Елена Новикова
НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Сказка цвета радуги».
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. «Сказка цвета радуги».
Цели:
Коррекционно-образовательные:
1. Закрепить знание основных цветов спектра и умение их дифференцировать. 2. Упражнять детей в согласовании прилагательных, обозначающих цвета, с существительными в роде, числе, падеже.
Коррекционно-развивающие :
1. Развивать связную речь, зрительное и слуховое внимание, память, координацию слова с движением, навыки ориентировки в пространстве, артикуляционную моторику.
Публикация «НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности на тему „Сказка цвета радуги“,» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Радуга, радужные идеи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Цвет, изучаем цвета. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Коррекционно-воспитательные:
1. Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: Иллюстрации к сказке, конверты с дугами из разноцветной бумаги, кружки и карточки для игры «Что какого цвета?», разноцветные ленты, магнитофон, запись пьесы «Синева» (группа «Спейс»).
Методы и приё мы:
Словесный: вопросы к детям, использование художественного слова, напоминание, уточнение, диалог, беседа.
Наглядный: картинный материал.
Практический: самостоятельная деятельность детей.
Игровой: игры-упражнения, дидактические игры.
Метод контроля: анализ деятельности, самоанализ детей.
Ход :
1. Организационный момент:(Логопед демонстрирует детям кубик с разноцветными гранями).
Ребята, ответьте на вопрос: какой цвет вам нравится больше всего? А вы бы хотели, чтобы вокруг вас всё было… (зелёного) цвета? (Ответы детей).
Логопед читает стихотворение Е. Руженцева «Сказка про краски».
Если б все на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило или радовало это?
Видеть мир привыкли люди белым, желтых, синим, красным.
Пусть же всё вокруг нас будет удивительным и разным!
Логопед. Сегодня мы с вами отправимся в веселое путешествие. Мы побываем в «Разноцветной сказке».
2. Развитие мышления, памяти, упражнение в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Логопед. Чтобы попасть в эту сказку вы должны выполнить одно задание. Сейчас каждый из вас возьмёт из разноцветной коробочки один цветной кружок, вспомнит, как называется этот цвет, подойдет к столу и найдет предмет, который нужно разукрасить в этот цвет.
( Дети вытаскивают кружки и находят на столе карточки с картинками: помидор, огурец. цыплёнок, морковь. слива,)
Логопед: Расскажите, что за предметы у вас и какие они по цвету? Свой ответ начните со слов: «Я бы разукрасил… в красный цвет помидор» и т. д.
Логопед: Молодцы! Вы выполнили мое задание, и мы можем отправляться в путешествие.
3. Развитие слухового внимания, диалогической речи. Упражнение в согласовании существительных с прилагательными.
Дети присаживаются на стулья. Логопед выставляет иллюстрацию к «Разноцветной сказке» на наборное полотно и читает сказку.
РАЗНОЦВЕТНАЯ СКАЗКА
«В выходные дни Ариша с папой и мамой приехали на дачу. Утром девочка проснулась, надела разноцветный плащ и вышла на улицу.
Стояла осень, но день был солнечным и ярким. По ГОЛУБОМУ небу плыли БЕЛЫЕ облака. Трава была еще ЗЕЛЕНОЙ, а вот листья на деревьях уже ПОКРАСНЕЛИ и ПОЖЕЛТЕЛИ. На дорожках стояли СИНИЕ лужи. В одной луже плавали ОРАНЖЕВЫЕ кленовые листья, принесенные ветром. Вдоль дорожки росли ФИОЛЕТОВЫЕ астры. Они качали головками от ветра.
Вдруг в небе появилась радуга. Она была яркой, РАЗНОЦВЕТНОЙ. Девочка хотела запомнить, из каких цветов состоит радуга, но та растаяла так же быстро, как и появилась.
Девочка очень расстроилась, но в это время трава у ее ног зашевелилась, и ее окружили крошечные гномики. Ариша посмотрела на их колпачки: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый — и тут же вспомнила, из каких цветов состоит радуга. Она засмеялась и посмотрела в высокое голубое небо. А когда она опустила голову, гномики в разноцветных колпачках уже разбегались в разные стороны. Девочка помахала им рукой и пошла домой. Вот такая история произошла с Аришей.
-Вы обратили внимание, на то, что все предметы в этой сказке были разного цвета?
- Как бы вы назвали сказку, которую я прочитала?
Дети. «Разноцветная сказка», «Радужная сказка», «Приключения Ариши» и т. д.
- О каких цветах шла речь в сказке?
Дети. Речь шла о желтом, красном, синем, белом, оранжевом, зеленом, фиолетовом, голубом цветах.
-Ребята, помогите мне пожалуйста составить картину к нашей «Разноцветной сказке». Перед вами находится мольберт и заготовки элементов сказки. Давайте вспомним всё по порядку!
-Итак в середину нашей картину я помешаю Аришу, которая приехала с родителями на дачу.
-Какой же стоял тогда день? С помощью чего можно изобразить солнечный день? (Солнце).
-Что плыло по голубому небу? (Дети располагают облака).
-Хотя трава была ещё зелёной, но какие же были листья на деревьях (Красные и жёлтые).
-А что виднелось на дорожках (На дорожках виднелись синие лужи).Какие листья плавали в лужах? (Оранжевые кленовые листья).
-Что росло вдоль дорожки? (Вдоль дорожки росли фиолетовые астры).
-А что же вдруг произошло в небе? (Появилась разноцветная радуга).
- Ребята, какой получилась у нас картина (Разноцветной, красивой, замечетельной)
4. Развитие зрительного внимания и памяти.
-Какие вы молодцы! Посмотрите еще раз на картинку и постарайтесь за-помнить, в каком порядке расположены цвета радуги. (В течение одной минуты дети смотрят на картинку.)
(Логопед убирает картинку.) Теперь возьмите конверты, достаньте цветные дуги и сложите каждый свою радугу. (Звучит аудиозапись)
Дети выкладывают радугу. Логопед помогает тем, кому нужна помощь. Затем картинка выставляется снова и дети проверяют себя. Те дети, которые допустили ошибки, объясняют: «Я поменял местами желтые и красный цвета». И т. п.
Логопед:
Краски сегодня ужасно устали: радугу в небе они рисовали. Долго трудились над радугой краски, Радуга вышла красивой, как в сказке. Вся разноцветная — вот красота! Ты полюбуйся, какие цвета!
(Дети перечисляют цвета радуги).
5. Координация слова с движением, совершенствование навыков ориентировки в пространстве.
- А теперь давайте выполним упражнение «Радуга». (на полу расположена радуга из разноцветных лент.) Дети выполняют движения согласно тексту. (то-же самое упражнение возможно выполнять пальчиками).
Здравствуй, радуга-дуга, (Медленно делают двумя руками дугу в воздухе.)
Разноцветный мостик! Здравствуй, радуга-дуга, Принимай нас в гости! (Поклон.)
Мы по радуге бегом
Пробежимся босиком. (Бег по «радуге» с высоким
подниманием колена.)
Через радугу-дугу
Перепрыгнем на бегу. (8 перекрестных прыжков через «радугу».)
И опять бегам, бегом
По дуге босяком! (Бег по «радуге» с высоким подниманием колена.)
6. Релаксация.
Логопед. А теперь давайте немного отдохнем. Присядьте на стулья. Расслабьтесь. Опустите руки ладошками вниз. Закройте глаза. Представьте, что вы лежите на мягком белом облачке. (Звучит аудиозапись). Вдруг подул осенний ветерок и облако улетело.
7. Развитие артикуляционной моторики, подготовка артикуляционного аппарата к постановке шипящих.
- Вы немного отдохнули. Теперь — поиграем. Вспомните, как мы делали упражнение «Маляры». Представьте, что вы рисуете радугу на нёбе. Язычок двигается вперед-назад, вперед-назад(5-6 раз).
-Ничего мы не забыли? Всё вспомнили?
8. Закрепление согласования прилагательных с существительными,
закрепление знания названий некоторых полевых цветов.
Логопед. А хотите посмотреть, какой разноцветный букет нарисовала девочка после того, как пришла с прогулки?
Логопед выставляет иллюстрацию на наборное полотно. Дети рассматривают букет и называют цветы :
— Это красный мак.
— Это оранжевый ноготок.
— Это желтый лютик. И т. п.
9. Организация окончания занятия.
-Ребята, на этом наше путешествие по сказке заканчивается. Но Аришке очень бы хотелось узнать, помните ли вы как называется её сказка? А что больше всего вам понравилось? Вы сегодня были ещё внимательнее! Спасибо.
PS : Уважаемые коллеги! Извините за качество фотографий. Изображения были взяты из видиозаписи.