Приложение МААМ

Консультация «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»

Ольга Лавренюк
Консультация «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»
▼ Скачать + Заказать документы

«Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. В последнее время наблюдается рост количества детей с речевыми нарушениями. Растет и количество детей со сложными речевыми заключениями такими как: ЗРР, ЗПРР, ОНР.

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребёнку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.

Для формирования правильного произношения звуков важно:

• развивать артикуляционный аппарат;

• речевое дыхание;

• фонематический слух

Чистота произношения зависит от многих факторов, и в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга. Неправильное строение артикуляционного аппарата, вялость мышц языка, нижней челюсти, губ и, как следствие, нередко являются причиной плохого произношения. Наиболее активно участвует в образовании звуков и произнесении слов язык. Важно развивать у детей подвижность языка с помощью артикуляционной гимнастики.

Упражнения артикуляционной гимнастики предлагаю от простого к сложному. Дети-дошкольники очень любят сказки, рассказы, поэтому использую рассказывание как прием педагогической работы. Применяю его при подготовке артикуляционного аппарата к произнесению звуков, используя «Сказку о Веселом Язычке». Также использую карточки с изображением артикуляционных упражнений, артикуляционные кубики, профили звуков.

Большое значение для правильного развития произношения имеет хорошо развитое речевое дыхание.

Например, некоторые дошкольники неправильно произносят звук [р] лишь потому, что не могут сделать достаточной силы выдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении [р].

Для развития речевого дыхания использую упражнения:

• «Шторм в стакане»;

• «Собачка дышит»;

• «Забей мяч в ворота».

• «Фокусник»,

• «Бабочка, лети».

1 Видео : упр на развитие речевого дыхания.

Не менее важным является развитие фонематического слуха. Использую задания на выработку умений слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи, различать сходные звуки, упражнения на формирование навыков элементарного звукового анализа и синтеза. Это даёт возможность различать близкие по звучанию слова: мал-мял, рак-лак, том-дом. При формировании фонематического слуха, звуко- и словопроизношения рекомендуется приём - утрированное (с подчёркнутой дикцией) произношение звука (ударного слога).

Упр. «Поймай звук», «Определи место звука в слове», «Раздай картинки Маше и Соне», «Жуки и шмели» и др.

2 Фото с упр. на развитие фонем слуха

Ведущим приемом в работе является образец правильного произношения. Подкрепляю этот приём кратким или развёрнутым объяснением демонстрируемых качеств речи или движений артикуляционного аппарата: «Вы слышите, что я не просто говорю слово со звуком [р], но специально выделяю этот звук, произношу его долго, протяжно: а-[р-р-р]-буз.

Активным приёмом является повторение. Именно этот приём обеспечивает тренировку речедвигательного аппарата, так важную в формировании звуковой культуры речи. Использую чистоговорки,насыщенные отрабатываемым звуком.

Са-са –са- укусила в нос оса.

Со-со-со- стал мой нос как колесо.

Повышает качество ответов такой приём, как обоснование необходимости выполнить задание педагога: «Ты научился говорить звук Ш давай теперь научим и Машу правильно произносить звук Ш».

Использую и другой приём-мотивировка задания, указание перед ответом ребёнка: «Мне кажется, что чистоговорка может получится у тебя очень хорошо. Ведь ты умеешь четко произносить звук».

В случае ошибочных ответов возможны такие активные приёмы, основанные на имитации, как совместная (сопряжённая) речь ребёнка и воспитателя, а также отражённая речь (незамедлительное повторение ребёнком речи-образца). В процессе работы над звуковой культурой речи уместны и наглядные приёмы – показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

3 Видео с мишкой

Традиционные приёмы, такие как оценка ответа или действия и исправление не слишком часто, так как это нервирует ребёнка.

В играх и упражнениях использую дополнительное оборудование - «волшебная» палочка для подачи сигнала к началу или окончанию ответа, фишки и другой раздаточный материал, служащий для обозначения звуковой структуры речи.

Применяю различные игры и упражнения, наглядность для автоматизации звука в речи т. к это длительный и сложный процесс.

4 Видео спиннер

Договаривание – как прием педагогической работы очень эффективен при воспитании у детей навыков правильного произношения звуков. Использую его на всех этапах работы над звуком.

Я сижу и ты сидишь, я бегу и ты бежишь, я иду и ты идешь.

Часто используется договаривание предложений, подстановку подходящих по смыслу слов. В словах содержится звук, над которым дети работают на данном занятии.

Испугался кот собак, задом пятится как… (рак).

Береги нос в сильный… (мороз).

«Угадай слово : ра… (кета, дио, кушка, стение и т. д., чу… (до, жой, кча, лан).

Игры.

Это наиболее распространенный прием работы с детьми дошкольного возраста. Использовать можно любой вид игры: дидактическую, сюжетно-ролевую, подвижную и т. д. Например; «Лес шумит», «Шар лопнул» для автоматизации звука Ш, «Угадай что в руке», «Домино», «Лото», «Доббль», «Дорожки» на автоматизируемые звуки

Заучивание стихотворений.

Заучивание стихотворений, чистоговорок и скороговорок использую на последнем этапе работы со звуком. Это наиболее сложный этап для детей, так как требует от них значительных усилий. Ребенок уже должен владеть четкой артикуляцией звука.

При закреплении звука в речи важно, чтобы ребёнок не столько повторял за взрослым слова и предложения (хотя это тоже нужно на начальном этапе, сколько чтобы он самостоятельно употреблял то или иное слово. Для этой цели хорошо подходят загадки. Текст загадки и отгадка должна содержать закрепляемый звук. Например,

Я землю копала, ничуть не устала,

А кто мной копал, тот и устал.

Ребёнок, выучив загадку, сам сможет загадать её кому-то, правильно проговаривая звук.

Таким образом, работа по воспитанию звукопроизношения представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребёнка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно изжить.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков» Консультация для родителей по проблеме: «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков - одна из важнейших задач.

Дидактическое пособие «Попугайчики-звуковики» по формированию навыков правильного звукопроизношенияДидактическое пособие «Попугайчики-звуковики» по формированию навыков правильного звукопроизношения Актуальность. Правильная речь – важнейшее условие для всестороннего развития личности ребенка. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает.

Игровые приёмы для развития графических навыковИгровые приёмы для развития графических навыков Консультация для педагогов и родителей Уважаемые коллеги, я продолжаю тему, начатую в прошлой публикации, которая была посвящена проблеме.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»
Опубликовано: 16 января 2025 в 09:35
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Лавренюк (УИ 3104792) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
17 января 2025 пятница
18 января 2025 суббота
Лепим, клеим и рисуем снеговиков



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД