Любовь Колесникова
НОД с детьми старшей группы «Путешествие в страну народных умельцев»
Цель: формировать интерес дошкольников к декоративно – прикладному искусству России.
Задачи:
образовательные: познакомить детей с некоторыми видами декоративно – прикладного искусства, учить замечать красоту, яркость цветов, разнообразие элементов росписи;
развивающие: развивать любознательность, эстетические эмоции и чувства, желание детей познавать искусство.
воспитательные: воспитывать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству, уважение к труду народных умельцев.
Публикация «НОД с детьми старшей группы „Путешествие в страну народных умельцев“» размещена в разделах
Игра – приветствие «Ладошки».
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
Ладошки на бочок
И сжали в кулачок.
Ладошки вверх подняли
И «Здравствуйте!», - сказали!
(Выполнение движений в соответствии со словами текста).
Воспитатель:
- Ребята, сегодня я прихожу утром на работу, а у меня на столе лежит письмо (показываю конверт).
- Как вы думаете, от кого это письмо может быть? (ответы детей).
- Матрёшка приглашает нас к себе в гости.
- А вы любите ходить в гости?
- Но мы с вами знаем, что в гости без подарка ходить не принято.
- Что делать? (ответы детей).
- Я с вами согласна, что самый лучший подарок тот, который сделан своими руками.
- А чтобы сделать красивый подарок приглашаю вас в сказку, но в сказку необычную, созданную не с помощью слов, а искусно украшенную руками мастеров, кистью и красками.
- А кто знает, с каких слов начинаются сказки? (ответы детей).
В некотором царстве, в некотором государстве жили - были мастера и создавали они расписные чудо – предметы. Посмотрите, мы с вами живём в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними дома и на улице, но среди этого многообразия есть и такие предметы, которые искусно украсил художник, они по – своему нарядны и неповторимы. Художники, словно волшебники, преображают и украшают наш мир. К таким предметам относятся изделия с росписью. Роспись возникла давным – давно, когда большинство предметов люди делали и украшали своими руками. Узоры для украшения брали из окружающего мира, где каждый узор имел своё значение.
Ребё нок загадывает загадку:
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, точечки, полоски.
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Воспитатель: - О какой игрушке говорится?
- Почему эту игрушку так назвали?
- Из какой глины лепили игрушки?
- Какие элементы включает в себя роспись?
- Какие преобладают цвета? (ответы детей).
Воспитатель: продолжаем наше путешествие.
- Выставку каких предметов вы видите?
- А вот как называется эта роспись, нам сейчас расскажет Кирилл К.
Все листочки, как листочки,
Здесь же – каждый золотой.
Красоту такую люди называют Хохломой.
Воспитатель: - Из какого материала сделана посуда?
- Каким узором украшена?
- Какие цвета использовали мастера - умельцы?
Про хохломскую посуду так и говорят: «золотая хохлома», так как труд и талант народных мастеров превращает обычные чаши, ложки, бочонки в «золото».
- Ребята, наши чудо – мастера приготовили для вас игру.
Дидактическая игра «Кони расписные».
(необходимо определить, на какой полянке будет пастись каждая из лошадок, и назвать вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны).
(беру в руки шкатулку, загадываю загадку)
Этот маленький предмет, он для брошек и монет,
Для колец и для серёжек, иголок, ниток и застёжек (шкатулка).
Коробочку с крышечкой для хранения мелких вещей придумали давным – давно, но каждый мастер старался сделать что – то своё, новое, красивое.
Эту шкатулку украсил мастер резными узорами. Резьба по дереву - это настоящее искусство и выполняют её только мастера – умельцы.
- Как вы думаете, для чего применяется резьба по дереву?
- Что можно украсить резьбой по дереву? (ответы детей).
- А эти мастера создали особый свой стиль росписи.
- Узнали?
- Какой цвет любят гжельские мастера? (ответы детей).
Синяя сказка глазам загляденье
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье
Русская звонкая Гжель.
- Что лепили гжельские умельцы?
- Какие узоры рисовали по посуде? (ответы детей).
- А сейчас мы с вами превратимся в мастеров – умельцев и дружно зашагаем.
Физкультминутка «Два мастера - умельца».
Два мастера - умельца шагали по двору, (ходьба на месте).
Два мастера - умельца затеяли игру.
Делали головками ник – ник – ник, (наклоны головы влево – вправо).
Пальчиками ловкими чик – чик – чик, (сжимаем и разжимаем пальцы).
Хлопали в ладоши хлоп – хлоп – хлоп (хлопаем).
Топали ногами топ – топ – топ (топаем).
- Ребята, мы с вами много говорили о народных мастерах – умельцах и их чудо – предметах, а вот какие ещё бывают виды декоративно – прикладного искусства, мы с вами можем узнать, заглянув в волшебный экран.
Презентация «Декоративно – прикладное искусство России».
Воспитатель: - предлагаю поиграть и картинки все собрать.
Дидактическая игра «Собери картинку и назови роспись».
Воспитатель: - Сегодня мы узнали много нового о чудо – мастерах и их чудесных промыслах, о богатстве культурных традиций России.
- А вы хотите стать народными умельцами? (ответы детей).
- Предлагаю пройти в художественную мастерскую и, проявив фантазию и творчество, красиво оформить тарелочку.
(самостоятельная деятельность детей).
(перед выполнением задания проводится пальчиковая гимнастика).
Пальчиковая гимнастика «Помощники».
Вот помощники мои,
Их как хочешь, поверни.
И вот этак, и вот так, не обидятся никак (показываем, поворачиваем кисти рук).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши,
Не сидится им опять.
Постучали, повертели (стучим, поворачиваем).
И работать захотели (потираем кисти рук).
Рефлексия.
- Ребята, где мы сегодня побывали?
- О каких народных промыслах говорили?
- Что понравилось делать больше всего? (ответы детей).
Воспитатель: Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной, умельцах,
На весь мир молва идёт!