Елена Мыльникова
НОД «Путешествие в прошлое посуды» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «Путешествие в прошлое посуды»
(2 младшая группа)
Цель: познакомить детей с историей посуды, с процессом её преобразования человеком; активизировать познавательною деятельность детей; вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережное отношение к предметам, произведенными человеком., познакомить с казачьими названиями посуды (казанок, магодка- кувшин без ручки)
Публикация «НОД „Путешествие в прошлое посуды“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Предшествующая работа: экскурсия в мини- музей детского сада «Казачье подворье», беседы о посуде (чайная, столовая, рассматривание иллюстраций, чтение отрывка из произведения К. Чуковского «Федорино горе», рассматривание пещеры (древнего жилища людей), дидактически игры «Напоим куклу чаем», «Сварим Кате суп».
Материал: чугунок, магодка, крынка, кастрюля, самовар, чайник, ложки (деревянные, металлические), палочка, тарелки (деревянные, керамические металлические), кукла Аксинья, сундук, ключик.
Ход занятия:
Входит казачка (кукла) Аксинья, в руках у него ключ. Здоровается с детьми.
Аксинья:
Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю Вас друзья.
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову я вас Аксинья, в какой чудесный мир ты нас зовёшь?
Аксинья : Я приглашаю вас посмотреть, что нам прислали из музея.
Хотите посмотреть!? Аксинья ведёт детей в группу, где стоит сундук, показывает ключик.
Аксинья:
Лишь только ключик золотой
В замок сейчас я вставлю
И мир чудесный пред тобой
Я в миг сейчас представлю!
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие здесь красивые вещи! Кто их сделал? (люди своими руками).
Аксинья: в этом волшебном сундуке говорящие предметы, они сами могут о себе рассказать. Если вы правильно назовёте их одним словом, они заговорят (Посуда).
Кастрюля (воспитатель меняет голос): вы меня узнали? Как меня зовут? (Кастрюля)
Воспитатель: Ребята, а для чего нам нужна кастрюля? (Варить суп, кашу).
Кастрюля. Раньше, когда люди жили в пещере, у них не было кастрюли, они готовили пищу на костре, подвешивая её на палку, но это было очень не удобно, и тогда человек сделал кастрюлю из камня, который нашёл около своей пещеры. Он выдолбил в камне углубления, и получилась кастрюля, которую можно ставить на огонь и готовить еду. Позже человек сделал чугунок из глины, а затем металлическую кастрюлю.
Воспитатель: Спасибо, кастрюля, за интересный рассказ.
Аксинья: В чугунке казачки варили своей семье пищу. А в магодке (в глиняном кувшине без ручки) носили воду. (показывает детям)
Самовар.
Я, пузатый и носатый, и зовут меня? (Самовар). Меня сделал человек, как вы думаете для чего? (кипятить воду) Ещё есть у меня брат, тоже носатый и пузатый, а зовут его… (чайник). Когда нас ещё не было, люди кипятили воду в каменных котелках над огнём.
Аксинья: Казаки тоже очень любили пить чай из самовара с баранками.
Тарелка.
Мы весёлые тарелки,
Нужно нас оберегать.
Мы тоже появились давно. Когда не было домов, ни детских садиков, ни магазинов, когда люди жили в пещерах, произошла эта история: «Захотел как-то мужик поесть. Убил он на охоте быка, поджарил на костре мясо. И тут он подумал: на что ему мясо положить? Если он положит на землю, что с мясом будет? (испачкается) Думал мужик, думал и решил сорвать лист лопуха и на него положить мясо. Так и сделал, давайте мы тоже попробуем поесть с листочков (раздаю каждому ребёнку листочек, насыпаю крупу). Что происходит? (всё рассыпается и есть неудобно). Почему есть с листочка неудобно? (лист плоский и маленький). Тогда мужик решил сделать тарелку из камня, потом из дерева. Затем люди стали делать тарелки металлические и фарфоровые.
Аксинья: На Дону у казаков были деревянные чашки, с которых они ели.
Ложка.
Ложкой все меня зовут.
Если есть за стол садятся,
То меня с собой берут.
Воспитатель: Зачем мы берём с собой ложку за стол? (есть суп, кашу).
Ложка. Вот послушайте, что было, когда я ещё не родилась. Люди готовили еду и ели её руками. И вот однажды человек взял в руки очень горячее мясо. Оно было такое горячее, что человек выронил его из рук, и мясо упало на острую палочку. Человек поднял мясо, и увидел, что в нём торчит палочка. Мясо опять обожгло ему руки и он схватился за палочку. Тут человек понял, что есть с палочкой есть удобнее. И пальцы не жжёт. С тех пор люди стали пользоваться палочками.
Время шло, люди уже жили в удобных деревянных домах, сидели на лавках, научились варить суп. Но палочкой суп не поешь. Однажды человек мешал палочкой еду, она была широкая с углублением, в котором еда и осталась. С тех пор человек научился вырезать из дерева ложки, потом из металла, чтобы ложка была прочнее.
Аксинья: В старину у казаков были только деревянные ложки, а теперь казаки едят пищу и металлическими ложками.
Воспитатель: Спасибо, ложка, за рассказ, мы теперь всё о тебе знаем. Но ложкой можно не только есть, на ней можно и играть. Давайте мы на ложках поиграем и станцуем. (танец с ложками)
Вы встречаетесь с ложкой и тарелкой каждый день, во время завтрака и
обеда. Ложки попросили нас беречь их, бережно относитесь к посуде, так как это труд многих людей.
Тарелки и ложки нам оставили вот, что… (силуэты ложек, тарелок, вырезанных из бумаги) На что это похоже? Они попросили, чтобы мы их раскрасили. (дети расписывают тарелки и ложки и отдают Аксинье для музея)
Аксинья. Мне пора уходить, я ещё приду к вам в гости и вы услышите
рассказы о других вещах из нашего музея.