Наталья Силантьева
НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «В гости к старичку Лесовичку»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Мотивировать детей к составлению сюжетного рассказа по моделям схемам, последовательно излагая свои мысли;
2. Создать ситуацию для придумывания кличек животных по их характерным особенностям внешнего вида, используя сложные слова;
3. Формировать способность образовывать имена прилагательные и подбирать определения для характеристики предметов;
4. Способствовать возникновению интереса у детей к отгадыванию загадок на осеннюю тематику;
5. Активизировать в речи детей сложноподчиненные конструкции предложений;
6. Развивать речевую активность, воображение;
Публикация «НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе „В гости к старичку Лесовичку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесовичок. В гостях у старичка-лесовичка
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
7. Воспитывать любовь к родной природе.
Словарь: обеспечить узнавание детьми значение слов «листопад», «багряный».
Оборудование: большой конверт с письмом от старичка-Лесовичка, два комплекта осенних листьев разных пород деревьев из картона, фланелеграф, модели-схемы, пенек, макет березки с осенними листьями, игрушка – бибабо Заяц, костюм Лесовичка, корзинка с яблоками, аудиозапись в ритме вальса.
Предварительная работа: составление сюжетных и описательных рассказов по моделям – схемам; проигрывание дидактических игр «Загадки и отгадки», «К названному дереву беги!»; наблюдение на прогулке за деревьями; выполнение дидактических упражнений «Доскажи предложение», «Придумай кличку животному»; рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы, репродукций картин русских художников Левитана «Осень в лесу», Васнецова «Золотая осень»; проведение беседы о лесе.
Ход занятия:
Воспитатель: -Ребята! Сегодня к нам в детский сад пришло письмо. На нем написано: «Детский сад «Журавлик», детям седьмой группы». Давайте посмотрим, от кого оно (Открывает письмо). А письмо это от Старичка – Лесовичка. И вот что он пишет: «Дорогие ребята! Я очень люблю получать письма от детей. Мне присылают их со всей России. В них дети рассказывают о том, где бывали, что видали. Совсем недавно я получил письмо от девочки Маши и мальчика Вани, но ни чего из него я не понял, потому что дети прислали мне письмо в рисунках. Наверное, они еще маленькие и не умеют писать. Я слышал, что вы – умные и сообразительные ребята. Не могли бы вы мне помочь разгадать, что хотели рассказать в своем письме Ваня и Маша? Если вы согласны, то приглашаю вас в свой осенний лес. С осенним приветом, Старичок – Лесовичок». И приписка: «Если вы хотите побыстрее ко мне попасть, скажите волшебные слова: «Вокруг себя покружись – в осеннем лесу очутись!» И вы окажетесь в осеннем лесу». (Дети произносят «волшебные слова» кружатся вокруг себя).
Воспитатель: Ну, вот мы и в осеннем лесу. Смотрите – на опушке леса нас кто-то встречает. Давайте подойдем поближе. (На пеньке находят куклу – бибабо Зайчиху).
Здравствуй, мама Зайчиха! А почему ты такая грустная? (Кукла – бибабо «шепчет» на ухо воспитателю).
Воспитатель: Ребята, я немножко понимаю язык зверей, поэтому расскажу, о чем поведала мне мама Зайчиха. Зайчиха сказала, что у нее шестеро зайчат, но она никак не может придумать им имена. Что же нам делать, ребята? Ответы детей.
Хорошо, ребята, давайте ей поможем!
(Воспитатель обращается к кукле бибабо). Не огорчайся, мама Зайчиха! Наши ребята сообразительные и находчивые и обязательно помогут придумать клички твоим зайчатам. Только расскажи, какие они у тебя. (Проводится игра «Придумай кличку зайчонку»)
Зайчиха: У одного моего зайчонка быстрые лапки.
Воспитатель: Как можно назвать зайчонка с быстрыми лапками? Ответы детей.
Зайчиха: У второго – лопоухие и длинные уши. Ответы детей.
У третьего – большие глаза. Ответы детей.
У четвертого – долгие пятки. Ответы детей.
У пятого – острый нос. Ответы детей.
У шестого – серая шерстка, а на боку белое пятно. Ответы детей.
Зайчиха: Спасибо вам, ребята! Теперь я знаю, как назвать своих зайчат. Поскачу и порадую их новыми кличками.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А посмотрите вокруг, как красиво в осеннем лесу! Подскажите, какие деревья можно повстречать в лесу? Ответы детей. Деревья стоят в осеннем наряде: золотые березки, багряные осинки, зеленые дубы. Давайте сядем на пеньки и немножко отдохнем.
Воспитатель: Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Высокой пышною стеной
Стоит над светлою поляной
А для чего люди ходят в лес?
Ответы детей. (воспитатель добивается полных ответов)
Воспитатель (обращает внимание на березку) : Ребята, подскажите, что это за дерево? Ответы детей. Вы правы, посмотрите, какая она красивая! Наша березка не простая, а с загадками. Наверное, их прислал нам Лесовичок. Давайте попробуем их отгадать.
Снова листья пожелтели, снова кружатся, летят.
Каждой осенью в природе происходит …. (листопад)
Много рук, а нога одна. (Дерево)
Слетают с ветки золотые монетки (Листья)
Листья желтые летят, под ногами шелестят.
Солнце уж не припекает. Когда это бывает? (Осенью)
Всюду бусы – ягоды зреют по лесам.
Что это за дерево? Догадайся сам. (Рябина)
Ответы детей.
Воспитатель: Сообразительные вы, ребята! Отгадали все загадки Лесовичка! А посмотрите, сколько у нас под ногами разноцветных листьев – настоящий пестрый ковер. Давайте возьмем по одному листочку и попробуем отгадать, с какого он дерева.
Ответы детей.
Воспитатель: Рассмотрите свой листочек. Какими красивыми словами можно сказать про него?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас давайте под музыку станцуем со своими листочками. Как только я скажу «Раз, два, три – свой листочек бери!», вы должны найти своему листочку пару на этой осенней полянке. (Проводится динамическая пауза. Дети делают произвольные движения под музыку. С окончанием музыки находят пару своему листочку.)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какой осенний подарок можно сделать из собранных вами листочков, чтобы украсить нашу группу? Ответы детей.
Вы правы. а теперь соберем букет из этих красивых листьев и после возвращения в детский сад украсим им нашу групповую комнату. (Дети собирают букет, отдают воспитателю, садятся на стульчики)
Появляется Старичок – Лесовичок
Лесовичок : Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы пришли ко мне и согласились помочь. А вот и письмо, про которое я вам рассказывал. (На фланелеграфе в определенной последовательности расположены моделихсхемы составления сюжетного рассказа. Дети рассматривают их).
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем по этим рисункам догадаться, о чем хотели рассказать Лесовичку маленькие Маша и Ваня. Один из вас начнет рассказ, другой - продолжит, а третий – завершит его. Дети по очереди составляют рассказ по моделям-схемам.
Примерный рассказ: Был солнечный день. Маша и Ваня вместе с мамой пошли в лес. В лесу было очень красиво. Деревья стояли в разноцветном осеннем наряде. Тихо падали листья. Дети собрали большой красивый букет. На дубе в дупле они увидели рыжую белочку. На сучках она развесила свои запасы на зиму : грибы, орехи. Под березкой дети нашли большой гриб. Довольные и радостные все вернулись домой.
Лесовичок : Спасибо, дети! Теперь я знаю, о чем мне хотели рассказать маленькие Маша и Ваня. Ваш рассказ мне так понравился, что мне захотелось послушать его еще раз. (по желанию один ребенок рассказывает рассказ полностью. Лесовичок хвалит ребенка).
Лесовичок : А за то, что вы мне помогли, я угощу вас своими вкусными дикими лесными яблочками. (Дает корзину с яблоками)
Воспитатель: Ребята, давайте поблагодарим Лесовичка за угощение. Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, у Лесовичка осенью в лесу много дел, да и нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся со старичком-Лесовичком и произнесем волшебные слова (Дети прощаются с Лесовичком, произносят «волшебные слова», кружатся).
Воспитатель: Ну вот мы и побывали в осеннем лесу, полюбовались его красотой, помогли Старичку – Лесовичку и маме – Зайчихе. Скажите, вам понравилось наше путешествие? А кому что больше понравилось? Что вам больше запомнилось? (Ответы детей)
Воспитатель хвалит детей за активность и старание на образовательной деятельности.