Патимат Дайтбегова
НОД «Хлеб — народное богатство» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11 «Сосна»
Непосредственно- образовательная деятельность
«Хлеб-народное богатство»
Для детей старшего возраста
Подготовила: воспитатель
Дайтбегова Патимат М.
Цели:
— добиваться сознательного понимания детьми цены хлеба, огромного уважения и почтительного отношения к хлебу;
Публикация «НОД „Хлеб — народное богатство“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
— воспитывать у детей уважительное отношение к труду людей, которые тратят много труда, сил и энергии, для того чтобы вырастить, собирать урожай зерна — хлеборобам и механизаторам;
— формирование бережного отношения к хлебу.
Задачи:
Образовательные.
— дать представление о том, как выпекают хлеб;
— расширять имеющиеся у детей знания о приметах, связанных с хлебом;
— закрепить понятия «белый хлеб», ” черный хлеб«; учить классифицировать хлебобулочные изделия по этим признакам;
— уточнить и обобщить представления детей об условиях, благоприятных для роста растений.
Развивающие.
— помочь детям правильно ориентироваться в ассортименте хлебобулочных продуктов;
— развивать логическое мышление;
— развивать связную речь детей, словарный объём детей;
— развивать умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, аргументировать свое мнение;
— активизировать познавательную деятельность воспитанников, их интеллект, память, внимание, воображение, слух ;
— развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные.
— формировать у детей экологическое и природоведческое мировоззрение;
— формировать познавательный интерес к рабочим профессиям;
— воспитывать чувство уважения к труду хлеборобов;
— воспитание позитивного отношения к ответам друг друга, содействовать деятельному общению детей;
— привести к пониманию, что хлеб нужно беречь, обязательно доедать и не выбрасывать.
Методы и приемы:
— наблюдение;
— создание проблемной ситуации;
— объяснительно-иллюстрационный метод;
— словесный метод (беседа, рассказывание сказок, стихов о хлебе);
— игровой метод;
— совместная деятельность с детьми;
-наглядный (демонстрация природного материала и иллюстраций с изображением труда хлеборобов, механизаторов, пекарей,
Предварительная работа:
— слушание песен (зреет пшеница, рожь колосится, разучивание народных пословиц, поговорок; разучивание стихов, песен;
-беседы о хлебе; чтение художественной литературы, книг для детей о хлебе, рассказ Александры Березиной «Дети и хлеб»;
— сюжетно-ролевые игры «Путешествие по профессиям»;
— рисование хлебобулочных изделий.
Словарная работы:
— расширить словарный запас детей: «хлебное поле», «хлеборобы», «пекарня», «элеватор».
Материалы и оборудование:
— если есть возможность, можно поставить в вазу колоски пшеницы, ржи;
— рисунки с изображением хлеба (каравай, пироги, булки, ватрушки, баранки);
— рисунки, схематически изображающие этапы выпечки хлеба;
— «Булочки», «пирожки» из пенопласта или поролона.
— кукла Колосок (кукольный театр);
— коробка с сюжетными картинками;
— муляжи хлебобулочных изделий;
— плакат «Хлеб — всему голова».
Планируемые результаты:
— иметь представление о нелегком труде хлеборобов;
— дети приобретут новые знания о том, каким трудом достается хлеб, о семенах растений, из которых вырастают колоски;
— у детей появится интерес к природе, который необходимо укреплять, открывая перед детьми новые знания посредством проведения интересных занятий;
— воспитатель может раздать детям по нескольку семян пшеницы и ржи для посадки дома, совместно с родителями;
— уметь работать в группе, уметь делать выводы, понимать причинно-следственные связи;
— уметь высказывать свою точку зрения свое собственное мнение.
Виды детской деятельности:
— игровая;
— коммуникативная;
— познавательно-исследовательская;
— продуктивная.
Ход занятия
1. Организационный момент.
На подносе с вышитым полотенцем лежит каравай хлеба, можно поставить в вазу колоски пшеницы. На стене висит плакат «Хлеб-всему голова» и рисунки с изображением хлебобулочных изделий.
Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о хлебе. Хлеб всему голова! — издавна говорили на Руси. В этих словах дань огромного уважения народа к хлебу, которое передается от поколения к поколению.
Хлеб — непросто важнейший продукт питания, а нечто большее. Он символ труда, благополучия, мира. С весны до осени не покладая рук трудятся хлеборобы, чтобы в каждый дом, на каждый стол хлеб пришел! Как в народе говорят о хлебе? Давайте вспомним пословицы и поговорки.
Дети: Хлеб всему голова.
Хочешь есть калачи — не сиди на печи.
И на золотой горе можно пропасть с голоду.
Ржаной хлебушко — пшеничному дедушка.
Хвала рукам, что пахнут хлебом.
Хлеба ни куска, и стол — доска.
Плох обед, коли хлеба нет.
Не велик кусок пирога. А стоит много труда.
Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец родной.
Берегите хлеб — он наше богатство.
2. Сообщение темы занятия:
Воспитатель: А как вы думаете, ребята, откуда в наши магазины привозят хлеб?
А может батоны, буханки и баранки растут на хлебных деревьях?
Дети: Нет, хлеб пекут.
Воспитатель: А вы хотели бы узнать, из чего пекут хлеб?
Дети отвечают: Да!
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Колосок, он вам многое расскажет!
Колосок: (кукольный театр)
Я мальчишка, Колосок, золотой волосок,
У меня на солнышке созревают зернышки!
А чтоб зернышки созрели,
Надо чтобы дождь их поливал,
Чтобы солнышко светило,
И чтоб ветер обвевал!
После зерна собирают
И в муку их превращают,
А потом вам из муки
Выпекают пирожки.
Хлеб пекут, печенье
Всем на удивленье!
Воспитатель: Слышали ребята, что сказал Колосок: хлеб пекут из муки, добавляют в нее дрожжи, сахар, соль и другие продукты. Но главный продукт — мука. Хлеб выпекают в хлебопекарнях, на хлебозаводах.
— Ребята, а вы знаете, какие еще хлебные изделия выпекают их муки? (пироги, булки, ватрушки)
— Ребята, а какой бывает хлеб?
Дети: Белый и черный.
Воспитатель: Правильно. Хлеб бывает белый и черный, потому что его выпекают из разной муки. Белый хлеб — из пшеничный, черный — из ржаной.
— Откуда же берутся пшеничная и ржаная мука? Из пшеницы и ржи.
Воспитатель показывает детям рисунки колосков пшеницы и ржи (рядом с колосьями изображения пакетиков с мукой)
Игра «Жок-жок-жок — это пирожок»
Воспитатель читает стихотворение, а дети досказывают последнее слово в каждой строчке.
Жок-жок-жок — это (пирожок).
Шки-шки-шки — мама жарит (пирожки).
Шки-шки-шки — мы любим (пирожки).
Жок-жок-жок — кушай, Таня, (пирожок).
Ач-ач-ач — вот (калач).
Чи-чи-чи — пекутся в печке (калачи).
Чи-чи-чи — мы любим (калачи).
Чи-чи-чи — на праздник будут (калачи).
Воспитатель: — Чтобы наши ножки не устали сидеть, им нужна небольшая разминка. Вставайте со своих мест! (Физкультминутка «Поход на поле»)
Ребята, представьте, что мы пришли на большое хлебное поле.
Хлебное поле, большое раздолье
Оглянись по сторонам
Тут и там, тут и там,
Колосья хлебные растут,
А в них зернышки живут.
Эти зерна непростые,
Они солнцем налитые.
(дети шагают, останавливаются, поворачиваются в разные стороны и разводят руки в стороны)
— Как много колосков здесь растет, а как растут колоски на поле!
(дети приседают, а потом встают, руки поднимают над головой)
— Какие большие колосья выросли у нас в поле?
(руки соединены над головой, покачивания из стороны в сторону)
— Как колосья качаются на ветру?
(руки на пояс и наклоны в разные стороны)
— А я по полю пойду, колоски соберу.
(Встали прямо, приседы и наклоны вперед, словно собираем)
Воспитатель: Молодцы ребята! Можете сесть.
Воспитатель: Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Но не все знают, каким нелегким трудом он достается, какова его истинная цена. Чтобы на полях вырастить зерно, днем и ночью под палящими лучами солнца, проливными дождями трудятся тысячи людей. А сколько сил нужно, чтобы зерно засеять, собрать, обмолотить и, наконец, выпечь мягкий хлеб!
Воспитатель: А мы сейчас с ребятами слепим хлебобулочные изделия.
Пластилинография.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите на эту картину: вот идут по хлебному полю комбайны.
Они скашивают рожь или пшеницу и тут же обмолачивают зерно, которое поступает в бункер. Когда бункер наполняется зерном, подъезжает грузовой автомобиль и зерно пересыпается из бункера в кузов автомобиля.
Затем машины с зерном едут на приемные пункты. Там зерно взвешивают и решают, куда его направить дальше: на мельницу или на элеватор. Элеваторы, это специальные сооружения для хранения зерна. Зерно там может храниться несколько лет, до тех пор, пока не придет время заменить его зерном нового урожая. Поняли, что такое элеватор? Не забыли, куда везут машины зерно с полей?
Из зерна, поступившего на мельницу, мелю муку. Ее отправляют в хлебопекарни и в магазины. В хлебопекарнях пекут хлеб для продажи населению.
В магазине муку покупают все, кто захочет, кто собирается печь пироги, блины, булочки и другие вкусные изделия.
Существует Институт Питания, который занимается разработкой сортов хлебобулочных изделий :
белково-пшеничный с отрубями рекомендуют диабетикам;
бессолевый, безбелковый хлеб полезно есть страдающим почечной недостаточностью;
с овсяной мукой — при сердечно — сосудистых заболеваниях;
есть хлеб и для малышей — они обогащены белками, витаминами.
3. Закрепление пройденного.
А теперь проследим путь хлеба к нашему столу с самого начала.
Игра «Откуда берется хлеб»
Детям покрывают рисунки, на которых изображены пашня; хлеборобы засевают зерном вспаханное поле; созревающие колосья, мельница, комбайн идет по полю (сбор урожая, элеватор, магазин, пекарня. Их нужно расставить в правильном порядке.
Воспитатель:
Вот лежит каравай
У меня на столе,
Черный хлеб на столе
Нет вкусней на земле.
Воспитатель: Да, труд большой! Вы это уже поняли! А загадки разгадаете на «хлебную» тему?
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Птица Юрица на ветер глядит,
Крыльями машет, сама ни с места. (Ветряная мельница)
У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка
От рождения седая мать по имени… (Мука)
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет — урожай соберет. (Комбайн)
Вырос в поле дом. Полон дом зерном.
Стены позолочены. Ставни заколочены. (Зерно)
Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки отгадали! Да, хлеб — это дар земли. Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что получали они в день всего лишь сто граммов хлеба, совсем маленький кусочек. И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу. Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.
Хлеб нужно беречь!
И в заключении на память о нашем занятии Колосок дарит вам подарок.
(Достаю коробку)
Воспитатель: А что же в этой коробке!
(Открываем коробку, а там пирожки)
Воспитатель: Я хочу угостить вас пирожками.
(Предлагаю ребятам взять пирожки).
Дети: Берут пирожки.
Воспитатель: А разве можно кушать грязными руками?
Дети: Нельзя.
Воспитатель: Давайте, ребята, пойдём, помоем руки и съедим пирожки.
(Дети идут мыть руки и садятся кушать пирожки).
4. Рефлексия.
Воспитатель: Каждый из нас должен помнить всегда: ИМЕТЬ ХЛЕБ НА СТОЛЕ — БОЛЬШОЕ СЧАСТЬЕ.
— Ребята, вам понравилось наше занятие?
-Что нового вы узнали на занятии о хлебе?
-Какие пословицы о хлебе Вы еще знаете?
-Какие стихи о хлебе Вы знаете?
-Что вы узнали о профессии хлебороба?
-Что Вас взволновало?
Вот и подошло к концу наше занятие. Пора прощаться.
До свидания, ребята.