алтынчурина
Конспект НОД «Путешествие в прошлое» в старшей группе
КОНСПЕКТ
Непосредственно образовательной деятельности
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
ТЕМА: «Путешествие в прошлое лампочки»
Программное содержание.
1. Познакомить с историей электрической лампочки. Систематизировать знания о свойствах и действиях различных предметов-предшественников электрической лампочки.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в прошлое“ в старшей группе» размещена в разделах
2. Формировать способности устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
3. Воспитывать интерес, желание больше узнать о жизни людей раньше.
4. Активизировать речевую деятельность детей (обогащение словаря, построение сложных предложений, умение участвовать в разговоре).
Материал: ящик ощущений, лучина, керосиновая лампа, электрическая лампочка, спички, различные светильники.
Ход занятия.
I часть
Воспитатель: Дети, скажите как вы понимаете слово путешествие? (Рассуждения детей).
Вывод: путешествия бывают разные, но всегда интересные и полезные.
Воспитатель: Мы сегодня с вами отправимся в путешествие, которое называется «Мир удивительных вещей».
Одна из этих удивительных вещей находится здесь, в этом волшебном ящичке. Что это за вещь вы можете узнать руками. Давайте попросим Василису узнать что там. Что это? Про такую удивительную вещь есть много загадок, вы их знаете. Давайте послушаем как точно в загадках рассказывается об электрической лампочке.
Ваня, твоя загадка:
Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется
Ярким пламенем зажжется. Аня:
Висит груша,
Нельзя скушать.
Почему электрическую лампочку назвали грушей?
А я тоже знаю загадку:
Чудеса на потолке —
Повисло солнце на шнурке.
Про какие лампочки можно сказать, что они повисли на шнурке?
Лена:
Висит без дела днем,
А ночью освещает дом.
Почему так говорится? (Днем свет не нужен).
Вывод: вот какая удивительная вещь – электрическая лампочка: стеклянный пузырек
похож на грушу, внутри огонек, днем отдыхает, ночью все освещает.
Об истории появления электрической лампочки, о том, как люди освещали свое жилье, нам поможет узнать музей электрической лампочки. Встаньте, пожалуйста, закройте глаза и со мной, не спеша, повторяйте:
Раз-два-три, повернись
И в музее окажись.
Вот мы и в музее. Дети, а какое основное правило есть в музее? (Экспонаты руками
не трогать). Подойдите сюда поближе и рассмотрите экспонаты. Какие предметы вы
видите? (Дети перечисляют). Вика, ты что увидела?
Докажите, что общего у этих предметов? (Зажигаются, освещают). Давайте присядем, поговорим о том, как человек придумал свет.
Давно-давно, когда человек жил в пещере, он научился разжигать огонь (показ иллюстрации, от него становилось светлее. Когда ему вечером или ночью надо было выйти из пещеры, он придумал факел. Я вам расскажу о нем. Факел- это большая палка, один конец ее обмотан тряпками или паклей, этот конец обмакивали в жидкость, которая хорошо и долго горит. С факелами ходили не только по улицам, но позже стали в замках освещать помещение. (Показ иллюстрации). Позднее, в крестьянских избах для освещения использовали это… .
Что это? Это просто щепка, заостренная на одном конце, ее называли лучиной. Может, кто из вас видел лучину? Что ей делали? (Разжигали самовар). В избах лучину вставляли вот в это укрепление, оно по-старинному называется светец (повторение нового слова). Лучину делали из березы, она лучше горит. (Зажечь, показ). Обратите внимание: от лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит. Может, ее оставить гореть? Потушим, чтобы не было пожара. (Стакан с ВОДОЙ).
Физминутка
Мы работали, устали,
Разом встанем, отдохнем
И опять рассказ начнем.
На раз – подняться – потянуться,
На два – согнуться – разогнуться,
На три — в ладоши три хлопка,
головою три кивка,
На четыре – руки шире,
На пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
II часть
Воспитатель: У меня здесь есть еще удивительные вещи, возьмите по одной. Что это? Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения жилья — свечи. Рассмотрите, потрогайте. Какая свеча на ощупь? Потрогайте ноготочком — какая она? Свечи делали из пчелиного воска и бараньего сала. Внутри свечки находятся крученые нити – это фитиль, его зажигают, потрогайте ниточки. Вы дома с родителями зажгите свечи и понаблюдайте, что же будет, а потом в д/с все расскажете. (Собрать свечи).
Человек стремился придумать более удобное освещение для своего жилья. Люди научились из нефти делать керосин и придумали керосиновую лампу. Никто не видел такой лампы? Внизу у лампы чашечка, туда наливают керосин, вставляют фитиль из толстой нитяной ткани, а сверху стеклянную колбу. Для чего она? Чтобы не обжечься, лучше освещало. (Показ зажжения, выдвижение фитиля).
Лучинка, свеча, керосиновая лампа, как думаете, они удобны для освещения?
Почему? (Коптят, быстро сгорают, мало света, может пожар быть, обжечься, руки занозить).
Воспитатель: Прошли годы, и человек придумал электрическую лампочку. Она и сейчас
освещает наши квартиры. В наших домах различные светильники: на потолках
висят люстры, на стенах — бра, на столах – настольные лампы. А еще, какие знаете?
Воспитатель: Вот мы сегодня с вами и узнали об истории электрической лампочки и о том, чем люди освещали свое жилье. Вы меня порадовали своими ответами. А сейчас пора из музея возвратиться в д/ с:
Раз – два – три, повернись
В детском саду окажись.