Любовь Мухаметзянова
Конспект НОД «Путешествие в Африку» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Путешествие в Африку» в подготовительной группе
Цель – закреплять и расширять знания детей о животных жарких стран, элементарные представления об особенностях географического положения Африки;
Задачи:
1. Образовательные:
- Дать детям представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания: пустыня, саванна, джунгли.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в Африку“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Закрепить представления детей о животных жарких стран: внешний вид, характерные особенности. Познакомить с особенностями и местами произрастания экзотических фруктов (апельсин, лимон, банан, кокос, ананас).
2. Развивающие:
- Обогащать словарный запас детей
- Совершенствовать умение составлять рассказы о животных Африки, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных жарких стран
- Развивать логическое и образное мышление, внимание, память, воображение
3. Воспитательные:
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе
-Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи
- Создать веселое настроение, новые впечатления.
Оборудование и материалы:
1. Карта Африки
2. Набор слайдов с изображениями животных и природных зон Африки
3. Дидактическая игра «Угадай, кто?»
4. Музыкальный материал к полету.
5. Картинки с изображением тропического леса.
6. Фрукты: банан, кокос, ананас, апельсин, лимон.
7. Тарелочка с нарезанными апельсинами, лимонами.
8. Шляпки, панамки, веера, детские бинокли, тёмные очки, зонтики, вязаные шапочки, варежки, шарфики.
9. Выставка рисунков детей «Животные Африки»
Предварительная работа:
- Организация развивающей среды (внесение тематических альбомов по теме, иллюстраций, фотографий для рассматривания);
- Беседы о животных разных стран, обитателях Африки;
- Загадывание загадок о животных, чтение стихотворений и рассказов;
- Составление небольших рассказов описательных о животных жарких стран и по картине;
- С родителями посещение детьми зоопарка;
- С родителями дети готовят небольшой рассказ о выбранном животном и оформляют страницу в книгу о животных Африки;
- Дома делают небольшую поделку о различных животных жарких стран;
- Рисование и раскрашивание животных в свободной деятельности
Ход непосредственно образовательной деятельности
Этюд «Здравствуйте»
Скажем «Здравствуйте» руками
Скажем «Здравствуйте» глазами,
Скажем «Здравствуйте» кивком,
Станет радостней кругом.
Воспитатель: Посмотрите у нас столе стоят угощения. Как, вы думаете, кто нас угощает?
- А что лежит у нас на тарелке (дети пробуют)
И говорят что это за фрукты. Какие они на вкус.
Воспитатель. – Ребята, а вы знаете, где они растут?
Д. – Там, где тепло. (В Африке).
Воспитатель – Какое время года у нас сейчас? А хотели бы вы оказаться там, где никогда нет снега, где очень тепло, и даже жарко.
Д. – Да.
Воспитатель – А как вы думаете, где может быть такое место на нашей планете?
Д. – Это место Африка. :
Воспитатель - Ребята, но без карты в пути не обойтись, давайте посмотрим где находится Африка. /дети рассматривают карту и делают вывод о местоположении Африки;(воспитатель вывешивает на доску силуэт Африки)
Воспитатель Африка - самый жаркий континент. Здесь очень много солнца и горячего песка.
Как вы думаете, какая нам одежда нужна для путешествия?
- Прежде чем отправиться в путешествие, необходимо собрать необходимые вещи.
- Подойдите к столу и выберите те вещи, которые могли пригодится нам в тёплой и жаркой Африки для путешествия.
Дети выбирают и объясняют:
Вещи: бинокли, веера, шляпки, панамки, тёмные очки, шарф, вязаная шапочка, варежки.
Как вы думаете на чем можно добраться до Африки? (ответы детей)
В. – Остановимся на самолёте, на самолёте будет гораздо быстрей.
Эмпатия «Самолет»
Руки ставим мы в разлёт
Получился самолёт.
Взмах крыла туда - сюда
Делай раз и делай два!
Ребенок читает стихотворение.
Стихотворение «Волшебная страна».
Отправимся мы в Африку
Давно нас ждёт она.
Увидим в жаркой Африке
Как звери там живут
Скорей летим мы в Африку,
Джунгли нас ждут.
Воспитатель:– Закройте глаза. Вы слышите шум ветра, шелест травы, рычание зверей. Откройте глаза.
Мы попали в пустыню. (слайд)
Воспитатель: - Это, ребята, пустыня. На севере Африки расположена самая большая на земле пустыня - Сахара. Часто Сахару называют "великой". Сухое жаркое лето продолжается 5-6 месяцев. Температура воздуха в это время в тени поднимается до +50 градусов, а песок раскаляется до 60-80 градусов. Дожди выпадают весной и осенью. Весна и осень в пустыне короткие, а зимы - холодные. Название "пустыня" совсем не означает полное отсутствие жизни.
Что есть в пустыне?
Песок и он очень-очень горячий. Если в песок зарыть яйцо, то оно сварится. Здесь дуют горячие ветра, годами не бывает дождей.
Воспитатель: Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения? (ответы)
В пустыне практически не растут деревья и цветы, но там растут верблюжьи колючки. У них длинные-предлинные корни, которыми они пытаются достать до воды под землей. Некоторые животные и растения хорошо приспособились к существованию в условиях сухости климата и высоких температур.
Воспитатель: Дети Это, что за растение? (кактус.)
Дети рассматривают картинки и настоящие кактусы.
Воспитатель. Ребята, кто может жить в пустыне?
К жизни в пустыне приспособились и животные.
Кораблик пустыни идет по песку
Воды по бутыли есть в каждом горбу.
Колючки еще на обед подают
Везет в караванах товары (верблюд)
Дети: Верблюд.
Чем известен верблюд?
Дети: горбами.
Воспитатель :Вы знаете, что у него в горбах? (слайд)
Воспитатель :Жир – он им питается, когда долго ходит по пустыне. Верблюд может не пить две недели и не есть почти месяц!
А вы можете не пить две недели и не есть почти месяц?
Нет, люди не могут так долго не пить, не есть, тем более в пустыне.
Ребята, как называют люди верблюда? (кораблем пустыни).
Почему, как вы думаете? (движения плавные, как у корабля).
- А верблюд – это домашнее или дикое животное? (дети отвечают)
Для чего людям верблюды нужны?
- Караваны верблюдов перевозят тяжелые грузы, людей.
Это очень сильные и выносливые животные. Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей. На ногах толстые мозоли, чтобы верблюду было удобно ходить по песку. В пустынях Африки обитают только одногорбые верблюды- "Одногорбый верблюд, для жителей пустынь - домашнее животное, оно прекрасно переносит жару и длинные переходы по непроходимой пустыне, отличается высокой выносливостью и неприхотливостью. /дети рассматривают иллюстрации с изображением одногорбых и двугорбых верблюдов/ Из шерсти верблюдов после ежегодной линьки делают прочные ковры и одежду, а молоко верблюда питательнее коровьего и козьего. Когда в пустыне поднимается ветер, ноздри верблюда закрываются, и это не мешает кораблю пустыни бороздить барханы. На его ногах есть круглые подушечки, позволяющие ему не увязнуть, там где буксуют самые современные вездеходы. Обойтись без верблюда в пустыне невозможно
- Что такое саванна? (слайд)
. Обилие света, открытое весёлое пространство среди сплошного моря трав, местами распространены рощи с редкорастущими деревьями (это бескрайние степи, поросшие высокой травой). Здесь два сезона – сухая зима и влажное лето.
Воспитатель:
Прогуляемся по саванне. Не успели мы ступить на землю, как послышался грозный рык.
- Кто бы это мог быть?
Ответы детей
В. – Правильно. Это лев – царь зверей, так назван, что на голове носит причёску. (слайд)
- Где же он, почему мы его не видим?
(Цвет шерсти позволяет быть незаметным среди жёлтой сухой травы).
- Что вы ещё знаете про львов?
Дети рассказывают.
Воспитатель добавляет: льву важно быть незаметным, потому что он выслеживает добычу, но на охоту ходят как правило львицы.
- На кого охотятся львицы?
(Зебры, антилопы, газели). Лев относится к семейству кошачьих и является вторым по величине после тигра из ныне живущих кошек. У льва самая густая грива из всех животных. Вы знаете какое-нибудь животное с такой же красивой густой гривой, как у льва? А шерсть на теле короткая, лишь на конце хвоста есть кисточка длинных волос.
А вы можете мне показать, как рычит лев?
Ребята, а что кушает лев?
В Африке главной добычей льва является антилопа гну и зебра, ведь лев - очень хищное животное.
Лев – дикое или домашнее животное?
В. – Что за коняшки, на всех тельняшки?
Ребё нок читает стих:
Тут входит голову задрав
Не потому, что важный граф
Не потому, что гордый нрав
А потому, что он жираф.
Воспитатель подводит детей к картинке жирафа.
- Расскажите, что вы знаете об этих животных.
Воспитатель дополняет ответы детей:
- Высота жирафа 6 метров (двухэтажный дом, половина приходится на шею, легко доставать до самых верхушек высоких деревьев.
В. – А вот Африканские гиганты. Узнали вы их? (слоны)
- Что вы знаете о них? (слайд)
Ответы детей
Воспитатель дополняет: Самое удивительное у слона – хобот.
Что делает им слон?
(ответы)
В. – С помощью хобота слон срывает листья с дерева, рвёт траву, пьёт, он переносит очень толстые деревья хоботом, хоботом слон защищается от врагов, выражает нежность или наказывает своим детёнышам.
. – В саванне есть небольшоё озеро – это водопой. Мы сейчас с вами подойдём к нему. Смотрите, из воды показались глаза, ноздри и уши огромного зверям (подходим к картинке с нарисованными ушами).
- Кто это? (слайд)
(ответы детей)
- Это бегемот. Скорей приготовим фотоаппараты, чтобы успеть его сфотографировать.
- кто знает это что за растение? (слайд)
Среди саванны встречаются отдельные деревья – гигантские баобабы. Это многолетнее растение c утолщёнными сочными мясистыми стеблями, покрытыми колючками, волосками или щетинками. Плоды у большинства кактусов мясистые, ягодообразные, у многих даже съедобные.
Посмотрите перед нами гигантское дерево. Как оно называется? (Баобаб)
(показ слайда)
Эти удивительные деревья, при небольшой высоте, имеют очень толстый ствол, который в диаметре несколько метров. Чтобы его обхватить нужно взяться за руки всей группе. Ствол баобаба перенасыщен водой.
- Зачем это дерево накапливает воду?
- Чтобы в засушливый период питаться своими запасами.
Летом баобаб сбрасывает листья.
В. – Как вы думаете зачем? (что бы меньше испарять воду)
Их плоды съедобны, их очень любят обезьяны.
Воспитатель: - Тропический лес – это деревья, кусты, лианы. (слайд)
Листья на них толстые, сочные. Летают птицы похожие на волшебные цветы. Здесь всегда сумрачно и влажно Перед нами непроходимый лес, а называется он - джунгли! Вдоль экватора протянулись влажные экваториальные леса. Деревья здесь круглый год покрыты листвой, их ветки так переплетены, что образуют сплошную крышу. Там живет много видов шимпанзе, обезьян, горилл.
-. Слышите визг обезьян (запись крика обезьян)
. Здесь круглый год буйная зелень.
В. – Посмотрите, а кто это там веселится?
(Воспитатель привлекает внимание к карте с изображением обезьяны).
- Что вы знаете про обезьян? Где живут, чем питаются?
Ответы детей.
- Давайте и мы вместе с обезьянами отдохнём и улыбнёмся
Физкультминутка «Мартышки».
Мы – веселые детишки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску,
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
А вот это Гепард – самое быстрое животное на земле, оно может бегать также быстро, как едет машина 100 км/ч. (слайд)
- Интересно, почему животные гуляют вместе? (У жирафа, как вы уже знаете, высокий рост, зоркие глаза и чуткие уши. Это помогает ему увидеть приближающихся хищников и предупредить других животных о приближающейся опасности)
Игра «Скажите, кого же любит эта «мама» :
- Слониха — слоненка
- Жирафа — жирафенка
- Львица – львенка
- Крокодилица — крокодильчика
- Зебра – зебрёнка
- Страусиха — страусенка
- Верблюдица — верблюженка
Физкультминутка:
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре –
Вот так славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно;
Вместе раз, это брасс
одной, другой – это кроль!
Вышли на берег.
Показ фотографии (иллюстрация)
В зоопарке и в лесу
У всех рога на голове
А у него лишь на носу».
В. – Кто это? Да это носорог. Огромный носорог от двух до четырёх метров в длину, весит 4 тонны. Его тело покрыто толстой кожей и температура его тела равна температуре воздуха, поэтому жить может только в тёплой стране. Носороги днём спят, ночью выходят на прогулку, едят траву, листья, разные корни растений.
По реке плывёт бревно
Ох и злючее оно
Тем, кто в речку угодил
Нос откусит…
Дети: - Крокодил
В. – Побежим поскорее прочь от этой речки. Ничего хорошего здесь нет, хотя смотрите
Игра: «Кто лишний?».
Нужно рассмотреть картинки и определить, какое животное не обитает в жарких странах. Дети рассматривают и называют лишнее животное.
Игра «Собери картинку и расскажи о животном».
Воспитатель показывает апельсин и лимон)
- Здесь можно полакомиться вкусными плодами.
- Кто знает, откуда они у меня? Дети рассказывают, как растут апельсины и лимоны.
В. – Да, по берегам Африки растут лимоновые, апельсиновые деревья, кокосовые пальмы.
- Присядем, отдохнём, полакомимся фруктами.
Давайте посмотрим, какой народ проживает в Африке. Здесь проживают бедуины – кочевники. Жители пустынь чаще всего живут в пещерах, которые роют в песке. Почему?
Дети: Потому что во время жары такие дома сохраняют прохладу, а во время наступления холода позволяют оставаться в тепле.
Воспитатель- Посмотрите, чем они занимаются? (Они занимаются кочевым скотоводством, охотой, торговлей). Давайте рассмотрим жителей джунглей, во что они одеты, чем занимаются. Их жизнь постоянно связана с лесом, ведь там они и живут, и добывают пищу, занимаются пигмеи собирательством фруктовых плодов и охотой. Оружием для них служит простой лук, который заправляется острыми и ядовитыми стрелами. В джунглях Африки строили дома на деревянных опорах – сваях, которые и сегодня можно увидеть в некоторых тропических поселениях. Для чего нужны сваи? (Сваи помогают уберечь строение от сырости в сезон дождей, а также предотвратить проникновение внутрь дома змей, грызунов и насекомых
– И так садимся в самолёт (Дети идут на стульчики, и под нашу песенку полетим в Детский сад.
Самостоятельная продуктивная деятельность детей:
Смотрите, здесь вас ждет сюрприз – волшебные раскраски с названием «Африка». Но на них не хватает цвета у животных. Помните все цвета животных? Тогда вам задание: раскрасьте их на раскрасках.
Выставка работ «Животные Африки»