Мария Белякова
НОД по речевому развитию в средней группе «Няка Олдушка сась инжекс» (Кукла Олдушка приехала в гости)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Обучать детей эрзянской разговорной речи, добиваться правильного произношения слов. Воспитывать интерес к языку, желание разговаривать на эрзянском языке; активизировать изученные слова, названия животных. Закрепить знания детей о родном городе (название города, основные достопримечательности). Развивать интерес к своему городу. Воспитывать чувство товарищества.
Методические приемы : беседа, рассказывание стихотворения, дидактические игра «Назови себя», физкультминутка «Мы по городу гуляем».
Публикация «НОД по речевому развитию в средней группе „Няка Олдушка сась инжекс“ (Кукла Олдушка приехала в гости)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Материал и оборудование: игрушка кукла - мордовочка, мячик, иллюстрации диких животных, фотографии достопримечательностей города.
Предварительная работа: Беседы о родном крае, рассматривание альбомов. Разучивание народных игр. Знакомство с мордовским-эрзянским фольклором: калядки, считалки, дразнилки.
Дети сидят полукругом.
В: - Шумбратадо, эйкакшт!
Здравствуйте, дети!
Д: - Шумбратадо!
(Стук в дверь)
Воспитатель: - Эйкакшт, давайте посмотрим, кто к нам стучится в дверь.
Воспитатель: - Эйкакшт, к нам в гости из далёкого эрзянского села приехала няка (кукла) Олдушка, она хочет с вами познакомиться.
Кукла : - Шумбратадо, эйкакшт!
Дети: - Шумбрат, Олдушка!
Воспитатель: - Няка Олдушка хочет с каждым из вас познакомиться (Воспитатель подходит с куклой к каждому ребёнку).
Кукла : - Монь лемем Олда!
Кода тонь леметь? Меня зовут Олда, а как тебя зовут?
Дети: - Монь лемем Ксюша. Монь лемем Коля…
Воспитатель: - Олдушка принесла в подарок вам красивый мяч, чтобы мы поиграли в игру «Назови себя»
Д/и «Назови себя» (с мячиком) Дети встают в круг. Воспитатель с куклой встают в центр круга. Кукла бросает мяч и спрашивает: - Тон кие? Ответ: -Мон тейтерька, мон цёрыне…
Воспитатель: - Няка Олда очень рада, что познакомилась с вами, теперь у неё много друзей: девочек- тейтернеть и мальчиков-цёрынеть.
Эйкакшт, няка Олдушка приехала из далёкого эрзянского села Баево, вокруг которого растёт лес. В лесу живут дикие животные. Давайте вспомним как они переводятся на эрзянский язык:
-заяц - нумоло,
-лиса -ривезь,
-волк -верьгиз,
-еж -сель,
-медведь -овто,
-белка -ур,
-разные птицы -нармунть.
Воспитатель: - Вот такая Родина Олды.
Няке Олдушке хочется посмотреть, где живём мы.
Садись, Олда, на стул и послушай наш рассказ.
Воспитатель: - Дети, как называется наша страна?
Ответы детей: Россия.
Воспитатель: - Как называется наша республика?
Ответы детей: Мордовия.
Воспитатель: - А как называется город, в котором мы живём?
Ответы детей: Саранск.
Воспитатель: - Правильно, ребята. Молодцы. Саранск- это и есть наша малая Родина. Мы её очень любим. Саранск – красивый и чистый город. В нём живёт много людей. А вокруг Саранска растут леса и текут реки.
Родина – это там, где мы родились и где мы живём.
Посмотрите внимательно на фотографии (воспитатель показывает изображения достопримечательностей Саранска).
Воспитатель: - Что изображено на этой фотографии?
Ответы детей: Мордовский национальный драматический театр.
Воспитатель: - Скажите мне, а что изображено здесь?
Ответы детей: Музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи.
Воспитатель: -Молодцы. А это фотография вам всем известна.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно – это наш парк, все вы его узнали. Расскажите, что вы делали в парке?
Ответы детей.
Воспитатель: - А теперь посмотрите на еще одну фотографию и скажите мне, что изображено на ней?
Ответы детей.
Воспитатель: - Это место тоже многим вам знакомо – это Детский центр театра и кино «Крошка». Сюда вы ходите с родителями смотреть кукольный спектакль.
Воспитатель: - В нашем городе есть очень много красивых мест, которыми мы гордимся, а сейчас давайте с вами немного отдохнем.
Физкультминутка: П/и «Мы по городу гуляем»
Мы по городу гуляем – дети шагают на месте.
Мы свой город изучаем – поворот головы: вправо – влево.
Справа есть высокий дом - поднимают правую руку.
Обойдём его кругом – поворот вокруг себя.
Слева домик ниже - левую руку вниз.
Подойдём к нему поближе - шагают на месте.
Ну, а это сад родной, очень весело нам в нем - руки «куполом» над головой и приседают.
Воспитатель: - Молодцы! А теперь посмотрите на последнюю фотографию (воспитатель показывает фотографию с изображением детского сада).
Воспитатель: - Узнали, что это за здание?
Ответы детей.
Воспитатель: - Правильно, это наш любимый детский сад!
Воспитатель: - Дети, сегодня мы с вами рассматривали знакомые нам места, все это находится в нашем городе – Саранске. Саранск – это место где мы с вами живем и растем – это наша маленькая Родина, место, где мы родились. Послушай, Олдушка стихотворение, какое наши дети знают о Родине.
Ребё нок:
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья
И тропинка и лесок
В поле каждый колосок
Речка, небо голубое-
Это всё моё родное,
Это родина моя
Всех люблю на свете я!
Кукла : - Спасибо вам, что вы приняли меня в свою группу, познакомились со мной, рассказали о своей Родине. Мне с вами было очень интересно, но мне пора домой в своё село. Я расскажу своим знакомым и друзьям, что в городе Саранске в детском саду №97 дети умеют разговаривать на эрзянском языке.
Вастомазонок, эйкакшт!
Ответы детей: - Вастомазонок, няка!