Светлана Виноградова
НОД по теме «Знакомство с библиотекой. Книжкин дом.» Возраст: 3–4 года.
▼ Скачать + Заказать документы
НОД соответствует ФГОС.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познание и художественно-эстетическое развитие.
Программное содержание:
1. Первоначальное знакомство детей с понятием «библиотека».
2. Формирование начальных знаний о правилах обращения с книгой.
3. Развитие у детей умения анализировать свои поступки.
4. Воспитание бережного отношения к книгам в группе и дома, чувства сопереживания, интереса к общению с другими людьми.
Публикация «НОД по теме „Знакомство с библиотекой, Книжкин дом,“ Возраст: 3–4 года,» размещена в разделах
- Библиотека. Знакомимся с библиотекой
- Книга. Все материалы по теме книг
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Темочки
Средства: Собственная детская библиотечка в групповой комнате; книжная выставка от городской детской библиотеки, оформленная на первом этаже детского сада, фотовыставка «В детской городской библиотеке»; стулья и мягкие модули вокруг стола с книгами для того, чтобы дети могли сидя рассматривать их.
Предварительная работа: Работа в книжном уголке в группе (рассматривание и чтение книг, беседы об отношении к книгам, о бережливости, совместный ремонт книг, чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
НОД включает:
• ритуал приветствия и прощания;
• проблемная игровая ситуация «Пропали книги!»;
• встреча со специалистом детской городской библиотеки, беседа;
• экскурсия по фотовыставке «Книжкин дом- библиотека»;
• загадки;
• ТРИЗ- игра «Что плохо для книги, а что хорошо?»;
• книжная выставка;
• рассматривание книг детьми;
• познавательная ситуация «Правила пользования книгами»;
• игра «Что узнаем мы из книг?»;
• выбор детьми книг для чтения в группе;
• исполнение песенки «Страничка раз, страничка два, книжку я читаю!»,
• ситуация в группе «Книги вернулись!».
Содержание НОД:
1. Ритуал приветствия «Добрые ладошки» :
Мы ладошку к ладошке сложили
И друг другу дружить предложили.
Будем книжки читать и играть,
Чтобы умными, дружными стать.
Воспитатель: Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.
2. Мотивация. Проблемная игровая ситуация «Пропали книги!».
В группу входят гости- родители и педагоги. Дети здороваются, продолжают играть.
Воспитатель: У нас хорошее настроение, давайте покажем гостям наши новые книги! Доставайте их с полки, несите!
Дети обнаруживают отсутствие книг в групповой библиотеке. Бегут к воспитателю и говорят об этом.
Воспитатель: Может быть, вы переложили их в другое место?
Выдвигаются версии детьми и педагогом, куда могли исчезнуть книги из группы?
- Как вы думаете, почему книги могли уйти от нас? ( Ответы: наверное, мы плохо с ними обращались, мяли странички, рисовали на них, рвали)
- Как теперь нам вернуть книги в группу? У меня есть предложение: научиться правилам обращения с книгами, тогда они обязательно к нам вернутся!
Дети: А как?
- Давайте позвоним в детскую городскую библиотеку и пригласим к нам в гости сотрудника библиотеки. Согласны? Библиотекарь научит нас, как вести себя с книгами.
Звонит в библиотеку, говорит детям, что библиотекарь ждет детей на первом этаже детского сада. Дети приглашают с собой гостей и спускаются с ними вниз.
3. Встреча со специалистом детской городской библиотеки :
• Экскурсия по фотовыставке «Книжкин дом- библиотека».
- Здравствуйте! Меня зовут Ирина Валерьевна, я библиотекарь. Ребята, посмотрите на первую фотографию - это здание Центральной городской библиотеки. Кто может ответить на вопрос, что же такое библиотека и для чего она нужна? (ответы детей) Слово "библиотека" означает "книгохранилище". Почему, догадались? В библиотеке хранятся разные книги и журналы. Их можно брать, рассматривать, читать. В библиотеке нельзя громко разговаривать, мешать другим смотреть и читать книги.
• Отгадайте загадки:
У стены большой и важный дом стоит многоэтажный.
В нём книги интересные Стоят рядами тесными. (книжный шкаф)
У каждой книги есть свой домик. Посмотрите на фотографию – это стеллаж, дом для книг, которые читают и взрослые, ваши мамы, папы. А этот паровозик – домик для детских книг. Какой он? (красивый, яркий и т. д.). Полочки в детском шкафу расположены так, чтобы все ребята легко могли достать любую книжку.
Еще для вас, ребята, одна загадка:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (книга)
Молодцы, правильно отгадали загадку. У каждой книги есть обложка, листы, корешок. Обложка скрепляет листочки книги и защищает их от повреждения, а на корешке написано, как называется книга и автор- имя и фамилия того, кто её написал.
• Познавательная ситуация «Правила пользования книгами».
- А кто из вас, ребята, знает правила обращения с книгами? (ответы детей)
ТРИЗ- игра «Что плохо для книги, а что хорошо?».
Выводы:
1. Нельзя брать книги грязными руками, потому, что пачкаются странички.
2. Нельзя рвать и мять странички в книгах.
3. Нельзя рисовать на страничках, вырезать картинки.
- Теперь вы все знаете, как надо правильно обращаться с книгами. Расскажите, что запомнили.
Запомните, что
В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят.
Бери, читай и много знай,
Но книгу ты не обижай!
- Предлагаю вам посмотреть книги, которые я принесла из библиотеки.
Все эти книги вы можете взять у нас в библиотеке, когда придете к нам с мамой или папой. А еще у нас есть для вас игровая комната, посмотрите на фотографию. Вам нравится? В игровой комнате можно вместе с мамой поиграть, порисовать, послушать сказки.
Ребята, возьмите, понравившиеся вам книжки и с песенкой пойдем к вам в группу, почитаем их.
4. Исполнение песенки «Страничка раз, страничка два, книжку я читаю!», пока дети идут по лестнице в группу.
5. Ситуация в группе «Книги вернулись!».
Вернувшись в группу, дети находят все свои книги снова в книжном шкафу. Библиотекарь и воспитатель обращают на это внимание детей.
6. Рефлексия:
- Понравилась вам экскурсия по библиотеке? Запомнили, о чем вам рассказывали?
- как называют книжкин дом? (библиотека)
- где спят книги? (в книжном шкафу на полке)
- какими руками надо брать книгу?
- можно или нельзя мять и рвать странички у книги?
- а рисовать на страничках?
- Молодцы! Теперь все книги в вашей группе будут с вами дружить.
- Завтра я приду за книгами из библиотеки, до свидания!
• Игра «Что узнаем мы из книг?» с движениями в соответствии с текстом:
Обо всем, что есть вокруг, всё узнаем мы из книг.
Вот зайки резвятся, вот бабочки кружатся,
Вот сказок разных хоровод к нам со страниц сейчас идет!
Обо всем, что есть вокруг, все узнаем мы из книг.
• Дети свободно играют.