Татьяна Скрягина
НОД «Путешествие на ярмарку народных промыслов»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие на ярмарку народных промыслов».
Образовательные области:
1. Познавательные:
-продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами : Хохлома, Гжель, Городецкая игрушка, Жостовские подносы и куклы т. д.
-развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, колорит росписи, элементы узора;
-приобщать детей к истокам русской народной культуры.
2. Социально-коммуникативные:
Публикация «НОД „Путешествие на ярмарку народных промыслов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
-развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству;
-воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам;
-продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, народной музыке, устному народному творчеству.
3. Речевые: активизировать словарный запас при помощи слов: «ярмарка», «Гжель», «Хохлома», «Городецкая игрушка», «Матрешка».
4. Художественно-эстетические:
-способствовать развитию у детей эстетического вкуса, формированию прекрасного;
-учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий;
-вызвать у детей желание побыть в роли мастеров, расписывающих матрешек.
Физические: развивать мелкую моторику рук.
Предварительная работа:
-познакомить детей с русскими народными промыслами : -рассматривание иллюстраций, альбомов, посуды, игрушек,
-работа с раскрасками;
-во время прогулки рисование на снегу элементов росписи;
-беседы с детьми о русских народных традициях;
-знакомство детей с русскими народными играми «Моталочка».
Работа с родителями:
Рекомендовать родителям закрепить с детьми данные им стихи-частушки о русских народных промыслах.
Материал и оборудование:
– изделия русских народных промыслов : деревянная посуда с хохломской росписью, предметы гжельской керамики, образцы гжельской росписи, посуда и игрушки с городецкой росписью, посуда и подносы с жостовской росписью, разнообразные русские матрешки.
– иллюстрации с изображением ярмарки
– атрибуты необходимые для игр;
Ход занятия:
1-я часть – Приветствие:
Воспитатель 1: Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришли.
Воспитатель1: Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель 1: Теперь я предлагаю вам поздороваться друг с другом. Но сделаем мы это по-особенному: прикосновением ладошками. Прикоснитесь ладошками друг с другом.
Воспитатель1: Ребята, тёплые у нас ладошки?
Дети: Да.
Воспитатель1: Тёплые, потому что вы очень добрые и готовы сегодня поделиться своим теплом, добротой друг с другом.
Станем рядышком по кругу
Скажем: «Здравствуйте, друг другу»,
Нам здороваться не лень,
Всем привет и добрый день!
(и тут звонок от хозяюшки хлопотуньи)
Воспитатель 1: Ой слышите ребята кто звонит нам давайте посмотрим.
(Аудио звонок от Хлопотуньи)
Воспитатель1: Ну что ребята по путешествуем сегодня с вами?
Дети: Даааааааааааааа….
Воспитатель 1: Тогда предлагаю начинать….
(Начинает звучать музыка «Волшебства».)
Воспитатель 1: Ой ребята… мы с вами попали на выставку, на ярмарку ремесел… Посмотрите вот хохлома, а вот гжель и т. д.
2 Основная часть: описание ремесел:
Воспитатель 2: Здравствуйте дети, здравствуйте дорогие, желанные. Вы сегодня попали на Ярмарку. С давних пор на Руси был обычай устраивать веселые ярмарки, на которые съезжался народ из разных деревень и городов. Чем только не торгуем: расписной посудой и сладостями, тканями яркими и плодами! Здесь можно купить и коня доброго, и балалайку звонкую. Проходите гости дорогие, не стесняйтесь! Посмотрите наши товары! Знакомы вам эти изделия?
Дети: Дааааа …. Нееееттт…
Воспитатель 2: А давайте-ка я вам, ребята дорогие, расскажу о наших товарах. (последующий рассказ сопровождается демонстрацией посуды и игрушек)
Воспитатель 2: (Показывает изделия и спрашивает детей)
-кто может сказать, что это?
И ребенок отвечает:
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из – под белого снежочка.
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?
-Правильно это Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.
Воспитатель 2: (Показывает игрушку и спрашивает детей)
- кто может сказать, что это?
И ребенок отвечает:
Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит.
-Правильно Городецкая деревянная игрушка разнообразна по тематике: люди, лошади, пароходы и т. д. Выразительность формы, яркие, живые краски, наивный «детский» орнамент всё это придаёт игрушке оригинальность, свежесть.
Воспитатель 1: Да хозяюшка Хлопотунья мы в детском саду очень подробно изучаем народные промыслы.
Воспитатель 2: Да какие вы умницы, а вот (Показывает поднос и спрашивает детей)
-кто может сказать, что это?
И ребенок отвечает:
На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака.
Багрянец поздних листьев.
Лесной подснежник первый…
А жостовские кисти
Нежнее легкой вербы.
-Правильно это Жо стовская ро спись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному, причем мастер работает сразу над несколькими подносами.
Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.
Воспитатель 2: (Показывает роспись и спрашивает детей)
- кто может сказать, что это?
И ребенок отвечает:
Вы не знаете, ребята,
Отчего и почему
Очень часто называют
Золотою Хохлому?
Разве золотом покрыты
В ней деревья и дома,
Может всюду там сияют
Золотые купола?
Деревянная, резная,
Расписная Хохлома!
Удивительной посудой
Вот чем славится она!
Этот тонкий, этот дивный
Золотистый завиток!
Раз увидишь – не забудешь,
И хотел бы, да не мог.
- Правильно это Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зелеными и золотистыми тонами по чёрному фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристо- оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
Воспитатель 2: (Показывает игрушку и спрашивает детей)
- кто может сказать, что это?
И ребенок отвечает?
Развесёлые сестрицы,
Озорные молодицы!
Хороши, румяны щёчки,
На передниках – цветочки!
Хлопайте в ладошки:
Загорские матрёшки!
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут.
-Правильно это Матрёшка, русская красавица чем она привлекает? Своей простотой и яркой росписью. Прелесть матрёшки не только в её красочности, но и в занимательности. Всех восхищают и удивляют куклы, вложенные одна в другую. Выражение лица у каждой матрёшки своё.
Наиболее известны семёновские и загорские матрёшки, а также полхов-майданские. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.
Воспитатель 2: Ребята, а я знаю загадку послушайте
Что все это значит?
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь -
Будет спать
День, и два, и даже пять.
(Кукла)
Воспитатель 2: Правильно, ой ребята, какие же вы молодцы! И все знаете,
Воспитатель 2: Как вы думаете из чего же мы их делаем?
Дети: Из веток, сучков дерева, плодов, цветов, соломы, глины, травы, то есть, из того, что дает щедрая окружающая природа. Так же из лоскутьев одежды.
Воспитатель: Посмотрите Вы заметили, что кукла безлика.? Лицо обычно не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для людей. Она должна принести благополучие, счастье и здоровье.
Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении не резать, а рвать («рванки»).
Продуктивная деятельность.
Воспитатель 2: Дорогие ребята, я предлагаем с вместе со мной пройти в мастерскую и с делать куклу. Но прежде чем мы приступим к мастерству, на этом я предлагаю размяться и сыграть в игру
«Моталочка». (Музыка)
К этой полезной игре можно подготовиться за три минуты.
Возьмите длинную веревочку, а посередине можно сделать узелок.
Начинаем соревнование. Пусть два участника возьмут палочки и быстро начнут наматывать на них веревочку.
Кто первым домотал до узелка, становится победителем
Воспитатель 2: Ну как размялись?
Дети: Да…
Воспитатель 2: Ну давайте пройдем к столу вы видите матерьял нитку сейчас мы будем делать с вами куклу “ Ангел” и рассказ о ней…
(Тихая спокойная музыка)
Воспитатель1: Хлопотунья я знаю, что не какая ярмарка не обходится без задорных частушек!
Воспитатель 2: Правильно!
Воспитатель 1: Так ребята знают не сколько частушек, послушай.
Частушки.
1. Эй, девчонки - хохотушки,
Запевайте-ка частушки
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
2. Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет!
3. Я куплю себе свистульку
Буду трели выводить
Мастеров из славной Дымки
Никогда нам не забыть!
4. Ты играй, моя гармошка,
Ты, подруга, подпевай,
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй!
Все: Мы пропели вам частушки
И скажите от души.
Хороши частушки наши-
И мы тоже хороши!
3 часть – Итог занятия:
Воспитатель 2: Ох ребята, какие же вы ловкие и быстрые все вы знаете и умеете, но мне пора собираться домой там не кормлен мой дедуля!
На последки я вам хочу сделать подарок от меня предлагаю вам подойти к последнему столу – и в многообразии матрёшек выбрать которое соответствует вашему данному настроению.
Воспитатель 2: Я очень рада, что вы сегодня были, у меня в гостях, жду вас обязательно еще.
Воспитатель 1: Нам очень понравилось у тебя Хозяюшка Хлопотунья мы обязательно еще к тебе придем в гости.
Воспитатель 1: А теперь предлагаю вернуться с ярмарки в наш детский сад.
(играет музыка дети кружатся и возвращаются в детский сад)