Екатерина Овчинникова
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием синквейн-технологии для детей старшей группы ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия
с использованием синквейн-технологии
для детей старшей группы ТНР
на тему:
«По следам сказки «Лиса, Заяц и Петух…»»
Технологическая карта
Возрастная группа: старшая
Тип группы: группа компенсирующего типа для детей с нарушениями речи
Тип занятия: индивидуальное
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, восприятие художественной литературы и фольклора, развитие речи.
Цель занятия: Пересказ русской народной сказки «Лиса, Заяц и Петух» и составление синквейнов о героях сказки.
Задачи:
Обучающие задачи:
- закреплять словообразование и употребление относительных прилагательных, обозначающих материал;
- обучать последовательному пересказу с опорой на предметные картинки;
- учить составлять синквейн о героях сказки опираясь на заданную схему;
- упражнять в подборе слов-признаков, слов-действий;
- формировать навык построения предложений;
- закреплять умения составлять целое из частей.
Развивающие задачи:
- развивать умение думать, размышлять, рассуждать на заданную тему;
- развивать воображение
Воспитательные задачи:
- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.
Предварительная работа:
- Чтение русской народной сказки «Лиса, заяц и петух», беседа по содержанию
Словарь: лиса, заяц, петух, трусливый, смелый, хитрая, злая, обидела, выгнала, обманула, помог, спас.
Материал: шарик Су-джоку, сюжетная картина, предметные картинки, магнитная доска.
Этапы деятельности Действия педагога Действия детей Время
Вводный
Приветствие, установление зрительного контакта.
Создание эмоциональной поддержки ребенка.
Психологическая готовность. I. Организационный момент:
Логопед: у нас сегодня необычное приветствие. Здороваться будем различными частями тела.
Скажем «Здравствуй» руками, придумай свой жест для приветствия. Теперь поздороваемся глазами. Давай встретимся взглядом и моргнем друг другу. Хором произнесем «Здравствуйте». Ребенок заходит в кабинет. Приветствие ребенка. 2 мин
Основной
(деятельный)
Знакомство ребёнка с особенностями и задачами предстоящей деятельности, создание проблемной ситуации, требующей разрешения.
Мотивация деятельности ребенка Логопед: Занятие сегодня у нас будет необычным.
Мы станем с тобой настоящими поэтами.
- А ты знаешь, кто такой поэт?
- Правильно, только мы будем сочинять не обычный стих, а синквейн - нерифмованный стих. Но для начала я предлагаю тебе размять пальчики.
II. Упражнение с массажными шариками Су-джоку: выполняется сначала правой рукой, затем левой.
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино,
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять.
Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать.
- Мы с тобой молодцы, хорошо размяли наши руки, ладони даже стали теплее.
- А как ты думаешь, что нам нужно для красивой и правильной речи?
III. Работа с артикуляционным аппаратом.
1. Упражнение «Улыбочка». Растягиваем губы в улыбочку, зубки не видны. Удерживаем улыбку в течение 5 секунд. Выполняем 5 раз.
2. Упражнение «Бублик». Зубки сомкнём, губы округляем и слегка вытягиваем вперед. При выполнении должны быть видны и верхние и нижние зубки. Удерживаем «бублик» под счет до 5-10. Выполняем 5-6 раз.
3. Упражнение «Хоботок». Зубки сомкнуты, губы с напряжением вытягиваем вперед как хоботок. Удерживаем под счет до 10. Выполняем 5-6 раз.
4. Упражнение «Лопаточка». Открываем рот, широкий расслабленный язык кладем на нижнюю губу. Удерживаем «лопатку» под счет до 5. В норме язычок должен лежать спокойно, без подергиваний и не отклоняться в сторону. Выполняем 5-6 раз. Если ребенок не может расслабить язычок, то сначала выполняйте упражнение «Замесим тесто», которое поможет расслабить мышцы язычка.
Логопед: Замечательно! Мы с тобой размяли наши руки, и язычки. Теперь можем приступить к сочинению стихотворения. Но о чем мы будем писать, сейчас узнаем.
IV. Беседа по содержанию
Какую избушку построила лиса? Почему она называется ледяная?
Какую избушку построил зайчик?
- Она из луба, поэтому лубяная.
Какая беда случилась с зайчиком?
Поступок лисы какой?
Кто хотел помочь зайчику?
Почему собака и медведь не помогли ему?
Кто же зайчику помог выгнать лису?
Почему петуху это удалось?
Что петух пел лисе песенку, ласковую или грозную?
V. Составление синквейна
Логопед: сейчас мы будем составлять рассказ о сказочном герое.
Давай вспомним правила составления рассказа по этой схеме.
- Первая строка, слово-предмет. Назови самого вредного сказочного героя нашей сказки. Кто это?
- Вторая строка, два слова-признака. Охарактеризуй сказочного героя, Лиса какая?
- Третья строка, три слова-действия. Что делал или сделал сказочный герой Лиса?
- Четвёртая строка. Предложение, где ты, расскажешь, о том кто спас Зайку от Лисы.
Пятая строка. Расскажем, одним словом о сказочном герое. Ответы ребенка:
это человек, который пишет стихи.
ребенок катает шарик
Су-Джоку между ладоней
Поочередно катаем шарик
Су-Джоку к каждому пальчику, начиная с большого
ребенок катает шарик
Су-Джоку между ладоней
Ребенок выполняет комплекс артикуляционной гимнастики
Ответы ребенка
ледяную
потому что сделана из льда
лубяную
зайчика обманула, и выгнала лиса
плохой
собака и медведь испугались лису
петух
потому что петух смелый
Ответы ребенка:
Лиса.
Хитрая и злая
Обманула, обидела и выгнала зайку.
Петух спас Зайку от Лисы
Плутовка
12 мин
Заключительный VI. Итог занятия.
- О ком мы составляли рассказ?
- Она герой, из какой сказки?
- Чему научила тебя эта сказка?
Логопед: пока ты придумывал (а) стихотворение, я выкладывала на магнитной доске его схему.
- Посмотри, на что похожа схема?
- Конечно, этот прием так и называется- «Ёлочка».
Логопед: Отлично! Тебе понравилось сегодняшнее занятие? Ты сегодня как настоящий поэт сочинил (а) необычный и красивый стих. Ответы ребенка:
О Лисе
Она герой русской народной сказки «Лиса, Заяц и Петух».
Добро всегда побеждает зло.
на ёлочку.
Да 3 мин