МААМ-картинки

Конспект НОД по приобщению к социокультурным ценностям «В гости к бабушке» в старшей группе

Камал Калибаева
Конспект НОД по приобщению к социокультурным ценностям «В гости к бабушке» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию

(раздел «Приобщение к социокультурным ценностям»)

в средней группе.

Тема: «В гости к бабушке»

Составитель:

воспитатель

Калибаева. К. А.

г. Когалым, 2019г.

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через привитие интереса к быту и изделиям народно-прикладного искусства, фольклору России.

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Конспект НОД по приобщению к социокультурным ценностям „В гости к бабушке“ в старшей группе» размещена в разделах

расширять представления детей о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте;

формировать элементарные представления об изменении видов человеческого быта на примере истории предметов обихода;

продолжать знакомить детей с дидактическими играми, направленными на совершенствование умения характеризовать предметы по внешним признакам.

Развивающие:

развивать речь, внимание, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;

развивать эмоциональную отзывчивость и интерес к произведениям народного искусства.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к ценностям русского наследия : игрушкам, предметам, фольклору.

воспитывать желание работать в парах, умение договариваться

привлечь родителей к активному участию

Словарная работа:

1. Обогащение словаря: кушак, косоворотка, кокошник, скайп, горница.

2. Активизация: одноэтажные, многоэтажные дома, русский народный наряд.

Методы и приемы:

Наглядные:

1. Показ видео обращения бабушки Ларисы

2. Показ экспонатов

Словесные:

1. Беседа

2. Указание

3. Объяснение

4. Поощрение

Игровые:

1. Дидактические игры: «Найди пару»

2. Подвижная игра: «Лошадка»,

3. Хороводная игра «Как у бабушки Ларисы и у дедушки Трифона»

4. Игровая мотивация – приглашение хозяйки в горницу

Методы повышения познавательной активности:

1. Метод вопросов.

Методы повышения эмоциональной активности:

1. Пение частушек

2. Сюрпризный момент

3. Проблемная ситуация

Предварительная работа: беседы «Быт русской избы», «Я кувшинчик уронила и о пол его разбила» «Веселые ложки»; знакомство с предметами быта, обычаями и традициями; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок; рассматривание иллюстраций «Русская изба» (предметы быта, домашняя утварь, «Как жили на Руси»; просмотр презентаций «Один день в крестьянской избе», «Едем в гости в русскую избу»; дидактические игры : игра – лото «Моя любимая сказка, «Русская изба и современная квартира», «Игра противоположности», слушание русской народной музыки; заучивание частушек; организация и проведение русских народных хороводных игр.

Материалы и оборудование: ТСО. Предметы быта: печь, лавки, самовар, дорожки, прялка, коромысло, метла, зыбка, скатерть, деревянная посуда, корзинки, рушник, сундук, утюг, лапти. Русские народные костюмы, русские народные инструменты, игрушка-домовенок. Домашняя утварь: чугунок, ухват, лопата, кочерга.

Создание среды для организации и проведения занятия:

Картинки с изображением современных и старинных предметов быта;

Кукла домового;

Уголок «Русской избы»;

Музыкальные инструменты;

Русские народные костюмы для девочек и мальчиков и взрослого.

Клубочки пряжи.

Ход НОД:

Дети играют на ковре. Входят гости (воспитатели).

Подготовительный этап:

Организационный момент.

В. : Ребята, посмотрите, у нас с вами сегодня гости! Давайте поприветствуем их!

Д. : Здравствуйте.

Сюрпризный момент

Видео звонок (скайп) Бабушки Ларисы

Звонит скайп

Воспитатель: Ребята, Вы слышите, нам по скайпу кто- то звонит, давайте посмотрим, кто это может быть?

Бабушка Лариса : - «Здравствуйте ребята! Меня зовут Бабушка Лариса.

Я хочу пригласить вас в гости ко мне в горницу :

Ко мне в гости собирайтесь

Да в дорогу отправляйтесь,

А живу я за полями, за лесами, за высокими горами.

Жду вас с нетерпением,

Уж готово угощение!»

Беседа

Воспитатель: Ребята, а что такое горница и где она находится?

Дети: Чистая половина избы, куда приглашали гостей. Избы строили в деревнях.

Воспитатель: А чем отличается город от деревни?

Дети: В городе построены высокие дома, по дороге едут машины, автобусы, есть детские площадки. А в деревне, одноэтажные дома, раньше они назывались они избами.

Воспитатель: Правильно, молодцы!

- Ну, что ребята, отправимся в гости к бабушке?

-Чтобы нам отправится в гости, что для этого нужно сделать?

Дети: Красиво одеться.

Воспитатель: В гости к бабушке вы собирайтесь,

Быстро-быстро наряжайтесь.

(Дети и воспитатель наряжаются в русские народные костюмы)

Воспитатель: Только вот беда, пешком идти далеко, как же мы доберемся?

-А раньше, в старину люди, на чем добирались?

Дети: на лошадях

Воспитатель: Давайте и мы с вами запряжем скорей коней, да помчимся веселей.

(выбираем управляющего лошадью, остальные дети, имитируя, едут на телеге)

Игра: «Лошадка»

Во время езды Пение песни

«Мы поедем на лошадке

По дорожке ровной, гладкой

Но – но, но – но

Ты вези нас далеко».

Основной этап.

Воспитатель. Тпру, стой, лошадка!

Распряжем лошадей.

А вот и домик небольшой,

Дым колечком над трубой,

Видно, варится обед,

Есть здесь кто-то или нет?

Выходит Бабушка - Лариса в русском народном костюме, встречает детей.

Бабушка : Здравствуйте, гости дорогие! Проходите в горницу, устраивайтесь по удобней

(дети садятся на скамейки)

-Ой, ребята, какие вы красивые в гости приехали, какой у вас необычный наряд? Что это у вас за наряд, как называется этот костюм?

Дети: русский народный костюм. У девочек, женщин - длинный красивый сарафан, под сарафаном одета белая рубаха, которая на рукавах тоже украшена вышивкой. На голове кокошник, а так же одевали платки. У мужчин и у мальчиков русская рубаха – на воротнике разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы. Обувь: летом носили лапти зимой валенки.

Бабушка : Молодцы, правильно все рассказали

Воспитатель: Бабушка как у вас здесь красиво, не правда ли ребята!

Бабушка : Хватит молча гостевать — пора загадки отгадывать.

Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в избе.

Летом спит, зимой горит.

Пасть открывает,

Что дают – глотает.

(печь)

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем бабушке, что мы знаем о печи.

Дети: Печь была в каждой избе. Русская печь отапливает избу, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду. Топят печь дровами и лучшими считаются берёзовые и дубовые. На печке можно даже спать. Складывали печь из кирпичей и обмазывали глиной, а клал печь – печник.

Бабушка : Правильно, слушаем дальше загадку

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит…

(чугунок)

Дети: это русская посуда, изготовлена из чугуна, он предназначен для приготовления еды. В чугунке можно приготовить каши, супы.

Бабушка :

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт.

(ухват).

Ребенок рассказывает про ухват: ухват это палка с металлической рогаткой, чтобы ставить в печь и вытаскивать горшки, чугунки, и не обжечь руки.

Выпускает жаркий пар,

Древний чайник…

(самовар).

Ребенок рассказывает про самовар: В нем готовили чай. Любили русские люди пить чай из самовара после баньки с мёдом и вареньем с баранками, пирогами.

За ним – сидим,

За ним – едим,

Он всей семье необходим…

(стол).

Ребенок рассказывает про стол: столы в избах были большие, потому что и семьи были большие и гостей за ним встречали. Рядом со столом стояли простые длинные лавки. Стол находился в избе в «красном углу».

«Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?»

(прялка)

Бабушка : Вечерами женщины садились за прялками и пряли шерсть, овечью, козью, собачью. Вытягивали из шерсти и скатывали пальцами длинные нити, пряжу. А потом вязали носки, варежки, пуховые платки, косынки, жилетки.

Бабушка : Ребятки, пока мы с вами загадки разгадывали, мой котик-проказник корзинку с клубочками перевернул, все клубочки рассыпал. Без вашей помощи мне не обойтись. Пожалуйста, помогите. Надо клубочки поднять, смотать и положить обратно в корзинку.

Физ. минутка «Смотай клубочек»

Бабушка : у меня для вас последняя загадка осталась:

Деревянный ящик крепкий,

Он таит в себе секреты,

Он надутый как индюк,

Называется.

(сундук).

Дети: Сундуки — обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие и маленькие.

Бабушка открывает сундук, а там разбросаны фотографии, на которых нарисованы старинные и современные вещи.

Бабушка : И кто же это сделал?

Слышится шум за печкой.

Бабушка : Кто это шумит? Ты Женя, ты Даниэла?

Из-за печки воспитатель показывает куклу «домовенок»)

Бабушка. Ты кто?

Домовенок (магнитофонная запись) :

Я веселый Домовенок,

Охраняю вас с пеленок,

Здравствуйте, мои милые друзья

Я услышал разговор про сундук

Дело в том, что в сундуке у меня, хранятся картинки, я хотел посмотреть их, только вот беда они у меня все перепутались, я не знаю, что делать.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем домовенку разобрать картинки

Вот настало времечко

Отдохнуть маленечко.

Домового вы не бойтесь: Улыбнитесь, успокойтесь.

Будем с вами мы играть,

Веселиться, отдыхать.

Игра: «Найди пару» (какими предметами быта пользовались в давние времена, а какими сейчас)

Домовенок: Спасибо ребята, теперь в сундуке порядок.

Бабушка : В каждой семье все стараются жить дружно, мирно, вместе делать добрые дела. Собирайся детвора, будет русская игра

Хороводная игра «Как у бабушки Ларисы и у дедушки Трифона»

дети встают в круг, выбирается «бабушка Лариса», которая встает в центр круга – дети идут по кругу

Как у бабушки Ларисы

Было семеро детей.

Они не пили, не ели,

Все на бабушку глядели,

Разом делали вот так!

(выполняют движения за «бабушкой» имитация движений стирки, подметания веником, и т. д.)

Бабушка : ребята, русский народ умел не только трудиться, но и в праздники они пели русские народные песни, частушки, танцевали, играли на русских музыкальных инструментах. А какие русские инструменты вы знаете?

Дети: Ложки, Балалайка, гармонь, трещотка.

Бабушка : Молодцы, правильно!

(бабушка показывает детям балалайку, дудочку, ложки, гармонь, трещотку, платочки раздает детям)

Воспитатель: Давайте и мы с вами как в далекие времена повеселимся и споем для домового частушки.

(дети и взрослые играют на инструментах и поют частушки).

Кто сложил такие байки,

Кто частушки сочинил?

Ты, поди, теперь узнай-ка

Кто он был и где он жил!

Покорил весь Божий мир

Самый русский сувенир

И в полметра, и с ладошку

Кукла яркая матрёшка!

Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят лапти

«Русский валенный сапог

Победить века все смог

У него есть свой музей-

Сам сходи, своди друзей.

Домовой: Ой, ребята молодцы повеселились от души.

Ребё нок: Мы тут пели и плясали,

И немного поиграли,

Что узнали сами -всем вам рассказали

Будем дальше подрастать,

Будем больше узнавать.

Рефлексивный круг

Воспитатель: Дети, о чем мы с вами сегодня говорили?

Что вам было особенно интересно?

Мы с вами и дальше будем продолжать знакомиться с тем, как жили люди на Руси, с фольклором, с традициями русского народа, с народными праздниками и т. д.

Воспитатель хвалит детей.

Бабушка : Не красна изба углами, а красна пирогами

В печке для вас угощение готово!

Пока вы пели частушки, подоспел наш пирог.

Бабушка достает противень с пирогом, которые дети едят в группе, всех к столу приглашает.

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия во второй младшей группе «В гости к бабушке Меланье»Конспект итогового занятия во второй младшей группе «В гости к бабушке Меланье» Конспект итогового занятия во второй младшей группе Цель: Побуждать детей к активному общению. Задачи: 1. Развивать речь, развитие общей.

Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в первой младшей группе «В гости к бабушке Варварушке» Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в 1-й младшей группе. Подготовила воспитатель МБДОУ №2 г. Кингисеппа.

Конспект НОД по развитию речи «В гости к бабушке в деревню. Чаепитие» в младшей группеКонспект НОД по развитию речи «В гости к бабушке в деревню. Чаепитие» в младшей группе «В гости к бабушке в деревню. Чаепитие». Цель: обогащение и активизация словаря детей. Задачи: Уточнять и закреплять знания о предметах.

Конспект НОД по развитию речи «В гости к бабушке в деревню» с использованием элементов УНТ в средней группеКонспект НОД по развитию речи «В гости к бабушке в деревню» с использованием элементов УНТ в средней группе "В гости к бабушке в деревню" с использованием элементов устного народного творчества. Программное содержание: Образовательные задачи:.

Конспект НОД «В гости к бабушке», с детьми младшей группыКонспект НОД «В гости к бабушке», с детьми младшей группы ЦЕЛЬ: - создание условий, для развития игровой деятельности детей; ЗАДАЧИ: • Учить детей проявлять заботу о своей бабушке, относиться.

Конспект НОД в младшей группе «В гости к бабушке Федоре» Конспект НОД в младшей группе «В гостях у бабушки Федоры» Дети входят в зал, здороваются с гостями. Воспитатель: Дети, хотите мы сегодня.

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в гости к Бабушке-яге»Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в гости к Бабушке-яге» Цель: Формирование представления у детей о художественном образе Баба Яга; Устранение или частичное обесценивание детского страха перед.

Конспект развлечения во 2 младшей группе «В гости к бабушке в деревню»Конспект развлечения во 2 младшей группе «В гости к бабушке в деревню» Цель: закрепить и расширить первоначальные знания детей о домашних животных и птицах. Ход занятия Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам.

Конспект. Тема: «В гости к бабушке». Ход НОД: Педагог: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! (Дети подходят и здороваются с гостями).

Конспект образовательной деятельности «В гости к бабушке Федоре» Возраст воспитанников: дошкольный возраст (4-й год жизни); Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная; Образовательные области:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по приобщению к социокультурным ценностям «В гости к бабушке» в старшей группе
Опубликовано: 5 февраля 2020 в 10:52
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по приобщению к социокультурным ценностям «В гости к бабушке» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Камал Калибаева (УИ 2197115) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД