Ольга Пашко
Конспект занятия «Путешествие в разные климатические зоны. Север, пустыня, море» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Путешествие в разные климатические зоны (север, пустыня, море)».
Цель: Знакомство с различными климатическими зонами и обитателями. Закрепление знаний о необходимости воды для растений животных, людей. Воспитание бережного отношения к воде, умение и желанию очищать воду от загрязнения посредством проведения опытов.
Предварительная работа: Проведение опытов, беседы, рассматривание иллюстраций, игры с животными разных климатических зон.
Материал: Макеты климатических зон, лаборатория (воронки, марля, халаты); глобус, песок, вода, лед, стрелки, следы.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в разные климатические зоны, Север, пустыня, море“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Море, океан. Конспекты занятий
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Пустыня
- Старшая группа
- Темочки
Словарная работа: Млекопитающие, фильтры, колосняк, оазис.
Дидактические игры: «Волшебница вода», «загадки о животных», «узнай животный мир».
Ход занятия. Теоретическая часть. Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Воспитатель: Мы отправимся в увлекательное путешествие по разным климатическим зонам. Сначала отправимся на Северный полюс, а затем, чудесным образом окажемся в жаркой пустыне. После пустыни ы попадем на Балтийское море, а так как море находится рядом с нашим городом, мы вернемся в наш детский сад.
Хотите?
Дети: Да.
Воспитатель: Прежде, чем отправиться в путешествие отгадайте загадку:
Загадка о глобусе: На одной ноге стоит модель земного шара. Покружив вокруг оси можно много здесь найти: леса, развалины, горы, огромные просторы; найти здесь можно много стран, узнать где живет какой народ: где русский, где японец, где испанец, где француз, а где индус, потому что это - глобус.
Воспитатель: Да, действительно, это глобус. Глобус- это маленький макет земного шара, на котором живет много разных народов, находится большое количество больших и маленьких городов, большое количество разных животных, птиц, насекомых, горы, реки, моря и океаны.
Воспитатель: Посмотрит пожалуйста, какие цвета вы видите на глобусе?
Дети: На глобусе мы видим зеленый, желтый, коричневый, синий, белый цвет.
Воспитатель: Что же означает все эти цвета?
Дети: Зеленый цвет – означает деревья, кустарники, лес; коричневый – горы; желтый – песок, пустыни ; синий – моря, океаны, реки, озера; белый – лед, снег.
Воспитатель: Ребята, моря, реки, озера, снег, лед – как можно назвать все одним словом?
Дети: Все это вода.
Воспитатель: Мы с вами внимательно рассмотрели глобус, вспомнили, что означают разные цвета на нем, а сейчас, при помощи глобуса мы отправимся в разные климатические зоны. Сначала мы попадем на Северный полюс.
Воспитатель: Закрыли глаза. 1,2, 3, - я глобус покручу, вас на Север приглашу! воткнуть флажок белого цвета на Северном полюсе, обратить внимание детей на белые следы, которые помогут нам дойти Севера).
Воспитатель: Дети, посмотрите, чего очень много на Северном полюсе?
Дети: Очень много снега, льда.
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что солнце находится очень низко и лучи только скользят по поверхности земли, совсем не нагревая ее, и вода замерзает. Потому что там низкие температуры, холод.
Воспитатель: Правильно, Северный полюс – это настоящее царство льда и снега.
Воспитатель: Опыт: Давайте потрогаем лед, какой он?
Дети: Лед холодный, твердый, колется, в руке тает.
Воспитатель: Молодцы. Лед – это твердое состояние воды.
Воспитатель: А вы знаете, что даже в таких суровых условиях на Севере есть жизнь?
Воспитатель:(ребенок) приготовил загадку об одном из животных, которые там живут:
Он на Севере живет, очень любит рыбу.
Плавает, ныряет, волнами играет.
А на сушу выйти лень, потому что он – тюлень.
Воспитатель:(ребенок) тоже приготовил вам загадку:
Он огромен, неуклюж.
Весь покрыт он жиром.
Есть усы, клыки и хвост.
На кого же он похож, ну конечно это – морж!
Воспитатель: Что можно сказать о морже, тюлене?
Дети: Эти животные очень толстые, жирные.
Воспитатель: А почему они таки?
Дети: Потому что жир помогает им спасаться от холода.
Воспитатель: А вы знаете какой самый большой зверь живет на Севере?
Дети: Самый большой – белый медведь.
Воспитатель: Как вы думаете, почему у него мех белый?
Дети: Он сливается со снегом чтобы охотиться, и белый цвет не притягивает солнечные лучики, а отталкивает.
Воспитатель: Ребята, а чем питаются детеныши тюленя, моржа, белого медведя.
Дети: Они питаются молоком.
Воспитатель: Правильно. Все эти животные называются млекопитающие. Потому что прежде чем вырасти и лакомиться рыбкой они пьют молоко у своих мам.
Воспитатель: Кроме животных еще кто живет на Севере?
Дети: Птицы: чайка, гагары.
Воспитатель: Правильно. Кроме этих птиц, там еще живет птица кайра. А места, где собираются и живет много птиц называются – птичьим базаром.
Воспитатель: Ну что же, мы побывали на Северном полюсе. Пора продолжать путешествие. Но прежде давайте захватим немного льда, ведь наш путь лежит в пустыню, вдруг понадобиться кому- то вода.
Воспитатель: Закрыли глаза. 1,2, 3, вокруг себя повернись и в пустыне окажись. (покрутить глобус, воткнуть флажок желтого цвета, обратить внимание детей на желтые следы, которые помогут нам попасть в пустыню).
Воспитатель: Ребята, что мы видим в пустыне?
Дети: В пустыне мало растений, деревьев, кустарников, цветов и ягод.
Воспитатель: А почему, как вы думаете?
Дети: В пустыне очень жарко, нет воды, мало дождя.
Воспитатель: Правильно. Бывает, что все лето может не выпасть не одной капли дождя. Поэтому, человек побывший в пустыне начинает ценить воду. Давайте посмотрим, кто сумел выжить в таком жарком климате?
Воспитатель: (Ребенок) подготовила загадку об одном из животных пустыни.
По пустыне жаркой, знойной
Караванами идут, На своих горбах огромных
Грузы для людей везут. Они едят одни колючки,
А воду редко пьют. Кто же это, догадались?
Ну конечно же – верблюд.
Воспитатель: Да верблюд в пустыне, настоящий помощник людей. Его называют «Кораблем пустыни»
Воспитатель: А кто еще сумел выжить в пустыне?
Воспитатель: Ушастый еж, ящерица, змейки, сайгак, антилопа, кенгуровая крыса, растут кактусы, верблюжья колючка.
Воспитатель: Как эти животные смолки приспособиться в жизни пустыне?
Дети: Им нужно мало воды, некоторые подолгу могут обходиться без нее.
Воспитатель: Ну а растения, они же вырастут без вода?
Дети: У кактуса и верблюжья колючки очень длинные корни, до 20 метров, они глубоко под землей достают воду.
Воспитатель: Ребята, очень ценным растением пустыне является – колосняк. Кони его крепко крепятся среди песков и удерживаются от ветра. Его очень любят верблюды, сайгаки, антилопы.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на всех животных пустыни, как вы думаете, почему они желтого или светлого цвета?
Дети: У них цвет песка, т. е. они прячутся в песок от солнца, а ночью тоже сливаются с песком и выходят на охоту.
Воспитатель: Давайте потрогаем песок. Какой он?
Дети: Сухой. рассыпчатый, т. к. в пустыне мало воды и дождя.
Воспитатель: Теперь вы видите, какое значение имеет вода? Нет ее и все высыхает, погибает. Давайте оставим кусочки льда, он растает и кто – то из наших животных ее попьет.
Воспитатель: А теперь продолжим наше путешествие. Наш путь лежит к Балтийскому морю.
Воспитатель: 1,2,3- повернись, из Балтийского мор окажись. (дети закрывают глаза, глобус вертится, флажок синий на Балтийское море, обратить внимание на синие следы.
Релаксация: звучит шум моря.
Дети: Мы слышим шум моря, крик чаек.
Воспитатель: Вот наконец – то мы с вами на берегу Балтийского моря.
Воспитатель: с древних времен на берегу Балтийского моря добывали красивый, солнечный камень. Как он называется?
Дети: Это янтарь.
Воспитатель: Что это за камень?
Дети: Это окаменевшая смола, дети рассматривают его.
Воспитатель: Из янтаря делают различные украшения. А еще люди занимались рыболовством. Вы знаете, какая рыба водится в Балтийском море?
Воспитатель: В Балтийском море водится салака, скумбрия, камбала, килька, корюшка, судак, морской окунь.
Дети: Моллюсками, планктоном, водорослями.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем воду и узнаем каково она на вкус в Балтийском море.
Дети: Вода соленая.
Воспитатель: Вы, наверное, устали от нашего длинного путешествия. Давайте немного отдохнем на берегу Балтийского моря.
Физ. Минутка.
Воспитатель: К морю быстро мы спустились, наклонились и умылись.
1,1,3,4,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Вместе раз, это – брасс,
Одной, другой – это кроль.
Вышли на берег крутой,
Все как один плывем как дельфины
жал И отправились домой.
Воспитатель: Дети где находиться наш город?
Дети: На берегу Балтийского моря.
Воспитатель: а как называется наш город?
Дети: Калинин град.
Воспитатель: Пора возвращаться в наш город, в наш детский сад.
Воспитатель: 1, 2,3 - повернись, в детский сад, возвратись. (по зеленым следам).
Воспитатель: Сегодня вы увидели, что без воды не могут жить животные, рыбы вообще живут только в воде, растения без воды не вырастут. А нужна ли вода людям? Доя чего?
Дети: Пить, стирать, умываться, купаться.
Воспитатель: Я предлагаю вам подготовить воду для чая, который мы выпьем после длинного путешествия. А вы внимательно посмотрите, что случиться с водой. Если она вскипит.
(включить чайник, обратить на то, что вода испаряется.
[b]Воспитатель: И так, вы увидели, что вода бывает твердой, парообразной. А если я возьму из стакана в стакан воду, что можно сказать о воде?
Дети: она льется, она жидкая.
Практическая работа.
Воспитатель: Ребята к сожалению, люди не берегут воду на море, ни в реках, нив озерах. Сбрасывается мусор, сливаются различные вредные вещества. Я надеюсь, что когда вы вырастите, не будете этого делать, а наоборот придумайте разные фильтры для очистки воды.
Воспитатель: Дома вы пьёте воду из крана?
Дети: Нет.
Воспитатель: А что вы для этого делают ваши родители?
Дети: Ставят на кран фильтр.
Воспитатель: Давайте пойдем в нашу лабораторию. Оденьте, пожалуйста халаты. Посмотрите, как при помощи стакана, воронки, марли можно очистить воду. (дети показывают, как сделать фильтр).
Проведение опыта.
Воспитатель: Сейчас мы с вами научимся очищать загрязненную воду в ваших стаканах. (ответы детей).
Проведение опыта.
Рассмотреть результаты поделанного опыта.
Воспитатель: Ребенок подготовил стихотворение о воде.
Давайте послушаем. Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом вползает.
На плите у вас кипит,
Паром чайник, шипит, растворяет сахар в чае, мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
Итог:
Воспитатель: Сегодня мы с вами путешествовали. Что же вы запомнили? Что вам во время путешествия понравилось? Спасибо всем, вы хорошо отвечали, помогли мне провести это увлекательное путешествие. Спасибо.