кисточки.
Предварительная работа :
Наблюдение за приметами осени на прогулке, сбор осенних листьев
Экскурсия в осенний парк,в лес.
Посещение выставки известных художников «Краски осени»
Экскурсия в Историко-краеведческий музей им. А. В. Юшкина.
Рассматривание альбомов, беседы, разучивание стихов и поговорок об осени, пение песен и слушание музыки
Чтение художественных произведений.
Изготовление дидактического пособия «По следам осени» и поделок из природного материала
Ход НОД
(Дети под музыку входят в зал.)
Вос-ль: Я твой друг и ты мой друг
Встанем дети дружно в круг
За руки возьмемся
Гостям улыбнемся.
Вос-ль: - Ой, ребята, вы знаете
Что было? Что случилось?
Сегодня в группу дверь тихонько отворилась.
Кто же к нам через порог
Бросил желтенький листок.
(влетает гелевый шарик, на нитке письмо в виде осеннего листочка)
Вос-ль:Не знаете, кто бы это мог быть?
Не трудно догадаться, стоит только загадку отгадать.
Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима.
Кто же это?
Дети: Осень!
- Да, ребята, это послание от Осени.
Давайте посмотрим, что же тут написано?
Письмо: На лесной опушке я краски разводила
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
И зазолотились листья у берёзы.
Ребята, я вас приглашаю в гости в осенний лес.
- Дети, вы хотите побывать у осени в гостях? Тогда мы сейчас совершим путешествие по следам осени.
Вы готовы? Но, прежде, чем отправиться, вы должны пройти испытание, ответив на мои вопросы. Я хочу узнать, много ли у вас накопилось знаний об осени?
Блиц-опрос:
-Какое сейчас идет время года?
-Сколько месяцев длится осень?
-Какие осенние месяцы вы знаете?
-Что за золотые монетки падают с деревьев?
-Почему мы не слышим птичьих голосов?
- Какие птицы улетают осенью на юг?
«Игра «знатоки природы» Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», скрестить руки (или потопать)
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?
- Молодцы, хорошо отвечали на мои вопросы. Теперь настала пора оправляться в путь. Дорогу в лес нам покажут осенние листочки, но на пути нас ждут задания-испытания. Вы готовы? Тогда в путь!
(дети идут друг за другом по осенним листочкам которые лежат на полу)
1. Задание. Пазлы «Две осени»
Собрать из множества элементов единую картинку.
Разделить детей на 2 подгруппы и каждая подгруппа должна собрать пазлы.
1 подгруппа собирает раннюю осень, вторая – позднюю.
- Посмотрите ребята, какое время года вы собрали? (осень)
- Чем же отличаются эти две картинки? (Называют различия ранней и поздней осени).
(Дети идут дальше по листочкам)
2. Задание. Игра «Собери веночки из листьев».
(Дети идут и видят полянку из осенних листьев.)
Вос-ль: Ребята давайте присядем на этот осенний ковёр.
- А зачем деревья сбрасывают листву?
Дети: Готовятся к зиме, защищают себя.
Вос-ль: Давайте узнаем, что это за листочки?
(Дети делятся на три команды и каждая команда собирает свой венок)
Вос-ль: Какие веночки у вас получились?
Дети: Дубовые, кленовые, берёзовые.
(Идём дальше по тропинке)
3. Задание. Дидактическое пособие «Цветик-семицветик»
Вос-ль: Ребята, осень спрашивает у нас знаем ли мы правила поведения в лесу.
(дети называют правила поведения в лесу, вос-ль переворачивает лепестки с картинками)
Вос-ль: Ребята, мы с вами выполнили все задания, но в лес так и не попали.
Звучит аудиозапись «Голос осени»
Молодцы,ребята,вы справились со всеми заданиями.
А сейчас закройте глаза и покружитесь.
(Открывается занавес)
Вос-ль:Где мы оказались?Посмотрите, как здесь красиво.
Лес точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Вос-ль: Что вы представляете слушая этот стихи?
Дети: Лес, осень.
Вос-ль: Молодцы. Поэты любят писать об осени, композиторы сочиняют музыку, а художники пишут картины.
(Обращает внимание детей на перевёрнутую картину на мольберте. Воспитатель в месте с детьми рассматривают картину И. Левитана «Золотая осень»)
Ребята, посмотрите, здесь в лесу какой – то художник нарисовал и оставил картину. Что изображено картине? Как называется этот жанр искусства? Почему пейзаж? А как вы бы назвали эту картину? Ответьте, кто нарисовал эту картину?
-Как вы думаете, как художник назвал свою картину? Почему он дал такое название? Может кто-нибудь из вас знает художника, написавшего эту картину?
- Какие чувства и настроение вызывает у вас этот пейзаж? Почему?
Осень-красивое время года. Природа обретает яркий цвет. Осенью все листья на деревьях становятся разноцветными: красными, оранжевыми, коричневыми и даже фиолетовыми. Цвет листьев зависит от того, какая стоит на улице погода: чем солнечнее осенние дни, тем ярче окраска листьев. Многие художники очень любят рисовать осеннюю природу.
Эту картину написал известный художник Исаак Левитан. Посмотрите, каких красок больше использовал Исаак Левитан – теплых или холодных? Какие чувства вызывают теплые тона красок? (Создают у нас радостное, праздничное настроение). А какие –холодные?
Что вам хочется сделать, глядя на эту картину?
Мне тоже хочется пройтись по осенним красотам, золотисто-багряным березовым рощам. Вдохнуть свежий воздух, почувствовать дуновение легкого ветерка, послушать шум реки.
Золотая осень восхищала и радовала Исаака Левитана. Давайте внимательно рассмотрим ее. Что изобразил он на переднем плане картины?
Расскажите о них. Какие они?
Что вы видите на дальнем плане?
Что вы можете рассказать о речке? Какая она и какими красками изобразил художник? (Близко к нам она синяя, есть даже немного фиолетового цвета. А вдали она голубая).
Что можно сказать о небе? Какое оно? Есть ли солнце? Почему вы так думаете?
Итак, мы с вами познакомились с картиной Исаака Левитана «Золотая осень». Данная картина очень известна во всем мире. Многие люди приезжают из разных стран, чтобы ее увидеть.
(Воспитатель обращает внимание ещё на одну картину)
Вос-ль: А сейчас перед нами репродукция картины другого художника
Вос-ль: Как вы думаете кто написал эту картину и как она называется?
Дети: И. С. Остроухов «Золотая осень»
Вос-ль: Правильно
Вопросы:
- Что вы видите на картине? Что изображено на переднем плане?
- Посмотрите внимательно и скажите, что самое яркое в картине? (Осенние листья)
- А что можно сказать об этих листьях, какие краски использовал художник?
- Да, среди жёлтых листьев клёна и берёзы есть и другие листья, какие они? (Вверху они зеленоватые, а внизу и на земле много красноватых, коричневых и оранжевых листьев)
- Вы почувствовали что от этих листьев нам становиться светлее? Почему? Ведь художник изобразил раннее утро, солнце ещё не взошло, а от этих листьев светло (жёлтый цвет- яркий, тёплый, он ярко выделяется на тёмном фоне земли, чёрных стволов.)
- А что вы видите дальше в глубине картины? (На тропинке сидят две сороки)
- А как выдумаете почему сороки опустились вниз на тропинку? (Раннее утро. Кругом тихо. Птицы никого не бояться.
- Какое настроение передаёт художник в своей картине? (Грустное, печальное)
- Почему грустно смотреть на опавшие листья, пожелтевшие деревья? (Природа прощается с летом)
(звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года»)
Картина погружает нас в волшебный мир осенней природы, он изменчив, пройдет некоторое время и деревья сбросят листья, парк с голыми ветвями будет смотреться совсем иначе. Природа готовится к зиме, холодам и снегу. Но сейчас, в начале осени, она прекрасна. Илье Остроухову удалось остановить мгновение, чтобы в памяти остался этот великолепный осенний день.
Как хочется пройтись по этому парку, насладиться тишиной, услышать под ногами хруст сухих веток и шелест опавшей листвы, надышаться свежей прохладой осеннего дня! А еще собрать букет из кленовых листьев и дома поставить его в вазу. Чтобы он напоминал о приятной прогулке и сказочной прелести осенней поры.
(вос-ль находит кисточку)
Вос-ль: Что это?Кто ее здесь оставил?
Дети: Художник.
(Выходит художник, в руках краски)
Худ-к: Здравствуйте ребята! А что вы тут делаете?
Дети: Гуляем в лесу, рассматриваем картины художников.
Худ-к: А вы меня узнали?
Дети: Художник
Вос-ль: Уважаемый художник, а это случайно не ваша кисточка?
Худ-к: Да, это моя самая любимая кисточка. Белки, наверное, прыгали по веткам и уронили.
Вос-ль: Скажите пожалуйста, а что вы делаете в лесу?
Худ-к: Я- художник пейзажист. Ребята, а что такое пейзаж?
Дети: Природа.
Худ-к: Правильно, художников которые рисуют природу называют пейзажистами. А чтобы картины получились яркими, красочными и достоверными они всегда выходят на природу.
(Художник обращает внимание детей на мольберт с картиной)
Худ-к : Посмотрите,я сейчас работаю вот над этой картиной. Как вы думаете,.какой период осени здесь изображен. Как бы вы назвали эту картину?
(дети замечают,что картина не дорисована.
Художник предлагает детям закончить работу.
2-3 детей остаются с художником.)
Остальные дети проходят за столы.
Вос-ль:Перед тем как вы начнете рисовать,я вам предлагаю разогреть ваши пальчики,чтобы они хорошо потрудились.
(физкультминутка)
Вот помощники мои (руки вперед,пальцы выпрямить и расжать)
Их как хочешь поверни (ладони повернуть вверх-вниз)
Хочешь эдак,хочешь так (ладони вверх-вниз)
Не обидятся никак. (пальцы сжимать и расжимать в такт стиха)
Вос-ль:Я предлагаю вам превратится в настоящих художников и оживить пейзаж с помощью разноцветной крупы. А работать вы будете в паре.
(Нетрадиционная техника рисования,с использованием окрашенной крупы).
(фоном звучит осенняя музыка) По окончании работы дети вместе с
художником выходят на середину зала.
Вос-ль:Где мы с вами побывали? Что интересного узнали?
(ответы детей)
Вос-ль: А еще мы познакомились с картинами знаменитых художников и показали себя настоящими знатоками природы.
А теперь мы улыбнемся,крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье мы подарим обещанье,
Дети:Будем с лесом мы дружить, охранять его, любить!
(фото на память)