Елена Кундиева
Конспект НОД «Удивительный мир стекла»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему «Удивительный мир стекла»
Цель: знакомство со свойствами стекла
Задачи:
1. Формировать знания о свойствах и качествах стекла;
2. Развивать умение проводить элементарные опыты и эксперименты со стеклом;
3. Развивать у детей познавательный интерес, мыслительную деятельность: уметь рассуждать, делать выводы;
4. Расширять словарный запас детей;
5. Воспитывать бережное обращение с предметами, сделанными из стекла.
Публикация «Конспект НОД „Удивительный мир стекла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Стекло. Изучаем свойства стекла
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Материалы и оборудование: изделия из стекла, презентация.
Ход НОД.
-Ребята, посмотрите вокруг, сегодня наша комната превратилась в волшебную комнату. Послушайте мои загадки, отгадайте их и тогда вы узнаете, с чем мы будем работать сегодня.
На окошечках простое,
А в бутылочках цветное.
Не бежит, не льется,
А ударишь — разобьется.
(Стекло.)
Очень хрупко и прозрачно
В пользу людям предназначено
(Стекло.)
Звучащее, прозрачное,
Воды не боюсь,
А ударь — разобьюсь.
(Стекло.)
- Вы молодцы. Назвали много разных предметов. А из чего они сделаны? (Из стекла)
- И в нашей волшебной комнате есть предметы из стекла. Кто найдёт пусть подойдёт ко мне и шепнёт на ушко. Выиграет тот, кто увидит больше предметов из стекла и назовет мне. Но есть правило: руками предметы не трогать, увидеть глазами и назвать. (Дети ищут и называют)
- Молодцы, нашли все предметы. Какие это предметы? (Стеклянные)
- Сегодня ребята, мы с вами узнаем много нового о стекле, его свойствах, качестве, проведём опыты со стеклом.
Проходят за столы.
- Дети, а что вы представляете, когда слышите слово «стекло»? А знаете ли вы, что были такие времена, когда человек не знал, что такое стекло. Я вам расскажу легенду о случайном открытии стекла.
Однажды в давние времена моряки причалили к чужому берегу. Они вышли на сушу, развели на песке костёр и завели разговоры. Чтобы костёр не погас, его обложили кругом комками соды. Ночь и усталость взяли своё : моряки заснули крепким сном. Каково же было их удивление утром, когда вокруг потухшего костра они нашли блестящие камушки – капли, которые образовались из сплава песка и соды. Вот такая легенда о происхождении стекла, ребята.
Позже люда из пластичной стеклянной массы выдували стеклянные бутылочки, вазы и т. д. А сейчас человеку помогают умные машины на производстве, которые вытягивают из плавильной печи жидкую стеклянную массу в виде широкой ленты.
ПРОЗРАЧНОСТЬ
- Ребята, возьмите бутылочку в руки, поместите в него карандаш и посмотрите на свет, что вы можете сказать? (Сквозь стекло видно карандаш)
- Значит стекло какое? (Прозрачное) Где используется это свойство стекла – его прозрачность? (Окна в зданиях, очки, линзы, телескоп, микроскоп, аквариум, стекла в машинах, часах и т. д.)
Картинка со знаком «прозрачность»
ЦВЕТНОЕ
- Стекло бывает светлое, но бывает и цветное. Назовите изделия из цветного стекла и определите их цвет. (Синяя лампочка, коричневый пузырек, зеленая бутылочка, голубая ваза, черные солнцезащитные очки, разноцветная стеклянная фигурка и т. д.)
- Ребята, зачем делают цветные стеклянные изделия. (Предметы из цветного стекла красивые, красочные.)
- Их используют для украшения помещений (витражи, вазы, светильники, статуэтки). Для защиты глаз (солнцезащитные очки). Темные пузырьки делают для увеличения срока годности лекарств (коричневые пузырьки). В медицине для лечения заболеваний (синяя лампа). Для защиты глаз при сварке железа (очки для сварки). В строительстве (цветной стеклянный кирпич). Женские украшения (стеклянные бусы, брошки). А также елочные игрушки, тонированные столы и двери для бани.
Картинка со знаком «цветное»
ТВЕРДОСТЬ
- А что случится, если мы сожмем стекло? Сейчас попробуйте надавить, сжать руками бутылочку. Что вы можете сказать?
- Да, бутылочка крепкая, форму не меняет. Почему?
- Потому что бутылочка жесткая.
- Что можно сказать про стекло, какое оно? Ещё раз попробуйте надавить на бутылочку. Правильно, стекло твёрдое.
- А вот есть у меня еще такие предметы. Это стекло? (Нет. Пластик). Что случится если мы сожмем пластик? (Ответы детей)
- Дети попробуйте согнуть пластик (педагог выполняет с детьми, показывает). Что мы видим?
- Что случилось с твоим кружочком? - он погнулся
А когда мы пробовали согнуть, сжать стекло, что происходило? Да, ребят, оно не гнулось. А пластик? Значит, какой вывод мы можем сделать?
- Да, правильно, стекло не мнется, не гнется, а пластик при сжимании сгибается. Правильно, пластик мягкий, а стекло твёрдое.
Картинка со знаком «Кирпич»
ХРУПКОСТЬ
- Ребята, а если я уроню банку или вазочку. Что с ней произойдет? (банка разобьётся)
- А можно играть с мячом возле окна? (Нет, нельзя, можно попасть мячом в стекло и оно разобьётся.)
- Сейчас мы с вами узнали ещё об одном свойстве стекла – оно бьётся. А если взять в руки разбитое стекло или разбитую бутылку, наступить на стекло? Что может произойти? (Можно порезаться и пойдёт кровь.)
- Да, ребята, со стеклом нужно обращаться осторожно, аккуратно пользоваться стеклянными предметами, не бросать, они могут разбиться.
Картинка со знаком «ваза» и «!»
ФИЗМИНУТКА
Вот большой стеклянный чайник.
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень крупные, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес. Дети надули животик,
одну руку поставили на пояс, другую изогнули.
Присели, одну руку поставили на пояс.
Кружатся, «рисуя» руками круг.
Потянулись, сомкнули руки над головой.
Руки перед собой.
- Какой предмет посуды был стеклянным? (Чайник)
ВОДОНЕПРОНИЦАЕМОСТь
- Назовите изделия из стекла, в которые мы можем налить воду. (Воспитатель предлагает детям налить воду в стакан.) Пропускает ли стакан воду? Какое свойство? (Водонепроницаемость)
- Где используется это свойство. (При изготовлении стеклянной посуды, в аквариумах.)
- Стекло так же держит и другие вещества – песок (песочные часы, ртуть (градусник, крупы (банки).
Картинка со знаком «аквариум»
ЗВУКОНЕПРОНИЦАЕМОСТЬ
- А еще стекло может держать звук. (Опыт с телефоном и вазой.)
Картинка со знаком «телефон в стакане»
ТОЛСТОЕ И ТОНКОЕ
Как звучит в толстостенной вазе? А как в тонкостенной? Стекло бывает толстое и тонкое. Из толстого стекла делают витрины, а из тонкого бокалы, лампочки, посуду. Какое еще бывает стекло? (Толстое и тонкое). На основе этого люди придумали увеличительные стекла – лупы.
Картинка со знаком «лупа»
ТЕПЛО- И ХЛАДОПРОВОДНОСТЬ
- У вас на столах стоят 2 баночки. Потрогайте их. Какие они? А теперь в одну положите лед, а в другую я вам налью воды. Какая баночка? (теплая и холодная). Какой сделаем вывод? (Стекло проводит тепло и холод)
Картинка со знаком «Теплопроводность»
- Ребята обратите внимание, зеркало – это тоже стекло, только с одной стороны покрасили ее серебристой краской, поэтому она отражает предметы. Это еще одно свойство стекла.
- Какие же свойства стекла мы узнали? (Прозрачное, твердое, хрупкое, водонепроницаемое, звуконепроницаемое, тепло проводимое и хлад проводимое)
- А какие качества стекла? (цветное, толстое/тонкое)
- Что вы всегда должны помнить при работе со стеклом? (Ответы детей.) Это правило всегда будет находиться в нашей лаборатории как многие другие. Спасибо всем за работу.
- А теперь сюрприз! Наша комната же волшебная, поэтому как нам без магических предметов. Этот шар непростой. А как он работает вы узнаете в школе. (Магический стеклянный шар)