анна русова
НОД с детьми старшего дошкольного возраста по ФЭМП посредством современных форм обучения по лексической теме «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизация интегрированных знаний детей по лексической теме «Весна. Первые весенние цветы» в ходе непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений посредством современных форм обучения.
Задачи:
1. Продолжить обучать детей определять характер музыкального произведения, его образное содержание;
2. Уточнять и систематизировать знания детей о характерных признаках весны и о первых весенних цветах. Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы.
Публикация «НОД с детьми старшего дошкольного возраста по ФЭМП посредством современных форм обучения по лексической теме „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по математике, ФЭМП
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
3. В ходе развивающих игр, используемых в педагогическом процессе, развивать психические процессы и (или) усовершенствовать сенсорные навыки, активизировать различные способности детей, в том числе речевые (математический словарь, предлоги, согласование частей речи, умение строить простые предложения) и двигательные;
4. В ходе практически-опытнической деятельности выявить с детьми скрытые, непосредственно не представленные свойства объекта и установить связи между ними, причины изменения;
5. Формировать у детей целостность, взаимосвязь и взаимообусловленность совокупности приемов, операций познания и практических действий с целью изучения объектов;
6. Используя игровую технологию «Лэпбук», адаптированную к двигательной активности детей дошкольного возраста продолжить формирование у детей элементарных математических представлений: ориентировка в пространстве, времени, плоскости, количественный и порядковый счёт, соотношение числа с количеством, сравнивание групп предметов, умение решать задачи, знание геометрических фигур и форм предметов;
7. Продолжить формировать у детей старшего дошкольного возраста умение строить внешние и внутренние коммуникации.
Оборудование для педагога: Музыкальное сопровождение - запись «Времена года. Весна», «Шум ветра»; ноутбук, мультимедийный проигрыватель, экран, указка, презентация к занятию, магнитный экран; магниты/ цветы на магнитах для И-У на ориентировку на плоскости; шапочка бабушки Пчелы; карточки-ошибки к Д/И «4-ый лишний»; картинка Ветерка; легенда о мать-и-мачехе; карточки с загадками-задачами; схемы для проведения эксперимента (если нет использования презентации).
Оборудование для детей: «Лэпбуки» по количеству детей: зелёный конверт – карточки-подсказки «Признаки весны»; конверт белого цвета – цифры от 1 до 10; жёлтого цвета конверт – карточка с изображением первого весеннего цветка на каждого ребёнка индивидуальное растение и разное количество изображённых предметов на карточке; конверт фиолетового цвета – с геометрическими фигурами; в конвертах красного цвета – математические знаки (>, <, =); конверт голубого цвета - схема последовательности выкладывания цветов на полоске бумаги с обозначением количества цветов. Волшебные проталинки; колпак, банка с водой, краситель/ краска, кисть, цветок; шапочки/ ободки с изображением насекомых из м/ф «Лунтик и его друзья»; цветы мать-и-мачехи по количеству детей в группе/ подгруппе; кисти, подносы, клей, тряпочки.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Звучит музыка
Классика детям. Антонио Вивальди. «Времена года. Весна».
- Ребята, какая прекрасная музыка звучит?
- Как вы думаете, о чём рассказывает нам это музыкальное произведение?
- Это произведение Антонио Вивальди «Ранняя весна».
На фоне приглушённой музыки.
- А какие признаки весны вы знаете, назовите их?
- Предлагаю проверить ваши ответы при помощи карточек-подсказок, которые находятся в специальных математических чемоданчиках-помощниках. Они нам сегодня ещё не раз пригодятся, а сейчас найдите конверт зелёного цвета, в нём карточки-подсказки.
Процесс утверждения своих ответов при помощи карточек-подсказок.
- Один из признаков, который вы назвали – это появление проталинок. И сегодня вас ждут волшебные проталинки, которые не тают. Надо помочь растениям пробиться через проталинки.
На каждого ребёнка приготовлено дидактическое пособие на основе искусственного снега/ наполнителя для памперсов. Это файл с наполнителем, окрашенный в белый цвет – снег. Под файл кладётся лист с изображением первых весенних цветов в количестве не более 10 растений на листе.
- Расчистите снег, что пробивается из под снега?
- Как называются твои цветы на поляне, а твои?
- Сколько цветов расчистил ты?
- Обозначьте количество цветов карточкой с нужной цифрой. Они находятся в чемоданчике в конвертах белого цвета.
- Как, одним словом назвать эти растения?
- Что необходимо растениям для жизни?
- А вы уверены, что растения поглощают воду? Кто знает, как можно доказать ваше утверждение.
- Правильно надо провести эксперимент. Предлагаю вам обратить внимание на схему эксперимента и сказать, что нам для него понадобится?
На доске/ экране изображение предметов необходимых для эксперимента: колпак, банка с водой, краситель/ краска, кисть, цветок (хризантема/ астра/ гвоздика белого цвета).
- Используя схему, расскажите последовательность действий нашего эксперимента.
Работа по схеме/ слайду над последовательностью действий: окрасить воду краской, поставить в воду растение, закрыть колпаком.
- Как вы считает, ребята, каким должен быть итог эксперимента?
Экспериментально-опытническая деятельность детей во взаимодействием с воспитателем.
- А пока наш эксперимент в стадии разработки, и мы не можем подтвердить свои предположения, предлагаю вам поиграть. Приготовьте на столах карточки из жёлтого конверта.
В конверте карточка с первыми весенними цветами, количество цветов на карточках разное в пределах 10 (мать-и-мачеха, подснежник белый и сиреневый, ландыш, одуванчик жёлтый, тюльпан жёлтый и красный, ромашка, гусиный лук, хохлатка, медуница и т. д.)
- Какое растение изображено на карточке у Светы? А у Иры?.
- Обозначьте количество цветов цифрой. Сколько тюльпанов у Пети? Ромашек у Ани?
- А сейчас приготовьте конверт фиолетового цвета, что в нём находится?
В конверте фиолетового цвета геометрические фигуры.
- Подумайте, какой формы бутон у вашего цветка. Подберите нужную фигуру.
- Начните свой ответ со слов: «Я считаю, что …»
- Предлагаю сыграть с вашими цветами в игру «4-ый лишний».
Воспитатель вызывает 4 человека со своими карточками-цветами.
Они выстраиваются перед остальными детьми.
Варианты цепочек:
1. Подснежник + мать-и-мачеха + мяч (воспитатель) + одуванчик (желтый);
2. Ромашка + кактус (в ходе построения воспитатель может поменяться карточкой с ребёнком) + тюльпан (жёлтый) + ландыш;
3. Мать-и-мачеха + одуванчик (жёлтый) + тюльпан (жёлтый) + одуванчик (белый);
4. Подснежник + ландыш + ромашка + тюльпан (красный) и т. д.
- Скажите, а у вас одинаковое или разное количество цветов на карточках?
- Предлагаю сравнить. Разбейтесь на пары и сравните количество цветов у вас на карточках, знаки находятся в конвертах красного цвета.
Воспитатель проверяет работу пар индивидуально.
На магнитном экране появляется картинка Ветерка.
Звуковое сопровождение - шум ветра.
Цветы расположены на столе под магнитным экраном.
- Пока мы занимались сравнением количества наших цветов на карточках, налетел Ветерок и сдул все мои цветы с магнитного экрана. Помогите мне их разместить обратно на экран, только висели они в определённых местах.
- Ира, размести подснежник в правый нижний угол экрана, Света – мать-и-мачеху – посередине экрана и т. д.
- А Ветерок, просит поиграть с ним ещё. Спрячьтесь от Ветерка пока он дует, закройте газа, чтоб пыль не попала. Как только Ветерок перестанет дуть – можно открывать глаза.
Звуковое сопровождение «Ветер дует».
В это время воспитатель перемещает цветы на магнитном экране.
Затем просит детей обозначить в речи, где тот или иной цветок.
Во время второй игры воспитатель убирает цветок мать-и-мачехи, одевает шапочку Пчелы.
- Ох, и Ветерок! Бабушка Пчела ждёт от друзей Лунтика насекомых один полезный цветок, а Ветерок его как раз унёс. Кто скажет, какого цветка не стало?
- Предлагаю вам превратиться в насекомых, шапочки лежат в чемоданчиках-помощниках, и поискать этот цветок.
мП/И «Найди-принеси-шёпотом скажи». Количество цветов по количеству детей в группе. Выполнены из бархата и наждачной бумаги.
- Молодцы, ребята! Справились с заданием. Какой красивый букет у меня получился, а самое главное полезный. А вы обратили внимание, какие интересные лепестки у мать-и-мачехи? Кто знает, почему?
- Послушайте, какая интересная легенда есть о появлении этого растения на земле.
Одна злая женщина задумала погубить дочку своего мужа, потому что не хотела, чтобы он ходил встречаться с ней. Заманила она ее к обрыву и столкнула с него. Тем временем мама, обнаружив пропажу девочки, бросилась ее искать, но опоздала: девочка уже не дышала. Бросилась мать на мачеху и, сцепившись, полетели они на дно оврага. А на следующий день покрыло склоны его растение, листья которого с одной стороны были мягкие, а с другой стороны жесткие, и возвышались над ними маленькие желтые цветки, напоминавшие светлые волосы девочки. А ещё вам будет приятно узнать, что мать-и-мачеха в нашем северном городе первая украшает талую землю, выводя на первые весенние лужайки хороводы золотистых головок.
https://slavyanskaya-kultura.ru/blogs/mysli-syrogo-jaica/legenda-o-mat-i-machehe.html
- А сейчас я предлагаю вам сделать красивый венок для своих любимых мам, а из каких цветов его необходимо будет сделать, вы узнаете, когда достанете конверт голубого цвета.
В конверте лежит схема последовательности выкладывания цветов на полоске бумаги с обозначением количества цветов. Н-р: 2 ромашки, 1 одуванчик, 2 ромашки, 1 тюльпан.
- На столах приготовлен весь необходимый материал: клей, кисти, тряпочки, подносы. Прошу приступить к работе.
Воспитатель в индивидуальном порядке помогает детям в ходе продуктивного вида деятельности.
- Какие прекрасные подарки у вас получились. Я надеюсь, что мамы обрадуются им.
- А сейчас последнее задание. Выполняя его, вы должны будете быть внимательными, потому что это решение математических задач. Для их решения вам нужен будет конверт с цифрами. Кто помнит, какого он цвета?
- И так первая задача. Решив её, вы поднимите карточку с цифрой, которая будет соответствовать вашему ответу.
Таня с Ваней на поляне
Собирали лишь тюльпаны.
Таня – три, а Ваня – пять.
Помогите посчитать.
Десять цветочков раскрыли бутоны.
Ветер подул и опять холода.
Восемь уж спрятались, чтобы согреться.
Сколько осталось? Осталось лишь …
Кузя прыгал на полянке:
Раз - ромашка, два - тюльпан,
Медуница, колокольчик,
А с тюльпанчика упал.
- Ну, что, ребята, мы сегодня интересно позанимались. Мне очень понравилось, как вы работали. А что вам запомнилось и понравилось на занятии? Чем мы занимались?
Если дети вспомнят самостоятельно о незаконченном эксперименте, тогда воспитатель подводит с ними итог, делая вывод. Если дети не вспомнят об эксперименте, воспитатель задаёт дополнительный вопрос.
- А мы ничего не забыли закончить? Предлагаю выяснить результат нашего экспериментирования. Какой вывод вы можете сделать: поглощают растения воду или нет?
- Спасибо за работу.