Ольга Соловьёва
Музыкальная НОД «Такая разная осень» для детей в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по теме «Такая разная осень»
для детей в старшей группе
Музыкальный руководитель Соловьёва О. Б.
Цель:
• Развивать у детей понимание классической музыки, обогащать словарь музыкальных терминов.
• Учить видеть художественный образ в единстве его содержания и средств выразительности - рисунка, колорита, композиции.
Публикация «Музыкальная НОД „Такая разная осень“ для детей в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
• Активизировать словарь детей, обогатить его словами, обозначающими эмоциональное состояние.
• Познакомить с эстетическими и искусствоведческими терминами, соответствующими сенсорным ощущениям детей.
• Вызвать у детей желание изобразить осень в своих рисунках, пробудить их творческие способности.
Ход нод
Дети заходят под спокойную музыку в украшенный «осенними»
декорациями зал, там установлены компьютер и мультимедийный экран.
Музыкальный руководитель. Здравствуйте дорогие друзья. Сегодня мы вновь встретились в музыкальной гостиной. Мы с Вами попадём в волшебный мир музыки, красок и стихов. А для этого – сядем поудобней, и музыка унесёт нас далеко-далеко в незабываемый прекрасный мир чудес и волшебства. Слушайте и смотрите!
Дети садятся. Зажигаются свечи.
Звучит «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского
Тихо-тихо рядом сядем,
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде,
В разноцветном, расписном!
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг:
Плывут звуки речкой пенной,
Тихо дремлет лес и луг…
Вдаль бегут лесные тропки,
Тают в дымке голубой…
Это музыка торопит
И зовёт нас за собой!
Вслед за нею можем сразу
В дальний путь пуститься мы,
Побывать в гостях у сказок,
У весны среди зимы…
Тихо-тихо рядом сядем,
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде,
В разноцветном, расписном!
Музыкальный руководитель. Не правда ли, прекрасная музыка и прекрасные стихи! Стихи помогают нам понять музыку, услышать, о чём она рассказывает. Для вас прозвучала музыка замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского. Ребята, посмотрите на нашу музыкальную гостиную. Какое время года она вам напоминает?
(Дети отвечают.)
Музыкальный руководитель. Правильно, Осень. Наша природа всегда прекрасна, но есть одно время года, которое дарит людям особенную красоту. Природа, словно отдавая нам, жар своего сердца, вспыхивает ярко, загорается в последний раз, чтобы потом заснуть до весны глубоким сном. Вспомните особенные запахи осени : терпкий запах нагретой коры деревьев, душистый запах сухой травы, горьковатый запах дыма, удивительный запах грибов. Именно осенью мы слушали голоса улетающих в дальние края птиц, наслаждались последними тёплыми лучами солнышка, ярким, нарядным убором деревьев и кустов.
Композиторы любили это прекрасное время года, многие посвящали ему свои произведения. Послушайте знакомое вам произведение.
(Звучит произведение «Берёзовая аллея» Е. Доги)
Я вижу, вы узнали музыку. Назовите это произведение.
(Дети называют.)
Какой характер у этой музыки? (Светлый, нежный, спокойный.)
А сейчас мы посмотрим, как изобразили это время года художники.
(На экране - картины «Ранняя осень» И. Шишкина, «Ранняя осень» О. Ладыгин)
Какая красота! Что вы чувствуете, когда смотрите на эти картины? (Осень ещё не полностью вступила в свои владения, потому что много зелёной краски, хотя уже появилась жёлтая, оранжевая.) Правильно, оба художника использовали зелёные, жёлтые, оранжевые, голубые тона. Как эти цвета можно назвать, одним словом? (Тёплые.) Какая осень здесь изображена? (Ранняя, потому что ещё много зелени.) Ребята, чтобы почувствовать красоту осени, мы с вами исполним песню.
Дети исполняют песню
«Осень, как рыжая кошка» музыка и слова Н. Куликовой
Предлагаю послушать, как писали о ранней осени поэты.
Дети (по очереди).
Ребё нок:
Облетают листья с клёнов,
Их всё больше с каждым днём.
По траве - ещё зелёной –
Меж деревьев мы идём.
Мягко стелет перед нами
Свой ковёр осенний сад.
Шелест листьев под ногами.
Это значит - листопад!
(М. Познанская)
Ребё нок:
В тёмный лес дремучий
Заглянула осень.
Сколько свежих шишек
У зелёных сосен!
Сколько спелых ягод
У лесной рябинки!
Выросли волнушки
Прямо на тропинке.
И среди брусники,
На зелёной кочке,
Вылез гриб-грибочек
В красненьком платочке.
(В. Трутнева)
Дети исполняют Танец «Мухоморов»
Музыкальный руководитель. А теперь послушаем следующее произведение, посвящённое осени.
Звучит «Осень» А. Вивальди из цикла «Времена года».
Какое произведение прозвучало? Кто его сочинил?
(Дети отвечают)
Музыкальный руководитель. В каком ладу написано произведение? (В мажорном.) А какой характер у этого произведения? (Яркий, торжественный, праздничный, ликующий, светлый, радостный.) Что вы представляли, когда слушали музыку? (Деревья, одетые в разноцветные наряды, - жёлтые, красные, бордовые; хоровод из листьев, который кружится на ветру; голубое небо.)
Давайте посмотрим, какие картины подходят к произведению Антонио Вивальди.
На экране - картины «Золотая осень» И. Остроухова,
«Золотая осень» И. Левитана, «Золотая осень» Л. Туржанского.
Музыкальный руководитель. Какие прелестные пейзажи! Какое настроение они у вас вызывают?
(Радостное, ликующее.)
Какие краски использовали художники?
(Жёлтые, зелёные, красные, оранжевые, бордовые.)
Каким, одним словом, можно назвать эти краски?
(Тёплые. Нарядные)
А эти краски тихие или громкие?
(Громкие, звучные.)
Правильно, молодцы! Художники почувствовали необыкновенный жар пылающей нарядной осени, желающей порадовать нас, и нашли такие краски, которые и нам передали их удивление, радость от увиденного в природе, восторг перед красотой. О каком же периоде осени рассказали нам художники?
(Дети отвечают.)
Да, о вершине осени. Они и назвали свои картины одинаково - «Золотая осень».
Что, по-вашему, общего в картинах художников и в музыке Вивальди?
(Картина и музыка яркие, торжествующие.)
А что говорят поэты о самом выразительном времени года?
Дети (по очереди).
Ребё нок:
В золотой карете,
Что с конём игривым,
Проскакала осень
По лесам и нивам.
Добрая волшебница
Всё переиначила:
Ярко-жёлтым цветом
Землю разукрасила.
С неба сонный месяц
Чуду удивляется.
Всё кругом искрится,
Всё переливается.
(Ю. Капустина)
Ребё нок:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
(И. Бунин)
Ребё нок:
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят. летят. летят.
(Е. Трутнева)
Музыкальный руководитель. Предлагаю вам взять в руки платочки и исполнить танец - фантазию под чудесную музыку Петра Ильича Чайковского.
Дети исполняют танец - фантазию под «Вальс» П. Чайковского.
Но ведь не только золотую осень воспевали художники, но и ту, которую в народе называют поздней - с мелким надоедливым дождиком, с криками улетающих журавлей, серебристым инеем по утрам. Давайте послушаем такую музыку.
Звучит «Осенняя песнь» П. Чайковского.
Мы с вами послушали ещё одно произведение об осени. Назовите его.
(Дети называют.)
Что можно сказать о темпе музыки? В каком ладу написана она? Какой у неё характер?
(Темп у этого произведения неторопливый. Оно написано в миноре.
Эта музыка рассказывает о другой осени - тоскливой и унылой.)
Что вы услышали и представили себе во время слушания этой пьесы?
(Порывы ветра; листья облетают с деревьев, а многие деревья стоят уже без листьев; долго идёт дождь; по небу тянутся стаи перелётных птиц.)
Давайте ещё раз обратимся к картинам. На какой из них изображена поздняя осень?
(«Поздняя осень» И. Левитана.)
Вот как художник изобразил эту осеннюю пору : природа потеряла свои краски и как бы затихла, замерла. Она ждёт не дождётся, когда снежное покрывало укроет землю от зимней стужи. Какие тона преобладают в картине?
(Серые, тёмные, коричневые, синие.)
А мы с вами сейчас исполним песню о поздней осени, а чтобы она была насыщенней, добавим музыкальный инструмент – ТРЕУГОЛЬНИК.
А звуки треугольника вам о чём напоминают.
(Дети отвечают. Капельки дождя.)
Дети исполняют песню «Грустный дождик» музыка и слова Л. Куклиной
Музыкальный руководитель. А что же говорят поэты об этом времени года?
Дети (по очереди).
Ребё нок:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало.
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
Ребё нок:
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман.
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу, приближалась
Довольно скучная пора:
Стоял ноябрь уж у двора.
(А. Пушкин)
Ребё нок:
Скучная картина, тучи без конца.
Дождик так и льётся, лужи у крыльца.
Чахлая рябина мокнет под окном.
Смотрит деревушка сереньким пятном.
Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?
Ещё просит сердце света и тепла.
(А Плещеев)
Музыкальный руководитель. Вот какой разной бывает осень! Сколько тепла и радости она нам дарит! Ребята, а я предлагаю украсить нашу музыкальную гостиную ещё и яркими осенними листьями и станцевать танец.
Дети исполняют танец «Осень постучалась к нам»
Музыкальный руководитель. Чтобы не расставаться на грустной ноте, я предлагаю вам исполнить на музыкальных инструментах «Итальянскую польку» Сергея Рахманинова.
Дети исполняют оркестр «Итальянская полька» Сергея Рахманинова.
Музыкальный руководитель. Сегодня мы увидели, услышали и почувствовали, как красиво нам рассказали поэты, композиторы, художники о своём настроении, навеянном красотой осени. Вот так чудесно перекликаются произведения поэзии, музыки и живописи.
Я уверена, что вас не оставит равнодушными увиденное и услышанное. Может быть, кто-то из вас, когда вырастет, станет знаменитым музыкантом, композитором, поэтом или художником. А помогут ему в этом наши встречи в музыкальной гостиной. А пока вы ещё дети, но очень важно, чтобы любовь к прекрасному не проходила у вас никогда.
Все фотоматериалы воспитанников использованы с согласия родителей (законных представителей)