Марина Корчёмкина
НОД по экологии «Удивительный мир камней»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Удивительный мир камней.
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- создать условия для расширения и систематизации знаний о камнях;
- создать условия для формирования первичных представлений о связях и зависимостях в природе;
- способствовать развитию навыков взаимодействия;
Ход НОД
Дети заходят в зимний сад. Их встречает Боровичок.
Боровичок:
Публикация «НОД по экологии „Удивительный мир камней“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Здравствуйте, дорогие гости! Добро пожаловать в моё царство-государство. Недавно я нашёл на тропинке клад, хотел посмотреть, что спрятано да ливень начался. А на следующий день пошёл искать - не нашёл, забыл, где его видел. Беда, да и только! Помню, что на том месте лежал предмет, которого на моей тропинке быть не должно: вроде бы и камень, но не настоящий, а людьми сделанный. Не знаете что это? (нет) Тогда вот вам подсказка (достаёт ящик, в нём лежит кирпич, дети на ощупь должны определить, что находится в ящике)
Боровичок: Это твёрдый предмет или мягкий?
Это шероховатый или гладкий предмет?
Тяжёлый или легкий? Так что это за предмет?
Дети: Кирпич.
Боровичок: Ребята, а из чего сделан кирпич? Где он используется? А какие камни вы ещё знаете? (природные). Давайте рассмотрим эти камни, что о них можно рассказать? Они все одинаковые? Чем они отличаются? (гладкие, шероховатые, угловатые, овальные, тёплые, холодные, большие, маленькие, тяжёлые, лёгкие и т. д)
Боровичок: Ребята, где на земле можно увидеть больше всего камней? (в горах). Земная кора состоит из восьми литосферных плит. Эти гигантские плиты медленно «плавают», и их края, наползая друг на друга, образуют складки.
Моделирование
Боровичок: Чтобы представить себе это, положите на стол рядышком две книжки. Затем начните их сдвигать. Вы видите, что на месте соприкосновения книг образуется возвышение. Примерно тоже происходит в процессе горообразования. А горы это и есть камни. Кто из вас ходил в горы? Какие бывают горы? (высокие и низкие, крутые и т. д)
Боровичок: А хотите рассмотреть камни при помощи лупы? (рассматривают)
Посмотрите, в камнях есть трещины. Что там растёт? (мох, лишайники, растения). Есть ли в них земля? От куда взялись такие трещины? (дети высказывают свои предложения)
Боровичок: Горы такие большие, такие высокие, а камни, из которых они состоят, такие крепкие. Почему же тогда и горы, и камни разрушаются? (выводы детей)
Игра «Гора и камешки»
Дети- камешки стоят вместе, тесно прижавшись друг к другу- это гора. Звучит музыка. Взрослый говорит: «Жила-была большая, большая гора. Она считала себя самой сильной. Но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. Вода проливала на гору дождями (звучит музыка, инсценирующая капли дождя) и точила камни. Мороз замораживал воду в трещинах, а ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с её поверхности (звучит музыка, инсценирующая ветер). Вот покатился с горы камешек (один ребёнок отходит то остальных, потом другой (ещё часть детей по очереди отходят от центра). Гора становится совсем незаметной (все дети расходятся). Так ветер и вода трудились день за днём и победили большую гору». Значит, не зря есть поговорка «Вода камень точит».
ТРИЗ с элементами социоигры.
Детям предлагается объединиться по карточкам в компании. Каждой компании предлагается задание: найти по схеме твёрдых, жидких и газообразных человечков. Изобразить их своей компанией, а затем показать, как жидкие и газообразные человечки могут разрушать твёрдых.
- Какие человечки живут в камнях? (твёрдые)
- Какие могут жить в трещинах камней? (жидкие, газообразные)
Физминутка.
«Камень, ножницы, бумага»
Детям предлагается объединиться и договориться, какими движениями они будут обозначать эти предметы.
Открытые ладони - бумага, сжатые кулачки - камень, два выпрямленных пальца (остальные сжатые в кулаки)- ножницы.
Экспериментирование.
1. Что будет, если мы положим камешек в воду? (дети высказывают своё мнение). Он утонет? Будет плавать? Давайте бросим камешек в воду, понаблюдаем, что произойдёт. А давайте возьмём керамзит и опустим в воду. Что происходит с каждым из них? Почему? (дети сами делают вывод, что в керамзите много пузырьков воздуха, поэтому он не тонет).
2. Могут ли камни издавать звуки? Постучим разными камешками друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются?
Боровичок: Обратите внимание ребята на эти камни. Они вам знакомы? (мел, известняк, каменный уголь). Эти камни состоят из остатков мелких животных, растений, которые в древности жили на Земле. Как человек использует эти камни? (высказывают свои мнения)
Боровичок: А как вы думаете, может ли камень шипеть? Возьмите кусочек мела и капните на него соком лимона. Что происходит? (шипит). Давайте посмотрим, что произойдёт, если известняк положим в воду. Что происходит? (извержение маленького вулкана).
Каменный уголь - интересный камень, который получился из останков растений. Как вы думаете, уголь твёрдый камень или нет? Давайте убедимся в этом (дети молоточком разбивают в поддонах уголь).
Боровичок: Вот сколько интересного, нового мы узнали о камнях. Что вам больше всего понравилось? На прощание я предлагаю вам взять в свою коллекцию понравившийся вам камень.