Галина Петренко
Проект «Книжкин дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Книжкин дом»
Вид проекта : исследовательско-творческий; по составу участников - детско-взрослый, долгосрочный/сентябрь-май/.
Цели: развить устойчивый интерес к книге как самостоятельному, наглядному объекту литературы; создать условия для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности. : Видоизменение и совершенствование книжного уголка.
Задачи:
- формировать основы читательской культуры в процессе чтения (восприятия) книг, знакомить с правилами поведения в книжном уголке библиотеки;
Публикация «Проект „Книжкин дом“» размещена в разделах
- обогащать читательский опыт, дать первое представление об особенностях литературных и фольклорных жанрах (рассказы, стихи, загадки, сказки, небылицы);
- формировать интерес к оформлению книг, учить воспроизводить текст произведения при рассматривании иллюстраций:
- развивать творческие способности: поощрять желание использовать читательский опыт (образ, сюжет, отдельные строчки) в других видах деятельности (игровой, продуктивной, самообслуживании, общении со взрослым) в соответствии с собственными эмоциональными запросами;
- способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта, в процессах чтения, анализа, инсценировки прочитанных ими текстов, рассматривания книг и иллюстраций;
- развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого.
-. Привлечь родителей к модернизации предметно-развивающей среды.
Участники проекта : администрация ДОУ, воспитатели, родители,дети подготовительной группы №2.
Этапы проекта :
1. Составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы.
2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме.
3. Подобрать материал для продуктивной деятельности детей.
4. Изучить принципы построения предметно развивающей среды для детей.
5. Спроектировать среду.
6. Продумать оформление книжного уголка в соответствии с оборудованием и нормами эстетики.
«КНИЖКИН ДОМ» И ДЕТИ В НЕМ
Книга-лучше телевизора, поверьте!
Книгу можно подержать,
Ее можно полистать,
С нею можно поиграть,
И с неё нарисовать
Иллюстрацию свою.
Развиваем с книгой речь,
Надо нам ее беречь.
Книга - наш любимый друг
С ней не страшен нам досуг.
Приобщение детей к художественной литературе является важной составляющей программы обучения и воспитания дошкольников. В нашей группе до реализации проекта «Книжкин дом» были созданы определенные условия для ознакомления детей с литературой. Методическое и программное обеспечение, «книжные уголки», дидактические игры – все эти меры помогли настроить маленьких «чтецов» на творческий лад.
Формирование у детей интереса к художественной литературе является важнейшей задачей, которую ставят перед собой как воспитатели детского сада, так и родители.
Однако книги, дидактические материалы для игр в группе были в небольших объемах. Для того же, чтобы сформировать интерес к художественной литературе необходимо иметь запас иллюстрированных книг. Стихи, рассказы, хрестоматии, энциклопедии – все это является неотъемлемой частью литературного детского развития.
Именно с целью пополнения «книжного багажа» был задуман проект под названием «Книжкин дом», реализация которого подразумевает 2 этапа:
Первый – вводный, организационный.
Второй – продуктивный, подразумевающий работу непосредственно с самими детьми.
На первом этапе мы постарались привлечь родителей группы к изменению и модернизации уголка художественно-речевой деятельности, ведь они наши первые помощники!
Для этого в сентябре месяце беседуя с родителями по теме «Знакомство с основными направлениями работы по проекту «Книжкин дом». Многие родители высказали одобрение и пожелание в изменении среды книжного уголка. Так мы заручились их поддержкой не только творческой, но и материальной.
Проектируя библиотечное пространство мы учитывали, чтобы среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.
Построение развивающей среды с учетом принципов
1) открытости-закрытости, то есть готовности среды к изменению, корректировке, развитию;
2) принцип поло-возрастных различий как возможность для девочек и мальчиков проявить свои склонности;
Дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей.
Создавая мини библиотеку, делали все так, чтобы дети не потеряли чувства защищенности и безопасности.
Литература, полки, дидактические игры – все это элементарные составляющие любой мини библиотеки.
Книжный уголок должен быть привлекательный, располагающий ребенка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.
Перед работой в уголке, необходимо ознакомить детей с правилами поведения в «Книжкином доме» .
Как и в любой другой мини- библиотеке, вся литература должна подразделяться на разделы. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы в нашем «Книжкином доме» разделили книги на категории и для удобного запоминания детьми расположения книг мы предложили следующие полочки-любимые сказки,умная книжка,весёлые книги,стихи книжки-самоделки и т. д
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Наряду с книгами необходимо иметь и образно-символический материал (картинки, иллюстрации и альбомы) для рассматривания коллективно и индивидуально. Мы планируем оформить:
–альбомы, специально созданные художниками на определенные темы: «Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А. Пахомова, «Славный лес» Т. Капустиной и др. ;
–альбомы со смешными картинками из юмористических книг;
–альбомы, составленные воспитателями вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года;
–альбомы с изображениями сказочных персонажей, с разными эмоциональными состояниями;
–альбом «В стране сказок Чуковского»;
–альбом «Герои русских сказок»;
–портреты зарубежных детских писателей;
–портреты советских детских писателей;
–портреты русских детских писателей;
–мнемотаблицы по произведениям и сказкам;
–сказочные маршруты, лабиринты;
–пазлы.
Помимо ознакомления детей с художественной литературой в «Книжкином доме» мы планируем организовать с детьми творческие мастерские по рисованию, аппликации, лепке, ручному труду, где дети смогут проявлять свое творчество, фантазию и отображать в своих работах любимых героев, персонажей, понравившиеся сюжеты из художественных произведений.
Для этого в центре творчества будет находиться следующий материал:
–ватманы, альбомы;
–раскраски (по сказкам, героям) ;
–трафареты;
–краски, гуашь;
–цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки;
–кисточки для рисования, аппликации;
–ножницы;
–салфетки, подкладные листы, стаканы-«непроливайка», чашечки для клейстера;
–бумага для ремонта книг;
–пластилин, стеки;
–дощечки для лепки;
–материал для ручного труда.
План реализации проекта :
Совместно с детьми :
–выставки работ из бумаги – оригами «В гостях у сказки»;
–выставки самодельных книг;
–выставку книг «Моя любимая книга»;
–экскурсию в ближайшую библиотеку.
- Периодически организовывать тематические выставки:
–Наша Армия охраняет наше детство;
–Наши книжки о природе;
–Сказки А. С. Пушкина и другие;
–Театрализованное представление по произведениям и сказкам.
Сотрудничество с семьё й:
- Анкетирование родителей.
- Беседы в семье с детьми о своих любимых книгах детства, о наличии книг в домашней библиотеке.
- Памятка для родителей.
- Рекомендовать каждой семье: организовать вечера семейного чтения; записаться в библиотеку, посещать выставки, театры.
Деятельность с детьми и родителями:
- Рисование совместно с детьми иллюстрации своей любимой сказки.
- Изготовление сказочного костюма.
- Подбор книги для пополнения библиотеки сада.
- Итоговый результат проекта – посещение выставки в библиотеке «Куклы ручной работы», стенгазета «В гостях у сказки».
Реализация проекта проходит через образовательные области:
1) «Здоровье» - воспитывать ценностное отношение к здоровью, заменить чтением просмотр телепередач.
2) «Физическая культура» - физминутки, подвижные игры со стихами, речь с движениями.
3) «Социализация» - игры «Библиотека», «Книжный магазин», настольные игры «Угадай сказку», пазлы «Теремок».
4) «Труд» - трудовая деятельность в центре «Книжкина больница» - подклеивание страниц у книг.
5) «Безопасность» - расширять представления детей о способах безопасного поведения в различных ситуациях.
6) «Познание» - расширить кругозор, формировать потребность делиться знаниями.
7) «Коммуникация» - пересказ сказок, составление рассказов из личного опыта. Развивать комплекс выразительных средств для передачи литературного образа. Драматизация сказок, выразительное чтение изученных стихов.
8) «Чтение художественной литературы». Чтение: русских народных сказок, стихов, рассказов, изученных стихов, энциклопедий.
9) «Художественное творчество» - рисование «Мой любимый сказочный герой», лепка «Репка», рисование «Иллюстрация к любимой сказке».
10) «Музыка» - слушание песен на сказочную тематику, аудиокниги.