Папки-передвижки

Конспект занятия «Мой Север»

Татьяна Ташаева
Конспект занятия «Мой Север»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия

Департамент образования г. Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия № 1538»

Конспект занятия

Мой Север

Подготовила воспитатель:

Ташаева Т. Г.

г. Москва

2017 г.

Цель: Продолжать знакомить детей с Северным краем, с его жителями; познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера.

Задачи:

Образовательная

Публикация «Конспект занятия „Мой Север“» размещена в разделах

Обогатить знания детей о коренных жителях Севера – ненцах, дать представления об их стойбищах. Упражнять в рисовании с образца.

Развивающая

Развивать любознательность и речь. Совершенствовать умение играть в командные игры.

Воспитательные

Воспитывать любовь к родному краю, уважение к традициям людей разных национальностей; учить видеть красоту природы, воспитывать бережное отношение к ней;

Предварительная работа

Рассказы воспитателя о жизни и труде ненцев. Чтение ненецких сказок, заучивание стихотворений. Разучивание подвижных игр народов Севера. Рассматривание физической карты России, уточнение местонахождения ненецкого полуострова Ямал.

Ход занятия

Дети входят в группу.

Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по северному краю на оленьих упряжках. Что такое оленья упряжка?

Дети. Оленья упряжка – легкие санки. Которые везут олени, их еще называют «Нарты».

Воспитатель. Как олени помогают человеку на Севере?

Дети. Олени для северных народов это и транспорт, и одежда, и жилье.

Воспитатель. Кто управляет оленьей упряжкой? (Ответы) Верно, это каюр. Прежде чем отправиться в путешествие, послушайте, что он нам расскажет.

Для копыт, колес и ног

Много сделано дорог.

Ну, а если снег и сопки,

Перевалы на пути, где крутой звериной тропкой

Ни проехать, ни пройти,

Там всегда в метель и в стужу

Человеку верно служит

Быстрый северный олень.

Оббегает по кругу «оленья упряжка» прибывает на место стоянки, дети встают в круг для беседы.

Воспитатель. Вот мы и добрались до места. Как называется место, куда мы отправляемся в путь?

Дети. Мы отправляемся на полуостров Ямал.

Вы на карту посмотрите

И Ямал на ней найдите,

Потому что здесь наш дом:

Мы на севере живем.

Воспитатель. Ребята посмотрите внимательно на карту, кто может показать границы нашего полуострова.

(предлагает одному двум детям обвести границу полуострова) .

А вы знаете, почему наш полуостров так назвали? Я МАЛ (Дети высказывают свои предположения). Его название говорит само, за себя – Я МАЛ. Потому что он занимает маленькую площадь.

Полностью название нашего округа звучит так, Ямало -Ненецкий Автономный Округ.

А как называется столица нашего округа? (Салехард. Показывает на карте, где находится столица и предлагает двум, трем детям показать)

Полуостров Ямал расположен на севере России. Какой климат в нашем крае?

Дети. Суровый климат. Часто бывают морозы и вьюги. Лето короткое, холодное, а зима длинная, морозная.

На крайнем Севере зима,

Заснежены просторы.

Полгода вместо солнца тьма,

И тускло светят звезды.

Воспитатель. Сейчас весна! Назовите весенние месяцы.

Дети. Март, Апрель, Май.

Воспитатель. Так что же такое Север?

Север – это звон упряжек

И под снегом мерзлый мох.

Север – это край, где пляшет

Над тундрою дымок.

Север – это в небе синем

Тарахтящий вертолет.

Север – это край гусиный,

Это вьюга, это лед.

Молодцы! Действительно, на Севере зимой все покрыто белым снежным покрывалом, небо хмурое, серое, пасмурное; люди кутаются в теплую одежду, зимующие птицы прилетают ближе к жилью человека в поисках пищи и тепла. Люди должны заботится о них, недаром люди развешивают кормушки и не забывают подкармливать птиц.

А как называют коренных жителей полуострова Ямал?

Дети. Коренные жители полуострова Ямал – это ненцы, селькупы, коми и ханты.

Воспитатель. Чем они занимаются?

Дети. Рыбной ловлей, охотой, оленеводством.

Воспитатель. Сейчас мы с вами, чтобы немного погреться, поиграем в игру «Важенка и оленята». Кто такая важенка? А какая она?

Дети. Важенка – мама олененка. Она смелая и заботливая.

Подвижная игра «Важенка и оленята»

Цель. Продолжать развивать силу, ловкость, выносливость, воспитывать ответственность, взаимопомощь.

Материал. Большие обручи, оленьи рожки из картона, маска волка.

Ход игры.

(С помощью считалки выбирают волка, воспитатель назначает важенок у каждого два олененка) .

Воспитатель Бродит в тундре важенка,

С нею оленята.

Объясняет каждому

Все, что непонятно.

Топают по снегу

Оленята малые,

Терпеливо слушают

Наставленья мамины.

Дети – оленята бегают по тундре, ищут мох, едят его. По сигналу «Волк идет» убегают в свои домишки – обручи. Тот, кто не успеет занять свой домик, считается пойманным. Пойманного олененка волк уводит с собой. Важенка, у которой остались оба олененка, считается самой заботливой мамой, а ее дети самыми послушными.

Воспитатель. Как вы хорошо играли! Пришло время потрудится. Как называется жилище ненцев? Как и из чего его строят? (Показывает картину с изображением чума) .

Дети. Жилище ненцев называется чум. Чтобы сделать его, ненцы берут длинные деревянные шесты, соединяют их вверх конусом, покрывают оленьими шкурами. Землю внутри чума устилают циновками, оленьими шкурами. В середине чума – печка. Вверху оставляют отверстие, куда выходит дым, когда топят печку.

Воспитатель. Давайте построим несколько чумов! (на доске мелом нарисованы чумы без нюков по количеству детей) Посмотрите на чумах нет нюков. Давайте сделаем нюки и разукрасим их арнаментами. У нас получится небольшое стойбище.

Для детей на столах заранее подготовлены эскизы нюков виде конуса и цветные карандаши. Дети цветными карандашами украшают эскизы нюков северным орнаментом и снежинками. После окончания раскрашивания цветными карандашами нюков, появляется женщина в национальной одежде хозяйка чума.

Хозяйка чума. Здравствуете, дети! Я долго шла по тундре в поисках, какого – нибудь жилища, очень устала, замерзла. И наконец-то я вижу стойбище. Какие красивые чумы! Наверное, в них тепло и уютно. Я приглашу свих друзей, и мы будем в них жить. Спасибо вам! Вы наверное много знаете о Севере и о коренных жителях.

Воспитатель. Дети давайте расскажем нашей гостье о том, что мы узнали о Севере.

Дети. (Ответы детей)

Воспитатель. Вы хорошо знаете жизнь и быт народов Севера. Только те люди, которые живут на Крайнем Севере, знают, как тяжела жизнь коренных жителей. Но…

Здесь живописные места,

Отличная охота.

Хоть и сурова мерзлота,

Но есть для всех работа.

Пора возвращаться в детский сад. Каюр, запрягай оленей упряжку, а вы, ребята, устраивайтесь по удобней. Пора в путь!

Дети обходят комнату и возвращаются на места.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Картина «Холодный Север с веселыми пингвинами»Картина «Холодный Север с веселыми пингвинами» Название: "Холодный север с веселыми пингвинами". Материалы: Гуашь, ватные палочки, кисть-щетина, влажные салфетки. Техника выполнения:.

Конспект НОД «Увлекательное путешествие на Крайний Север» в подготовительной группе Тема: «Увлекательное путешествие на Крайний Север» Цель: Формирование представлений детей о жизни людей, проживающих на Севере. Задачи:.

Конспект образовательной ситуации в средней группе «Путешествие на Север» Тема: «Путешествие на север» Цель: Закреплять практические навыки создания постройки из готовых геометрических форм по данной схеме. Анализировать.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Север» .

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на Север» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие.

НОД «Путешествие на Север» в старшей группе Тема – «Путешествие на Север» (Старший дошкольный возраст) Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей, эмоциональной.

Проект «Север» в средней группеПроект «Север» в средней группе Проект ПРОЕКТ: «Ознакомление детей с народами Севера» Участники: средняя группа Объект проекта: Народы Севера. Тема проекта: «Ознакомление.

Сценарий музыкально-поэтической композиции «Север мой неповторимый»Сценарий музыкально-поэтической композиции «Север мой неповторимый» Север – край неповторимыймузыкально-поэтическая композиция Соприкосновение с народным искусством, участие в народных праздниках духовно.

Конспект занятия «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета» Программное содержание: 1. Расширение представлений детей о родной стране, знакомство с историей России. 2. Формирование представлений.

Занятие по конструированию в старшей группе «Путешествие на север»Занятие по конструированию в старшей группе «Путешествие на север» Конспект занятия «Путешествие на Север» Цель: 1. Продолжать знакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры. 2. Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Мой Север»
Опубликовано: 2 сентября 2018 в 19:43
+42Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Мой Север»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Ташаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД