Камал Калибаева
Конспект НОД по приобщению к социокультурным ценностям «В гости к бабушке» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию
(раздел «Приобщение к социокультурным ценностям»)
в средней группе.
Тема: «В гости к бабушке»
Составитель:
воспитатель
Калибаева. К. А.
г. Когалым, 2019г.
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через привитие интереса к быту и изделиям народно-прикладного искусства, фольклору России.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД по приобщению к социокультурным ценностям „В гости к бабушке“ в старшей группе» размещена в разделах
расширять представления детей о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте;
формировать элементарные представления об изменении видов человеческого быта на примере истории предметов обихода;
продолжать знакомить детей с дидактическими играми, направленными на совершенствование умения характеризовать предметы по внешним признакам.
Развивающие:
развивать речь, внимание, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
развивать эмоциональную отзывчивость и интерес к произведениям народного искусства.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к ценностям русского наследия : игрушкам, предметам, фольклору.
воспитывать желание работать в парах, умение договариваться
привлечь родителей к активному участию
Словарная работа:
1. Обогащение словаря: кушак, косоворотка, кокошник, скайп, горница.
2. Активизация: одноэтажные, многоэтажные дома, русский народный наряд.
Методы и приемы:
Наглядные:
1. Показ видео обращения бабушки Ларисы
2. Показ экспонатов
Словесные:
1. Беседа
2. Указание
3. Объяснение
4. Поощрение
Игровые:
1. Дидактические игры: «Найди пару»
2. Подвижная игра: «Лошадка»,
3. Хороводная игра «Как у бабушки Ларисы и у дедушки Трифона»
4. Игровая мотивация – приглашение хозяйки в горницу
Методы повышения познавательной активности:
1. Метод вопросов.
Методы повышения эмоциональной активности:
1. Пение частушек
2. Сюрпризный момент
3. Проблемная ситуация
Предварительная работа: беседы «Быт русской избы», «Я кувшинчик уронила и о пол его разбила» «Веселые ложки»; знакомство с предметами быта, обычаями и традициями; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок; рассматривание иллюстраций «Русская изба» (предметы быта, домашняя утварь, «Как жили на Руси»; просмотр презентаций «Один день в крестьянской избе», «Едем в гости в русскую избу»; дидактические игры : игра – лото «Моя любимая сказка, «Русская изба и современная квартира», «Игра противоположности», слушание русской народной музыки; заучивание частушек; организация и проведение русских народных хороводных игр.
Материалы и оборудование: ТСО. Предметы быта: печь, лавки, самовар, дорожки, прялка, коромысло, метла, зыбка, скатерть, деревянная посуда, корзинки, рушник, сундук, утюг, лапти. Русские народные костюмы, русские народные инструменты, игрушка-домовенок. Домашняя утварь: чугунок, ухват, лопата, кочерга.
Создание среды для организации и проведения занятия:
Картинки с изображением современных и старинных предметов быта;
Кукла домового;
Уголок «Русской избы»;
Музыкальные инструменты;
Русские народные костюмы для девочек и мальчиков и взрослого.
Клубочки пряжи.
Ход НОД:
Дети играют на ковре. Входят гости (воспитатели).
Подготовительный этап:
Организационный момент.
В. : Ребята, посмотрите, у нас с вами сегодня гости! Давайте поприветствуем их!
Д. : Здравствуйте.
Сюрпризный момент
Видео звонок (скайп) Бабушки Ларисы
Звонит скайп
Воспитатель: Ребята, Вы слышите, нам по скайпу кто- то звонит, давайте посмотрим, кто это может быть?
Бабушка Лариса : - «Здравствуйте ребята! Меня зовут Бабушка Лариса.
Я хочу пригласить вас в гости ко мне в горницу :
Ко мне в гости собирайтесь
Да в дорогу отправляйтесь,
А живу я за полями, за лесами, за высокими горами.
Жду вас с нетерпением,
Уж готово угощение!»
Беседа
Воспитатель: Ребята, а что такое горница и где она находится?
Дети: Чистая половина избы, куда приглашали гостей. Избы строили в деревнях.
Воспитатель: А чем отличается город от деревни?
Дети: В городе построены высокие дома, по дороге едут машины, автобусы, есть детские площадки. А в деревне, одноэтажные дома, раньше они назывались они избами.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
- Ну, что ребята, отправимся в гости к бабушке?
-Чтобы нам отправится в гости, что для этого нужно сделать?
Дети: Красиво одеться.
Воспитатель: В гости к бабушке вы собирайтесь,
Быстро-быстро наряжайтесь.
(Дети и воспитатель наряжаются в русские народные костюмы)
Воспитатель: Только вот беда, пешком идти далеко, как же мы доберемся?
-А раньше, в старину люди, на чем добирались?
Дети: на лошадях
Воспитатель: Давайте и мы с вами запряжем скорей коней, да помчимся веселей.
(выбираем управляющего лошадью, остальные дети, имитируя, едут на телеге)
Игра: «Лошадка»
Во время езды Пение песни
«Мы поедем на лошадке
По дорожке ровной, гладкой
Но – но, но – но
Ты вези нас далеко».
Основной этап.
Воспитатель. Тпру, стой, лошадка!
Распряжем лошадей.
А вот и домик небольшой,
Дым колечком над трубой,
Видно, варится обед,
Есть здесь кто-то или нет?
Выходит Бабушка - Лариса в русском народном костюме, встречает детей.
Бабушка : Здравствуйте, гости дорогие! Проходите в горницу, устраивайтесь по удобней
(дети садятся на скамейки)
-Ой, ребята, какие вы красивые в гости приехали, какой у вас необычный наряд? Что это у вас за наряд, как называется этот костюм?
Дети: русский народный костюм. У девочек, женщин - длинный красивый сарафан, под сарафаном одета белая рубаха, которая на рукавах тоже украшена вышивкой. На голове кокошник, а так же одевали платки. У мужчин и у мальчиков русская рубаха – на воротнике разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы. Обувь: летом носили лапти зимой валенки.
Бабушка : Молодцы, правильно все рассказали
Воспитатель: Бабушка как у вас здесь красиво, не правда ли ребята!
Бабушка : Хватит молча гостевать — пора загадки отгадывать.
Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в избе.
Летом спит, зимой горит.
Пасть открывает,
Что дают – глотает.
(печь)
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем бабушке, что мы знаем о печи.
Дети: Печь была в каждой избе. Русская печь отапливает избу, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду. Топят печь дровами и лучшими считаются берёзовые и дубовые. На печке можно даже спать. Складывали печь из кирпичей и обмазывали глиной, а клал печь – печник.
Бабушка : Правильно, слушаем дальше загадку
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит…
(чугунок)
Дети: это русская посуда, изготовлена из чугуна, он предназначен для приготовления еды. В чугунке можно приготовить каши, супы.
Бабушка :
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт.
(ухват).
Ребенок рассказывает про ухват: ухват это палка с металлической рогаткой, чтобы ставить в печь и вытаскивать горшки, чугунки, и не обжечь руки.
Выпускает жаркий пар,
Древний чайник…
(самовар).
Ребенок рассказывает про самовар: В нем готовили чай. Любили русские люди пить чай из самовара после баньки с мёдом и вареньем с баранками, пирогами.
За ним – сидим,
За ним – едим,
Он всей семье необходим…
(стол).
Ребенок рассказывает про стол: столы в избах были большие, потому что и семьи были большие и гостей за ним встречали. Рядом со столом стояли простые длинные лавки. Стол находился в избе в «красном углу».
«Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?»
(прялка)
Бабушка : Вечерами женщины садились за прялками и пряли шерсть, овечью, козью, собачью. Вытягивали из шерсти и скатывали пальцами длинные нити, пряжу. А потом вязали носки, варежки, пуховые платки, косынки, жилетки.
Бабушка : Ребятки, пока мы с вами загадки разгадывали, мой котик-проказник корзинку с клубочками перевернул, все клубочки рассыпал. Без вашей помощи мне не обойтись. Пожалуйста, помогите. Надо клубочки поднять, смотать и положить обратно в корзинку.
Физ. минутка «Смотай клубочек»
Бабушка : у меня для вас последняя загадка осталась:
Деревянный ящик крепкий,
Он таит в себе секреты,
Он надутый как индюк,
Называется.
(сундук).
Дети: Сундуки — обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие и маленькие.
Бабушка открывает сундук, а там разбросаны фотографии, на которых нарисованы старинные и современные вещи.
Бабушка : И кто же это сделал?
Слышится шум за печкой.
Бабушка : Кто это шумит? Ты Женя, ты Даниэла?
Из-за печки воспитатель показывает куклу «домовенок»)
Бабушка. Ты кто?
Домовенок (магнитофонная запись) :
Я веселый Домовенок,
Охраняю вас с пеленок,
Здравствуйте, мои милые друзья
Я услышал разговор про сундук
Дело в том, что в сундуке у меня, хранятся картинки, я хотел посмотреть их, только вот беда они у меня все перепутались, я не знаю, что делать.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем домовенку разобрать картинки
Вот настало времечко
Отдохнуть маленечко.
Домового вы не бойтесь: Улыбнитесь, успокойтесь.
Будем с вами мы играть,
Веселиться, отдыхать.
Игра: «Найди пару» (какими предметами быта пользовались в давние времена, а какими сейчас)
Домовенок: Спасибо ребята, теперь в сундуке порядок.
Бабушка : В каждой семье все стараются жить дружно, мирно, вместе делать добрые дела. Собирайся детвора, будет русская игра
Хороводная игра «Как у бабушки Ларисы и у дедушки Трифона»
дети встают в круг, выбирается «бабушка Лариса», которая встает в центр круга – дети идут по кругу
Как у бабушки Ларисы
Было семеро детей.
Они не пили, не ели,
Все на бабушку глядели,
Разом делали вот так!
(выполняют движения за «бабушкой» имитация движений стирки, подметания веником, и т. д.)
Бабушка : ребята, русский народ умел не только трудиться, но и в праздники они пели русские народные песни, частушки, танцевали, играли на русских музыкальных инструментах. А какие русские инструменты вы знаете?
Дети: Ложки, Балалайка, гармонь, трещотка.
Бабушка : Молодцы, правильно!
(бабушка показывает детям балалайку, дудочку, ложки, гармонь, трещотку, платочки раздает детям)
Воспитатель: Давайте и мы с вами как в далекие времена повеселимся и споем для домового частушки.
(дети и взрослые играют на инструментах и поют частушки).
Кто сложил такие байки,
Кто частушки сочинил?
Ты, поди, теперь узнай-ка
Кто он был и где он жил!
Покорил весь Божий мир
Самый русский сувенир
И в полметра, и с ладошку
Кукла яркая матрёшка!
Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят лапти
«Русский валенный сапог
Победить века все смог
У него есть свой музей-
Сам сходи, своди друзей.
Домовой: Ой, ребята молодцы повеселились от души.
Ребё нок: Мы тут пели и плясали,
И немного поиграли,
Что узнали сами -всем вам рассказали
Будем дальше подрастать,
Будем больше узнавать.
Рефлексивный круг
Воспитатель: Дети, о чем мы с вами сегодня говорили?
Что вам было особенно интересно?
Мы с вами и дальше будем продолжать знакомиться с тем, как жили люди на Руси, с фольклором, с традициями русского народа, с народными праздниками и т. д.
Воспитатель хвалит детей.
Бабушка : Не красна изба углами, а красна пирогами
В печке для вас угощение готово!
Пока вы пели частушки, подоспел наш пирог.
Бабушка достает противень с пирогом, которые дети едят в группе, всех к столу приглашает.