Марина домашникова
НОД по экологическому воспитанию в средней группе «Путешествие по зимнему лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с лесом. Закреплять у детей знания о сезонных изменениях в природе с приходом зимы.
2. Дать детям представления о жизни и повадках диких животных. Закреплять знания особенностей внешнего вида знакомых животных.
3. Развивать диалогическую речь, пополнить словарь детей новыми словами. Учить поддерживать беседу. Тренировать в отгадывании загадок, умение не только правильно отвечать на вопросы, но и строить свою речь.
4. Развивать у детей эстетическое восприятие природы через художественное слово.
5. Воспитывать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней.
Публикация «НОД по экологическому воспитанию в средней группе „Путешествие по зимнему лесу“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Обогащение словаря. Линяет, впадает в спячку, шерсть, запасы, мышкует.
Оборудование. Иллюстрации зимнего леса (бутафорские деревья, картины с изображением зайца, лисы, белки, волка, медведя.
Ход беседы:
В-ль: - Здравствуйте ребята! Хотите сегодня со мной отправится в путешествие? (хотим)
А чтобы узнать куда мы пойдём, нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно.
В этом доме сто осин,
Сто берёз и сто рябин,
Сосны, ягоды, грибы.
Много жителей в нём
Как зовётся этот дом? (лес)
В-ль: - Правильно- это лес.
Вошла Зима-портниха.
Берёзки очень рады
Спасибо за наряды.
Пушистые и белые
И для лесов, и для полей
Пускай им будет, потеплей.
Деревьям всем в лесочке
Зима дала платочки,
А шубы им одела -
Сама повеселела!
В-ль: - Ребята, о каком лесе говорится в стихотворении? (о зимнем). Настоящие ли шубы и шапки зима одела на деревья? (нет). Что это за шубы и шапки? (снежные). Все ли деревья зимой лесу стоят голые? (нет, не все). А какое дерево зимой зелёное? (ёлка). А какое это дерево лиственное или хвойное? (хвойное). Молодцы. Я вижу, вы много знаете о лесе, о зиме, а знаете ли вы, как надо вести себя в лесу? А можно ли в лесу громко кричать? А почему? Правильно, звери могут испугаться. (дети вспоминают правила поведения в лесу). Я приглашаю вас в путешествие по зимнему лесу.
В-ль: - Ребята, прежде чем отправится в путешествие, нужно надеть тёплую, зимнюю одежду.
Посмотрите за окном
Белые дорожки.
Всё равно гулять пойдём (шагают)
Наденем на ножки
Тёплые сапожки. (надевают сапоги)
На ручки – рукавички,
Тёплые сестрички (надевают на руки)
Пальтишки меховые, (имитация одевания пальто)
Вот мы какие! (разводят руками)
(надевают пальто, шапку, сапоги, варежки)
Все готовы путешествовать? Проходите за мной. (динамическая пауза)
Друг за другом мы пойдём,
(ходьба змейкой друг за другом)
По сугробам мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(ходьба с высоким подниманием колен)
В-ль: - Давайте тихонько погуляем по лесу, вдруг кого увидим. Ребята, мы с вами пришли на полянку. (воспитатель и дети подходят к первой картинке)
В-ль: - Ой, ребята, смотрите:
Что это за зверь лесной, встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы, уши больше головы. (заяц)
Среди деревьев им попадается заяц – беляк (картина).
В-ль: - Посмотрите, ребята это заяц-беляк, он зимой не спит, а бегает по лесу. Голодно ему – нет зелёной травки. Приходится ему ветки с кустов да кору с деревьев глодать. И норы у зайца никакой нет, спит он прямо на снегу под кустом или под ёлкой. Страшно зайцу, он всё время прислушивается, уши в разные стороны поворачивает – слушает разные шорохи. С наступлением зимы заяц начинает линять, он меняет серую шёрстку на белую.
- А для чего он это делает? (ответы детей) Верно, молодцы! Ведь в лесу очень много охотников, это и лисы и волки. Ребята, а вот от холода зайца очень хорошо спасает шерсть, она очень густая, ворс длинный, поэтому ему тепло. Вот прыгнет заяц под ёлку в снег – его и не видно совсем, так он и живёт всю зиму.
Что бы зайка ни боялся, давайте поиграем с ним. Все выходят на середину комнаты. Дети изображают зайчиков, лапки подтянуты к груди – имитируют движения зайцев.
Зайка беленький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал, зайка – прыг – и убежал!
В-ль: - Пойдёмте дальше в лес. Ребята, отгадайте загадку; о ком она, тот нам сейчас и встретится:
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу.
В-ль: - Кто это (белка) Где живет белка? (на дереве, в дупле). Как белка приготовилась к зиме? (нашла себе свободное дупло). Какая шерсть у белки? (тёплая) Верно, шерсть у белки серая и теплая. А почему серая шерсть? Правильно, чтобы ее было трудно заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть белке нужна, чтобы не бояться морозов зимой. Как еще белка приготовилась к зиме? (сделала запасы). Верно. А что запасла белка? (орехи, грибы, ягоды, шишки).
(пальчиковая игра про белку)
Белка утром потянулась,
Раз – нагнулась,
Два – нагнулась,
Лапки быстро развела,
Шишки, видно, не нашла.
Чтобы шишку ей достать,
Надо на носочки встать.
В-ль. Отдохнем, присядем на бревнышко (стульчики, поставленные в ряд). Отгадайте загадку.
Кто в лесу зубами – щелк,
Это бродит серый (волк). (рассказ воспитателя)
Волк - это хищное животное, поэтому основная добыча волка - животные. Это могут быть лоси, зайцы, кабаны или другие лесные звери. В зимнюю пору волки живут стаями. Во главе стаи – вожак, самый сильный и умный. Охотятся волки тоже стаей. Шерсть у волка густая, жёсткая, теплая, которая хорошо защищает волка от морозов. К зиме волчья шуба становится ещё гуще, пышнее, но цвет не меняет. Хвост большой и пушистый. Волк очень хорошо видит ночью, слышит малейший шорох, хорошо чувствует запахи. Днём волки прячутся в логове, или свернувшись клубочком, дремлют на снегу. Волки не делают запасов на зиму, им помогают пережить зиму быстрые ноги и острые зубы. Весной у волчицы появляются маленькие детёныши. Как их называют? (волчата). Иди, волк, по своим делам, и мы пойдем дальше.
В-ль: - Отдохнули? Можно дальше отправляться в путешествие?
Давайте подойдём вон к тому дереву. Кто же спрятался там? Как только отгадаем загадку, так и узнаем.
Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу краса. Кто же это? (лиса)
В-ль: - Конечно, это лиса! Тихонько понаблюдаем за ней.
- Как же лиса приготовилась к зиме?
-Делает ли лиса запасы на зиму? (Нет, не делает).
- Какая шерсть у лисы? (Теплая, пышная, ярко – рыжая).
-Линяет лиса, меняет ли лиса цвет шерсти? (Нет, она и зимой рыжая потому, что ей не надо ни от кого прятаться, маскироваться, она сама хищник).
-Где спит лиса? (в норе).
- Чем она питается? (Мышами)
- Как лиса мышкует? (Очень тихо подкрадывается, высоко подпрыгнет, громко ударит о снег всеми четырьмя лапами, мыши испугавшись шума выскакивают из норки).
- Как называются детёныши лисы? (Лисята).
В-ль: - Давайте подойдём вон к тому дереву. Кто же спрятался там? Как только отгадаем загадку, так и узнаем. (На пути детям встречается картина с изображением берлоги)
- Ребята это наверно чьё то жилище.
Кто же в шубе меховой
Спит холодною зимой.
Он большой, но вот беда
Лапу он сосёт всегда. (медведь)
- Вы догадались кто это? (медведь)
– Как медведь готовится к зиме? (осенью медведь много ест, накапливает жир) чтобы запастись жиром, готовит себе берлогу, носит сухую траву и листья)
- Что медведь делает зимой? (впадает в спячку, из берлоги не выходит, ничего не ест).
- Что любит, есть медведь? (малину, плоды растений, мёд, рыбу, насекомых).
- Как зовут детёнышей медведицы? (медвежата)
- Ребята, давайте не будем медведя будить, пройдём мимо.
В-ль: - Ну, нам пора возвращаться с прогулки.
Ребята, давайте скажем лесу спасибо.
Ты расти на радость людям,
Мы дружить с тобою будем.
Добрый лес, могучий лес,
Он полон сказок и чудес.
Нор звериных, птичьих гнёзд,
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам,
Живётся с нами весело всегда!
Идем опять по сугробам, высоко поднимая колени.
Ну вот мы и в группе. Снимаем с себя верхнюю одежду.
В-ль: - Понравилось вам путешествие в зимний лес? А что вам запомнилось? Каких зверей встретили? Расскажите, какие звери впадают в спячку? А почему? А кто делает запасы? Почему? А как готовятся звери, чтобы им не было холодно? Конечно, они линяют и у них вырастает теплая шерсть. А зачем заяц и белка меняют цвет шерсти? Почему лиса и волк этого не делают? Ай да молодцы, все запомнили. Теперь мы знаем, как живут звери зимой.
Мы станем друзьями зверей, буде любить животных и природу!