Гульзира Чалимова
НОД по экологии «Этажи леса» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по экологии (подготовительная группа)
Программное содержание: Обобщить представления детей о растительном мире ХМАО; познакомить с понятием «этажи леса»; активизировать мышление; формировать представления о разнообразии лесов и необходимости их охраны; закрепить представления о деревьях.
Материал: Плакат «Этажи леса» и животные; здоровое и больное дерево и природоохранные знаки; растительная карта ХМАО; иллюстрации деревьев ХМАО.
Публикация «НОД по экологии „Этажи леса“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Предварительная работа: Беседы с детьми о деревьях родного края, «Что для дерева хорошо, что плохо».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня на к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)
В: А сейчас давайте встанем вкруг, и поздороваемся друг с другом.
(ИГРА на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
Я приглашаю вас в путешествие, но куда же мы отправимся вы узнаете, если отгадаете загадку.
Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем!
Что же это за дом?
(ЛЕС)
Верно, предлагаю вам отправиться в летний лес.
Лес называют «Лесным домом», как вы думаете, почему? (ответы детей).
Воспитатель: Потому что там живут животные и у них каждого есть своя квартира.
В: Но прежде чем войти в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.
Что нельзя делать в лесу?
(Слайдовая презентация «Лес»
Расставлены деревья кедр, ель, береза, осина, кустарники, трава)
Звучит музыка «Голоса леса»
Ребята посмотрите - мы в лесу! Птицы поют, деревья листьями шелестят.
Много в лесу разных кустарников, трав, цветов.
- Посмотрите, какое самое высокое дерево. Вы его узнали?
-Да, это сосна. Сосны вырастают стройными и высокими.
- Какие еще высокие деревья есть в лесу? (Ели).
- Много в лесу деревьев.
- Растут в лесу деревья и невысокие. Например, липа, осина. еще какие?.
Дети называют: рябина, черемуха, ….
- Между деревьями растет кустарник. Чем кустарник отличается от дерева? (Кустарник обычно ниже дерева, у него нет ствола, ветви растут от корня)
- Какие лесные кустарники вы знаете? (шиповник, малина, смородина и др.)
- Что растет под кустами? (Трава, цветы, мох, грибы.)
- Ребята, вот как много растений леса мы назвали. Все растения составляют этажи леса.
Воспитатель: Я предлагаю вам сесть на лесные кочки и посмотреть на экран.
(3 слайд)- слева многоэтажный дом, а справа - лес, разделенный тоже на этажи. Давайте посчитаем сколько этажей в лесу.
(4слайд) Самый высокий этаж -5- в старом лесу : это верхушки сосен, елей, могучих дубов.
(5 слайд) 4 этаж- кроны деревьев пониже: берез, осин, рябин.
(6 слайд) – 3 этаж -кусты и молодые деревца. Этот этаж носит особое название:
подлесок. Повторите: п о д л е с о к.
(7 слайд) А 2 и 1 этажи - образуют травы, цветы, мхи (8 слайд).
Во всяком лесном доме есть что-то вроде подвала. Там прячутся корни зеленых обитателей леса.
(9 слайд) Весь лес-от верхушек деревьев до земли- заселен животными.
(10 слайд) На 5 и 4 этажа обычно гнездятся хищные птицы (ястреб, беркут, коршун)
(11 слайд) Также обитателем верхних этажей является куница.
(12 слайд) Большинство птиц, а также белка, и летучие мыши обитают на 3 этаже.
(13 слайд) Самое большое количество животных на нижних этажах.
(14 слайд) В земле живут дождевые черви и разные жучки)
(15 слайд) Также под землей живут кроты)
ЗАСЕЛЯЕМ ЛЕС
Ребята я предлагаю заселить наш дом животными.
- Кого из животных мы поселим в подвал? Кто живет под землей? (крот, мышь) дождевые черви, личинки жуков.
Кого мы поселим чуть выше и т. д.
Воспитатель: У каждого из нас есть своя квартира, так же и у обитателей лесного дома есть свое жилище.
Где живёт медведь?-В берлоге.
Где живёт волк?-В логове
Где живут птицы?
Где живет белка?
Где живет лиса?
Где живут муравьи?
Где живут пчелы?
Сейчас я покажу вам 2 дерева, здоровое и больное.
Как вы думаете, почему дерево заболело?
Что нужно сделать, что бы все деревья были здоровыми, красивыми.
Посмотрите пожалуйста на знаки (все дети подошли к знакам). Как вы думаете, какие правила необходимо соблюдать, чтобы деревья оставались здоровыми, покажите это с помощью знаков, Егор возьми пожалуйста один знак, и расскажи что означает этот знак и прикрепи к дереву которое заболело. (ребенок берет знак, рассказывает о нем и вешает знак на дерево).
А к чему может привести не соблюдение этих правил? Давайте еще раз перечислим, какие условия нужны, для того чтобы лес оставался здоровым.
Но у нас остались еще знаки, как вы думаете, что они означают?
К какому дереву эти знаки можно прикрепить?
Ответы детей:
Под музыку «Шум ветра»
Воспитатель: Ой ребята какой ветер поднялся.
Физминутка «Дует ветер с высоты»
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, вправо-влево
Клонятся кусты и травы.
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте (Прыжки)
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте)
Отдохнула детвора
Снова мы в лесу. Ура!
Я предлагаю вас сесть на пеньки немного отдохнуть.
Воспитатель: Теперь давайте поговорим о деревьях нашего края.
Как называется наш округ.
(Слайд 16) Посмотрите на карту ХМАО. Какого цвета больше на карте? (зеленого? Как вы думаете, что обозначает зеленый цвет?
Дети: Это лес.
Воспитатель: Какие виды леса на вы знаете?
Дети: Лиственный, хвойный, смешанный.
Воспитатель: Каких лесов у нас больше?
Дети: Хвойных
Какие деревья называют хвойными?
Дети: - Это деревья, на которых растут иголки- хвоинки.
Воспитатель: - Назовите хвойные деревья.
Воспитатель: Какие же деревья растут в хвойном лесу?
Дети: Ель, лиственница, сосна, пихта, кедр.
Воспитатель: Давайте послушаем стихотворение которое приготовил Егор о сосне.
Обычную сосну найдёте
В сухом лесу и на болоте,
Почти везде растёт сосна-
Непривередлива она!
Воспитатель: Какие деревья растут в лиственном лесу?
Дети: Береза, тополь, осина, рябина, ива и т. д.
Воспитатель: Ребята, вы знаете нашу русскую красавицу? (показать на березу)
Юля вам расскажет стихотворение о красавице березе.
Если б дали берёзе расчёску,
Изменила б берёза причё ску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
Воспитатель: А в смешанном лесу, какие деревья растут?
Дети: И хвойные, и лиственные.
Воспитатель: Наш лес разнообразен и полон жизни. Он представлен многими видами растений, а под своей кроной приютил и кормит множество зверей, птиц, насекомых и помогает им вырастить потомство. Какую пользу приносит лес?
Дети: Лес очищает воздух и воду, задерживает пыль. Для того, чтобы наши леса росли всегда их надо беречь.
(Музыка пение птиц)
Итог.