Елена Мозговая
НОД с детьми старшей группы в форме игры-конкурса «Моя родословная. Генеалогическое древо»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
создание условий для познавательной и конструктивной деятельности детей в ходе изготовления генеалогического дерева.
Задачи:
• познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо», «поколение»;
• учить составлять связные рассказы о своей семье на основании генеалогического древа;
• расширять представление «семья», расширить знания о своих близких родственниках;
Публикация «НОД с детьми старшей группы в форме игры-конкурса „Моя родословная, Генеалогическое древо“» размещена в разделах
- Генеалогическое древо семьи. Родословная
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
• учить строить генеалогическое древо семьи, способствуя осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи;
• активизировать словарь существительных, обозначающих членов семьи и качественных прилагательных и глаголов по темам «Семья», «Профессии».
Развивать:
• монологическую речь, внимание в ходе составления описательных рассказов;
• выразительность движений в ходе физпаузы.
Воспитывать:
• уважение к старшим членам семьи;
• умение почувствовать энергию своего рода.
• аккуратность, умение доводить начатое дело до конца в ходе изготовления древа.
Материал:
• макет генеалогического древа;
• кувшин с водой для игры;
• мольберт, лист А3, маркеры;
• семейные фотографии;
• карточки с моделью «генеалогического древа»;
• тарелки с листочками
• одноразовые стаканчики;
• музыкальное сопровождение;
• кисти, клей, салфетки, клеенки;
• медальоны-призы для награждения
• схема рассказа о членах своей семьи.
Предварительная работа с детьми :
1. Заучивание имени, отчества, профессии и места работы родителей, бабушек и дедушек.
2. Беседа с детьми о «генеалогическом древе», «родословной» семьи и ее членов.
3. Рассматривание семейных альбомов с фотографиями.
4. Совместная деятельность детей с родителями по составлению «генеалогического древа».
5. Загадки на тему «Семья».
6. Рисование «С кем я живу».
7. Подготовка детьми рассказов о членах своей семьи по схеме.
Ход НОД:
1. Организационный момент
Воспитатель:
- Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод.
Покажите свои ладошки.
Потрите их друг о дружку.
Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете? (ответы детей)
Воспитатель:
-Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши своим родным и близким людям и говорим:
Утро настает, солнышко встает.
Мы собираемся, в добрый путь отправляемся.
Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
(дети вместе с воспитателем, держась за руки, проходят в группу) .
2. Объяснение темы (в группе) .
(дети садятся на стульчики, которые стоят полукругом)
Воспитатель:
-Сегодня мы с вами поговорим о семье
- Как вы думаете, что такое семья? (ответы детей)
-Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают?
-Есть ли у вас братья, сёстры, бабушки и дедушки?
(воспитатель условно обозначает ответы детей, а затем обобщает их) .
- Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники?
(только родственники) .
- Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно?
(вместе, дедушка с бабушкой могут жить отдельно) .
-Все ли члены семьи живут в одно время? Докажите.
Рассказ ребёнка о семье.
-Давайте встанем в кружок и вспомним пальчиковую гимнастику «Семья» :
Раз, два, три, четыре
Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, пять
Вас могу пересчитать;
Папа, мама, брат, сестрёнка
Кошка Мурка, два котенка
Мой сверчок, щегол и я
Вот и вся моя семья!
Дети садятся на места. На мольберте модель генеалогического древа. Рассказ воспитателя.
- С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом».
3. Рассматривание генеалогического древа.
(дети рассматривают макет «генеалогического древа») .
- Дети, посмотрите, на мольберте дерево. Какой величины листочки вверху, а какие внизу?
Вверху - маленькие. А внизу - большие.
- Ребята, ваша семья как это дерево, и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево без листочков, листочками будут бабушка, дедушка, мама, папа.
Справа папа, слева мама, в серединке я как раз.
Сколько будет вместе нас? (Трое.)
-Послушайте слово «Семья» - «Семь Я».
-Кто ещё является членами Вашей семьи?
Воспитатель:
-А теперь давайте поиграем и вспомним всех членов семьи:
4. Дидактическая игра «Сравни-кто старше? Кто младше?»
Папа- дедушка:/Дедушкастарше, а папа младше/
Мама-бабушка
Дедушка-внук
Бабушка-внучка
Брат-сестрёнка
«Скажи наоборот»
Дедушка старый, а внук …
Папа высокий, а сын….
Брат трудолюбивый, а сестра…
Папа наказывает, а мама….
А теперь вы будете выращивать своё семейное дерево.
Включается музыка.
-Дети, встаньте удобно на ковре.
5. Психогимнастика
Представьте себе, что вы сморщенное семечко
(дети садятся и сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками) .
С весенним теплом солнышко начинает пригревать, и семечко начинает расти (дети начинают медленно подниматься) .
У него раскрываются листочки
(руки убирают с головы и тянут вверх) .
Растет стебелек
(вытягивается тело) .
Появляются веточки с бутонами
(руки в стороны, пальцы сжаты) .
Наступает радостный момент — бутоны лопаются.
(резко разжимаются кулачки) .
Росток превращается в цветущее дерево.
Воспитатель:
-Возьмитесь за руки. Я предлагаю отправиться в волшебный сад.
-Дети, подойдите к шкафчикам. Посмотрите вокруг. Мы с вами очутились в большомволшебном саду. Каждое дерево — это ваша семья. Каждый листочек-это член вашей семьи. Эти работы вы выполняли с родителями. А сейчас я предлагаю вам научиться самостоятельно изготовить семейное дерево.
6. Составление генеалогического древа (Самостоятельная работа за столами) .
Дети занимают рабочие места, звучит музыка.
- На тарелочках лежат листочки с фотографиями ваших родственников. Предлагаю вам разместить их на своем родовом дереве, то есть, изобразить генеалогическое древо.
Сверху размещаем свой портрет и своих родных братьев и сестёр.
-Следующее поколение вашей семьи – ваши родители – это кто? Мамы и папы. Они родились раньше вас.
-До мам и пап было поколение бабушек и дедушек. Они жили ещё раньше.
-А у кого есть прабабушки и прадедушки?
По окончанию работы дети берут свои деревья и садятся возле коврика.
-Посмотрите, какие красивые деревья у нас получились. Почувствуйте, какая сильная, заботливая, добрая ваша семья. Все поколения ваших предков являются корнями этого дерева и помогают ему расти, цвести, приносить новые плоды.
Все ваши семьи вместе – это уже целый народ! Давайте закроем глаза и попробуем ощутить, какая большая сила у нашего народа, когда мы все вместе из поколения в поколение.
А теперь вы будете рассказывать о своей семье.
7. Подвижная дидактическая игра «Кувшин доброты».
-У меня есть кувшин с волшебной водой доброты. Она поможет нам ещё лучше относиться к членам своей семьи и делать добрые дела.
Послушайте музыку. Кто захочет, может танцевать.
Музыка останавливается.
–Дети, подойдём все к кувшину.
Каждый из вас может сказать воде пожелания своей семье. Вода находится на нашей Земле повсюду. Где бы ни находились члены вашей семьи, они обязательно получат ваши прекрасные пожелания.
Дети по - очереди желают своей семье всего самого хорошего.
-Вода получила от вас очень хорошую энергию.
Воспитатель раздает всем волшебную водичку и дети пьют.
8. Заключение.
Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? (ответы детей)
-Сегодня вы все молодцы, потому что очень интересно и с большой любовью рассказали о своей семье, поэтому все заслужили призы-медальоны с надписью «Дружная семья».
(звучит музыка, воспитатель раздает медальоны детям) .