Светлана Рогова
Конспект занятия «Удивительный мир камней»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование даёт реальные представления о различных сторонах и свойствах исследуемого объекта. В процессе опытнической деятельности идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей и формирование трудовых навыков. Использование схем даёт возможность ещё эффективнее закрепить основные моменты и выводы проделанных экспериментов.
Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.
Программное содержание:
Публикация «Конспект занятия „Удивительный мир камней“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам : размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый, плавучесть – тонет в воде.
Развивать визуальную, аудиальную и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.
Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.
Воспитывать уважительное отношение к товарищам и воспитателю.
Демонстрационный и раздаточный материал.
1. Фотографии, картины гор и горных ландшафтов.
2. Сказочная героиня – Хозяйка медной горы.
3. Шкатулка с сокровищами.
4. Синяя, белая ткань.
5. Набор крупного строительного материала.
6. Ящик ощущений.
7. Набор схем – рисунков.
8. Кассета с таинственной музыкой.
9. Шапка ученого.
10. Знаки: вопросительный, восклицательный.
11. Набор камней на каждого ребенка.
12. Лупы с 3, 4, 7 кратным увеличением.
13. Стакан с водой, ложка.
14. Большие подносы.
15. Салфетки маленькие.
16. Салфетки большие.
17. Коробка с ячейками.
18. Алгоритмы исследований.
19. Маракасы – 3 вида.
Предварительная работа.
Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П. П. Бажова “Каменный цветок”.
Словарная работа.
Ход занятия
Воспитатель Ребята, вот так сюрприз, а дверь то закрылась.
Дети заходят в кабинет и встают полукругом вокруг демонстрационного стола. На нём лежит ящик ощущений, внутри которого лежит один большой камень. Дети по очереди подходят к ящику. Просовывают руки с двух сторон и ощупывают предмет. Делают вывод: что же лежит внутри ящика? – Камень.
Воспитатель: Ребята, с чем мы будем делать опыты? Да, с камнями. Я прошу вас удобно садиться за столы. А сейчас внимательно посмотрим, какие нам нужны помощники для экспериментов?
(Воспитатель быстро напоминает предназначение каждого органа.)
Воспитатель: А сейчас мы все с вами станем учеными и начнем наши опыты. Откройте свои салфетки и подвиньте к себе, поближе подносы. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотри глазами все камни.
Опыт № 1. Определение цвета и формы.
Дети делятся наблюдениями какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).
Вывод делают дети: камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель показывает восклицательный знак и схему – рисунок, прикрепляет на доске.)
Опыт № 2. Определение размера.
Воспитатель показывает восклицательный знак и спрашивает: “Все камни одинакового размера?” – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?
Вывод делают дети: : камни бывают разных размеров.
Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.
Опыт № 3. Определение характера поверхности.
Воспитатель: Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.)
Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.
Вывод делают дети: : камень может быть гладким и шероховатым.
На карте устанавливается следующий значок.
Рис. 3
Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.
Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.
(Дети рассматривают все свои камни.)
Воспитатель: что интересного вы увидели ребята?
Ответы детей: (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.).
Воспитатель Молодцы, очень внимательные дети. Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают.
Опыт № 5. Определение веса.
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод делают дети: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Опыт № 6: Определение температуры.
Воспитатель: Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать?
Ответы детей: (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)
Вывод делают дети: камни могут быть теплые и холодные.
Воспитатель показывает восклицательный знак и спрашивает: “Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду?
Ответы детей: (Версии детей.) он утонет.
Опыт № 7. Плавучесть.
Воспитатель: дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Вывод делают дети : камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.
Дети приводят рабочее место в порядок, и воспитатель поощряет детей, предлагает пойти в проектную зону, где дети рассматривают энциклопедию о камнях.
Она обращает внимание на красоту, разнообразия камней.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы сейчас сами, своими руками, попробуем создать каменный цветок.
Дети направляются за столы, на которых лежат лепестки, которые нужно украсить камнями.
Вывод делают дети : Обмениваются мнением о проделанной работе.
Воспитатель: Дети подходят к крупным строительным материалам и строят каменный цветок, добавляя украшенные лепестки.
Хозяйка медной горы заходит в зал: ребята вы сегодня меня удивили своими знаниями. Я рада, что вы так много знаете о камнях и их свойствах. Порадовали меня, даже для Данилы – мастера оказалось сложным сделать такой цветок, а вы такие молодцы – справились. Этот цветок будет украшением моего каменного дворца.
А теперь двери по взмаху моей волшебной каменной трости, путь для вас домой открыт.
Воспитатель: Ребята! Интересно работать в лаборатории? А что интересного было в н6ашей лаборатории?
Ответы детей. Конечно же, да. Всё что вы сегодня узнали, увидели расскажите своим друзьям и родителям? Давайте попрощаемся с нашими гостями. Всего вам доброго.
Воспитатель: Наша работа в лаборатории завершилась. Вам понравились работа в исследовательскойгоры, камни? Вы их полюбили
Использованная литература:
1. Н. А. Рыжова “Я и природа”, Москва 1996 г.
2. Н. А. Рыжова “ Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика”, Москва 1999 г.
3. Т. М. Бондаренко “Экологические занятия с детьми 6–7 лет”, Воронеж 2002 г.
4. Т. Н. Зенина “Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами” (подготовительная группа, Москва 2008 г.