Марина Алыкова
Проект по математическому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Занимательная математика вокруг»
▼ Скачать + Заказать документы
Занимательная математика вокруг
Пояснительная записка:
Актуальность.
Познавательная активность дошкольников — это активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. При правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности познавательная активность может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Публикация «Проект по математическому развитию в старшей группе компенсирующей направленности „Занимательная математика вокруг“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Проблема, решаемая при реализации: В старшей группе компенсирующей направленности воспитывается 15 детей: 10 мальчиков и 5 девочек. На ООД по формированию математических представлений у многих детей старшей группы компенсирующей направленности отсутствовал интерес к математике, существовали затруднения с мышлением, вниманием.
Чтобы повысить уровень математического развития, активность детей, развить у них интерес к математике, решили использовать занимательный материал : загадки, стихи, дидактические игры, занимательные вопросы, задачи-шутки, математические сказки, пословицы и поговорки, пальчиковую гимнастику, лабиринты, логические концовки, математические КВНы.
Контингент участников: воспитанники старшей группы компенсирующей направленности; воспитатели; родители воспитанников.
Цель: создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, развитию стойкого интереса, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
Задачи:
Развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста, эмоциональную отзывчивость через игры с математическим содержанием.
Формирование базисных математических представлений, речевых умений. Расширить и систематизировать знания детей по разделу ФМП.
Активно воздействовать на всестороннее развитие детей, закрепление имеющихся знаний.
Активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать,
классифицировать, анализировать).
Развивать внимание, восприятие, память и логическое мышление, воображение, волю, творческие способности детей.
Формировать интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.
Воспитывать уверенность в собственных математических способностях, умении работать в коллективе.
Срок реализации проекта –1 месяц, август 2016г.
Этапы проекта
1 этап – подготовительный
1. Изучение литературы на тему «Количество и счет», «Математика. Логика»
«На пороге школы» автор Доронова Т. Н.
«Формирование математических представлений у детей 7 года», авторы: Фалькович Т. А.,
Журнал «Ребенок в детском саду» № 3 2005. – 72-76с.
Журнал «Ребенок в детском саду» № 5 2005. – 62-64с.
Подбор компьютерных игр.
2. Совместно с родителями пополнить играми «Центр занимательной Математики».
3. Сбор игр и пособий по математике «Учимся считать и отсчитывать», «Я запоминаю цифры», «Математические ступеньки»
4. Оформление информационного стенда для родителей.
2 этап – Реализация проекта
1. Игровая деятельность
Дидактические игры:
«Составь число», «Примеров много- \ответ один», «Пропущенные числа», «Перевертыши».
2. Настольные игры:
«Кубики знаний», «Что к чему».
3. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием :
«Магазин» - упражнять в пересчитывании и отсчитывании предметов и условных
обозначений в пределах 10;
«Цирк» - закрепить знания о счете; «Зоопарк» - создание практической необходимости в сравнении рядом стоящих чисел в пределах 10, установление связи и отношений между ними.
4. Создание совместно всеми участниками проекта многофункционального дидактического пособия «Писанная торба» - воспитанники вместе с родителями дома придумывали чем наполнить чудо- коробочку и каждый ребёнок внё с свою лепту в создание новой игрушки: кто-то принёс необходимый материал, а кто-то придумывал задания и игры.
В итоге ребята предложили наполнить игрушку набором пуговиц разной формы (круглые, квадратные, овальные разных размеров, а также крупными пуговицами с разным количеством отверстий (2, 4) – можно определить на ощупь форму, размер и т. д. Также дети предложили разные ленты различные по ширине, по длине, разных цветовых оттенков и фактуры. По ходу пополнения необычной коробочки, ребята придумали интересные задания:
1) разложи полоски по длине (от самой короткой до самой длиной,
2) найди 2, 3 полоски, одинаковые по длине,
3) разложи по ширине (от самой узкой до самой широкой,
5) сколько раз в ленте поместится условная мерка,
6) с помощью какой условной мерки можно разделить ленты на 2, 3, 4 равные части,
7) изготовить условную мерку, равную 2, 3, 4 частям ленты,
8) выложить узор внутри широкой ленты,
9) соотнести концы кусочков от единой ленты для её воссоздания.
5. Компьютерные игры на развитие математических способностей в индивидуальной работе.
6. Дидактические, пальчиковые, подвижные игры математического содержания :
«Найди квадрат», «Одинаковые домики». «Мозаика», «Блоки Дьенеша», «Посчитаем, поиграем», «Прогулка по городу», «Больше-меньше», «Картотека игр на развитие восприятие цвета», «Форма и цвет», «Геометрическое лото», «Нарисуй треугольник ниткой», «Помоги кошке добраться до мышки», «Помоги мышонку», «Геометрические дорожки», «Подбери рукавички», «Поймай рыбку», «Телевизор», «Привяжи к шарам ниточку».
Подвижные игры с движением, математические логоритмики.
Заучивание стихов: С. Маршак "Веселый счет", заучивание считалок, стихов, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта.
Игры-аттракционы ИКТ: «Логическая математика», «Дидактические игры по математике», «Найди 10 отличий» и др.
А также занимательные вопросы, задачи-шутки, математические сказки, пословицы и поговорки, лабиринты, логические концовки, математические КВНы.
7. Игры и задания с логическими блоками Дьенеша и палочками Кьюизенера.
Данные игры помогают развитию познавательных способностей у детей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами, решению конкретных задач индивидуальной работы с детьми, совершенствованию математических представлений. В ходе воспитательного процесса я проводила четкую и последовательную работу по формированию игровых навыков. В результате в выборе игр дети часто проявляют самостоятельность, исходя из развивающихся у них потребностей, интересов. В ходе игры они приобщаются к сложному интеллектуальному труду. Дети играют индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. От усвоения правил и игровых действий в заданном в игре виде дети переходят к придумыванию новых вариантов игр, проявлению творчества.
3 этап – Презентация проекта
Развлечение «Математический турнир»
Пополнение многофункционального пособия по математике «Писанная торба» предлагаемыми детьми материалами (камешки, бисер, верёвочки, ленты).
Обобщение материалов проекта.
Работа с родителями:
Выпуск папок-передвижек «Весёлые цифры», «Геометрические фигуры», индивидуальные беседы, семинар- практикум «Математика вокруг нас»
Ожидаемый результат:
Проект предоставляет возможность проявить на практике знания, фантазию, творчество, сформировать у детей стойкий интерес к математической деятельности. Закрепить знания о математических понятиях, применяя которые в разных видах деятельности, ребёнок может создать что-то новое.
Проявляя инициативу, интерес к играм, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения, учатся логически мыслить.
Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с ОНР с помощью занимательного материала.
Полученные результаты:
Констатация положительной динамики проявления интереса к математике, конструкторских умений и навыков у детей.
Улучшение операций логического мышления (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, абстрагирование).
Повышение педагогической грамотности и заинтересованности родителей в формировании математических представлений у детей.
Оформлен центр занимательной математики.