Томме Лариса
НОД «Путешествие на Север»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Томме Лариса Васильевна
Цель: Познакомить детей с животными Крайнего Севера, их образом жизни, условиями обитания. Формировать первоначальные представления детей об образе жизни животных Крайнего Севера, о зависимости образа жизни животных от климатических условий.
Задачи: Познакомить детей с животными Крайнего Севера.
- Формировать знания детей об условиях обитания, повадках, образе жизни.
- Развивать познавательные способности, умение детей выражать свои мысли, делать выводы, обогащать их словарь.
Публикация «НОД „Путешествие на Север“» размещена в разделах
- Воспитывать интерес к окружающему миру, активность, внимательность, самостоятельность, инициативность, бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты;
- чтение энциклопедии об Антарктиде;
- дидактические игры «Кто где живет», «Зоологическое лото», «Какой? Какая? Какие?»;
- аппликация, рисование, лепка на тему «Пингвины».
Оборудование и материалы:
- географическая карта, глобус, посылка, яйцо пингвина, картинки «животные Севера», схема строения птицы, костюм пингвина, аудиозапись: «Звуки ветра», «Звуки самолета», таз с водой, жир, проектор.
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, вы когда шли в детский сад, ничего не видели около детского сада? (Нет). И ваши мамы не видели (Нет).
Воспитатель: Я по дороге в детский сад нашла коробку. (Показывает)Как вы думаете, что в ней может находится? (Дети называют различные варианты) Хотели бы вы узнать, что находится в ней. (Да). Давайте аккуратно откроем, вдруг в ней находится очень хрупкое. (дети вместе с воспитателем открывают коробку) Что это? (Яйцо). Как считаете вы, чье оно? (дети высказывают свои мнения). В этой коробке, есть еще что – то, разрезные картинки. Наверное это отгадка. Я предлагаю разделится на подгруппы. (дети собирают картинку).(Воспитатель спрашивает у каждой подгруппы, что у них получилось). Пингвин. Это значит яйцо пингвина.
Основная часть
(Звучит музыка, появляется ребенок в костюме пингвиненка)
Загадывает загадку:
-Я недавно из яйца, и похож я на птенца.
Что за птица моя мать?
Где ее мне отыскать?
Я не гусь и не павлин.
Догадайтесь! Я.
Воспитатель: Да, ребята, пингвин – это птица. Рассмотрим схему строения птицы: у птицы есть голова, шея плавно переходящая в туловище, туловище, два крыла, хвост и две лапы. (схема строения птицы). Теперь рассмотрим иллюстрацию пингвинов, а Пингвиненок расскажет о них. Пингвины – это морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, а летать не умеют. Крылья у них есть, но они не для полётов, а для плавания. Поэтому их называют водоплавающими птицами. Пингвины очень любят плавать, а когда выходят на сушу их тело остаётся сухим и они не мерзнут на морозе. В самый разгар морозов пингвиниха откладывает одно яйцо. Затем отец – пингвин берёт яйцо и прячет его в жировую складку на брюшке. Он держит его в лапах – ластах 2 месяца, почти не двигаясь. Всё это время пингвин ничего не ест и живёт только за счет жира, который он накопил за лето.
Но вот появляется птенец и теперь его воспитанием занимается мама. Но это длится не долго. Как только пингвинёнок встанет на ножки, его отправляют в пингвиний детский сад. Там они учатся быть сильными, ловкими, проворными. Ведь у пингвинов то же есть враги: на суше – чайки – поморники, а в воде морские леопарды и касатки.
Ребенок «Пингвин»
Воспитатель: предлагаю игру «Назови семью»
Мама -пингвиниха, папа-пингвин, ребенок- пингвиненок.
Физкультминутка «Неуклюжий пингвин»
Неуклюжий шел пингвин
Посреди холодных льдин.
И по ледяной дорожке
Прыгал он на правой ножке
А теперь подскок на левой.
И присел согнув колени.
Встал, присел –
И пять прыжков:
Очень климат уж суров
Воспитатель: Пингвиненок хочет познакомить вас с его друзьями и приглашает к себе на Север. Чтобы быстрее добраться мы полетим на самолете. (Аудиозапись «Звук самолета) Дети «летят» на Север, выполняя движения и повороты, повторяя за воспитателем. (Звучит аудиозапись «Звуки вьюги» - Ребята, мы с вами прилетели на Север. (Подходят к карте и посмотрят, где живут пингвины. Здесь очень холодно, лежит кругом снег. Не смотря на то, что на Севере очень холодно, там обитает большое количество птиц и животных.
Давайте познакомимся с ними. (Презентация)
1 слайд. Гага – северная полярная утка. У неё удивительно тёплый пух, свив гнездо, она утепляет его собственным пухом, так что яйцам не страшен ни какой мороз.
2 слайдСеверный олень - удивительное животное, приспособлено к жизни на Севере, ему не страшны сильные морозы. Благодаря своей необычной шерсти и пуху он не замерзает. В еде не прихотлив: он питается ягелем, выкапывая его из - под снега копытами. Он травоядный.
3 слайд Песец – это полярная лиса. У него красивый, густой, очень длинный мех. Хищник, питается мелкими северными грызунами.
4 слайд Морж – это огромное животное. На суше он несколько неуклюж, зато плавает и ныряет отлично. У него есть бивни, которыми он разрывает морское дно в поисках корма. Любят больше всего моллюсков или червей. Охотятся на рыбу моржи в крайнем случае, когда нет другой еды для них.
5слайдТюлени, как и моржи проводят большую часть времени в воде. Толстый слой подкожного жира помогает им справляться с северными холодами. Питаются рыбой и рачками.
6 слайдОвцебык – эти животные населяют крайние северные участки суши. Густой длинный мех хорошо защищает их от ветра и холода. Он так же питается мхом.
7 слайдНа севере так же живут волки, но мех у них белый. Волки могут жить поодиночке и стаями. Питаются мясом. Свою территорию волчья стая охраняет от чужаков. Чтобы дать знать соседям о том, что территория занята, волки примерно раз в 10 часов воют хором.
8 слайдБелый медведь
Посмотрите на картинку с изображением белого медведя. Как вы думаете, почему у него шерсть белого цвета? (Чтоб он был не заметен среди снега и льдов)
- Замечательно, вы молодцы! А ещё белые медведицы подыскивают себе берлогу, в которую лягут на полгода, там у них появятся медвежата.
Белые медведи – хорошо плавают в холодной воде и не мерзнут. Мы проведем опыт. В емкость с водой опустите руку и сразу выньте ее. Посмотрите на руку внимательно. Она мокрая? (да, покрыта тонким слоем воды). Если бы сейчас ударил мороз, что произошло? (вода превратилась в корку льда). Теперь вытрите руки и смажьте жиром. Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что заметили? (вода собралась капельками). Встряхните руку. Что произошло? (капли упали с руки, на руке нет воды, в мороз нечему превращаться в лёд).
(Дети делают вывод, почему медведь не мёрзнет в воде и, когда выходит из воды.)
Ребята, как вы думаете, почему медвежьи лапы не примерзают ко льду? (ответы детей). У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах. Чтобы легче держаться на льду, подошвы лап покрыты водонепроницаемым мехом.
Дидактическая игра «Кто кем питается?»
Воспитатель: Ребята, расположите картинки животных Севера на большом листе бумаги. Покажите стрелками, кто кем питается из этих животных.
Воспитатель: ребята, Пингвиненок рассказал вам о своих друзьях, а вы сможете их узнать на картинке и назвать. (Пингвиненок показывает животных, дети называют).
Наше путешествие заканчивается, нам пора возвращаться домой. Пингвиненок остается на Севере, со своей мамой. (Аудиозапись «Звук самолета»).Дети улетают в детский сад.
Заключение
.
Вот мы и вернулись в наш детский сад.
Вам понравилось путешествие?
Вам было страшно, когда летели на самолете? (Нет)
Как вы думаете почему не было страшно? (Мы были с друзьями)
Где мы побывали? (На Севере).
Кого мы там встретили? (животных Севера).
Воспитатель: на память о нашем путешествие я хочу подарить «Заколдованные картинки». Расколдовать можно одним способом: соединить по точкам.