Татьяна Кунаева
«Русское народное творчество». Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для формирования представления о русском народном творчестве.
Задачи:
Обучающая
• Формировать представления о народном творчестве, его разновидностях (сказки, пословицы, поговорки, потешки, загадки, хороводы, считалки, колыбельные);
• Расширять представления о нравственной и эстетической ценности произведений народного творчества;
• Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
Развивающая
Публикация «„Русское народное творчество“, Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
• активизировать словарь детей;
• развивать познавательную активность, творчество, инициативность;
• развивать чувство коллективизации;
Воспитательная
• воспитывать интерес к произведениям русского народного творчества;
Коррекционная работа
• ориентировку в пространстве;
• зрительное восприятие;
• мышление;
• слуховое восприятие;
Виды деятельности
• игровая;
• коммуникативная;
• двигательная;
Формы организации: фронтальная, индивидуальная
Формы реализации детских видов деятельности: беседа, физминутка, загадывание загадок.
Оборудование: выставка книг (русские народные сказки).
Предварительная работа: беседы по теме, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, сюжетно - ролевые игры "Заюшкина избушка".
Ход НОД
1часть организационная
Воспитатель- Здравствуйте дети! Какое прекрасное утро! Давайте по приветствуем друг друга встанем в круг. Посмотрите, кто стоит справа, а кто слева от вас. Повторяйте, пожалуйста, за мной:
Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)
Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)
Доброе утро, родной детский сад!
Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)
Воспитатель: ребята,я приглашаю вас на выставку, где представлены персонажи сказок.
Воспитатель: в каких сказках живут эти герои?
Дети: В русских народных сказках.
Воспитатель: Жила-была в деревне бабушка Арина. Совсем уж старенькой стала : в поле работать не может, за скотиной ей ухаживать тоже тяжело. Лежит целыми днями на печи, сказки придумывает. А вечером соберутся внуки, она им сказки и сказывает.
Вот выросла её внучка Машенька, у неё уж своя дочка родилась – Катерина. Рассказывает Катеньке мама бабушкины сказки, да и сама ещё что-нибудь придумывает, чтобы сказка интересней стала.
А тут уж и Катюша подросла, совсем взрослой стала, замуж вышла за доброго молодца, свои детки у неё народились. Она им мамины и бабушкины сказки рассказывает, да ещё и сама присочинит, чтобы интересней было.
Вот так – от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам – и переходили сказки. Потому-то их и называют народными. А сочинял сказки русский народ – вот и получились русские народные сказки, до того интересные, что и мы с вами их слушать очень любим.
2 часть основная
Воспитатель : Проходите ребята садитесь на свои места. А почему сказки называются русские народные?
Дели: Его сочинил русский народ.
Воспитатель: В русских народных сказках переходили друг от друга рассказы о том, как можно честно жить, не бросать друг друга в беде, прилежно трудиться уважать старших, почитать отца и мать, любить свой дом. Родину. В сказках люди отражали и то, о чем они мечтали. О чем мечтали русские люди?
Дети: О волшебных предметах. (сапоги скороходы, скатерть самобранка, ковер самолет)
Воспитатель: В сказках отражали и то, чего боялись. Чего боялись русские люди?
Дети: Бабу Ягу, Кощея Бессмертного.
Воспитатель: Что всегда прославлялось в русских народных сказках?
Дети: Добро, помощь старшим, умение трудиться,
Воспитатель: В сказках всегда прославляется скромность, терпение, доброта.
Воспитатель: Вспомните сказки,где прославляется доброта.
Дети: «Заюшкина избушка», «Снегурушка и лиса» .
Воспитатель: Где прославляется трудолюбие, прилежание, умение трудиться.
Дети: «Морозко», «Хаврошечка», «Два Мороза».
Воспитатель: Что всегда осуждалось в русских народных сказках?
Дети: лень, жадность, грубость, трусость.
Воспитатель: Но не только сказки народ русский складывал, но и загадки придумывал, поэтому о них также говорят «русские народные». И сейчас попробуем отгадать «Народные загадка».
Игра «Покажи кто это»
1. Комочек пуха, 2. Дружбу водит он с лисой,
Длинное ухо, Для других ужасно злой.
Прыгает ловко, Всё зубами щёлк да щёлк.
Любит морковку (заяц) Очень страшный …. (волк)
3. Летом ходит без дороги 4. Рыжая плутовка
Возле сосен и берёз. Обманывает ловко
А зимой он спит в берлоге, Её боится мышка
От мороза прячет нос (медведь) И зайка – шалунишка
Хоть сама в лесу живёт
Из деревни кур крадёт (лиса)
Отгадай словесно
5. Все обходят это место: 6. В дверь, в окно стучать не будет,
Здесь земля как будто тесто, А взойдёт — и всех разбудит
Здесь осока, кочки, мхи — (солнце)
Нет опоры для ноги. (Болото)
7. Меня бьют, колотят, режут — 8. Три братца
Я всё терплю, всем добром плачу. Пошли купаться.
(Земля) Два купаются,
Третий на берегу валяется.
Искупалися,
Вышли,
На третьем повисли
(Коромысло и вёдра)
9. Кланяется, кланяется, придет домой — растянется. (Топор)
10. Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь (Клубок)
Воспитатель: Народ также сочинял пословицы и поговорки. О чем в них говорилось?
Дети: О том, как правильно себя вести, как нужно трудиться, учиться чему - то. Как относиться к предметам. Какие народные пословицы, вы знаете?
Дети: «Делу время – потехи час», «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Труд человека кормит, а лень портит», «Хочешь, есть калачи - не сиди на печи».
Воспитатель: Ребята, как вы понимаете смысл пословиц? «Делу время – потехи час», «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Труд человека кормит, а лень портит», «Хочешь, есть калачи - не сиди на печи».
Дети: Они учат любить труд, хорошо трудиться.
Воспитатель: Правильно ребята, эти пословицы выражают уважение к тем, кто умеет хорошо трудиться. А как вы понимаете смысл пословиц «Труд человека кормит, а лень портит», «Хочешь, есть калачи - не сиди на печи».
Дети : В них осуждается лень.
Воспитатель: Да, ребята в этих поговорках осуждается лень, выражается уважение к труду, и любое дело требует усилий.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Доскажи пословицу». Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки. Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.
1. Терпение и труд… Дети (всё перетрут)
2. Была бы охота … Дети (заладится любая работа)
3. Как аукнется, так… Дети (и откликнется)
4. Что посеешь… Дети (то и пожнешь)
5. Все хорошо, что хорошо… Дети (кончается)
6. Делу время… Дети (потехе час)
7. Кончил дело… Дети (гуляй смело).
Воспитатель: Стишок сердечный называется потешкой. Потешки сочиняли с давних пор, чтобы кого-то приласкать, кого-то пожалеть, а кого-то насмешить.
Прилетели птички
Принесли водички.
Надо просыпаться,
Надо умываться,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
___
Как на Ванькины именины
Испекли пирог былинный –
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Кушай, Ванечка-дружок,
Именинный пирожок –
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Кушай-кушай хорошо,
Скоро вырастешь большой –
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Воспитатель: А ещё на Руси всегда любили песни.
Воспитатель: Что отражалось в русских песнях?
Дети: Радость, печаль, любовь к родным, природе.
Воспитатель: В какое время пели плясовые, хороводные песни?
Дети: Во время праздников.
Воспитатель: Для кого пели колыбельные песни и зачем?
Дети: Для маленьких детей, чтобы они скорее засыпали.
Воспитатель: Когда пели свадебные песни:
Дети: Во время свадеб.
Воспитатель: Ребята, игрой на каких музыкальных инструментах сопровождались песни?
Дети: На гуслях, балалайке, гармони.
(показ картинок русских народных инструментов)
Воспитатель: Все эти песни придумывал народ. Особенно дети любят колыбельные песенки.
Когда вы были маленькими, ваши мамы брали вас ласково и любя на руки и напевали нежные колыбельные песни.
Баю-баюшки-баю, Баю Машеньку мою.
Что на зорьке-то заре, О весенней о поре,
Пташки вольные поют, В темном лесе гнезда вьют.
Соловей-ка соловей, Ты гнезда себе не вей:
Прилетай ты в наш садок,- Под высокий теремок,
По кусточкам попорхать, Спелых ягод поклевать,
Солнцем крылья обогреть, Маше песенку пропеть.
Баю-баюшки-баю, Баю Машеньку мою!
Воспитатель: Пришло время поиграть. Какие народные игры вы знаете?
Дети: «Ворон», «Прятки», «Салки», «Жмурки», «Горелки», «Красочки», «У медведя во бору», «Кошки мышки».)
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Горелки с платочком»
(Воспитатель напоминает правила игры и предлагает водящего выбрать считалкой).
Ежик, ежик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Встал в кружок и ну считать
Нам водилку выбирать!
(Все участники игры встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек.)
Играющие говорят хором:
Гори, гори, масло,
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят!
(После слов «Птички летят!» игроки последней пары бегут вперед, и кто из них первый возьмет платочек, тот встает с водящим в пару впереди колонны, а опоздавший «горит» (водящий).
3 часть заключительная
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы правы, сегодня мы говорили, что русский народ придумывал (сказки, потешки, загадки, считалки, колыбельные песенки). Всё это называется устным народным творчеством. Устное - потому что ничего не записывали, т. к. писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не рот, а уста. И получалось – устное. Народное – потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось – устное народное творчество.