Самойлова Олеся Петровна
ННОД по развитию связной речи «Необычное путешествие» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие связной речи детей через пересказ текста с использованием опорных картинок, обогащение словарного запаса. Совершенствование диалогической формы речи. Развитие экологического мышления и творческого воображения. Развитие познавательного интереса.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты;
- чтение энциклопедии об Антарктиде;
Публикация «ННОД по развитию связной речи „Необычное путешествие“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- дидактические игры «Кто где живет», «Зоологическое лото», «Какой? Какая? Какие?»;
- аппликация, рисование, лепка на тему «Пингвины».
Оборудование и материалы:
- географическая карта, глобус, посылка, яйцо пингвина, кусок голубой ткани, сети, картинки с изображением морских животных, схема строения птицы, опорные картинки в форме льдинок, детский костюм пингвина, аудиосопровождение: «Шум моря», «Ветер», «Возвращение».
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, сегодня я на почте получила посылку. Давайте ее откроем. Что в ней?
-Яйцо.
- Интересно, чье оно? (Предположения детей).
- Скажите, ребята, а кто откладывают яйца?
Дети:
- Яйца откладывают птицы, змеи, черепахи.
- Еще яйца откладывают ящерица и крокодил.
-Скажите, ребята, а для чего все они откладывают яйца? (Ответы детей).
Воспитатель:
Домик круглый, домик белый,
И на вид вполне он целый.
Когда же треснул, наконец,
На волю выскочил птенец!
Появляется ребенок в костюме пингвина:
-Я недавно из яйца, и похож я на птенца.
Что за птица моя мать?
Где ее мне отыскать?
Я не гусь и не павлин.
Догадайтесь! Я.
Дети:
- Пингвин.
Воспитатель:
- Давайте дадим ему имя.
Дети придумывают имя для пингвина.
Воспитатель:
- Итак, мы вспомнили, что разные животные могут появиться из яйца. А пингвин это птица или животное? Давайте рассмотрим схему строения птиц.
Дети:
1) У всех птиц есть голова, где расположены глаза и острый клюв.
2) У них есть туловище, покрытое перьями.
3) На туловище расположены крылья
4) У птиц две лапки и один хвост.
5) Все птицы откладывают яйца.
Воспитатель:
- Какой мы можем сделать вывод?
Дети:
- Пингвин - это птица, потому что у него есть крылья, клюв, туловище, покрытое перьями, две лапки, хвост, он появляется из яйца.
- Сейчас нам Маша расскажет про этих удивительных птиц.
Сообщение ребенка «Пингвины» : Пингвины – это морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, а летать не умеют. Крылья у них есть, но они не для полётов, а для плавания. Поэтому их называют водоплавающими птицами. Пингвины очень любят плавать, а когда выходят на сушу их тело остаётся сухим и они не мерзнут на морозе. В самый разгар морозов самка пингвина откладывает одно яйцо. Затем отец – пингвин берёт яйцо и прячет его в жировую складку на брюшке. Он держит его в лапах – ластах 2 месяца, почти не двигаясь. Всё это время пингвин ничего не ест и живёт только за счет жира, который он накопил за лето.
Но вот появляется птенец и теперь его воспитанием занимается мама. Но это длится не долго. Как только пингвинёнок встанет на ножки, его отправляют в пингвиний детский сад. Там они учатся быть сильными, ловкими, проворными. Ведь у пингвинов то же есть враги: на суше – чайки – поморники, а в воде морские леопарды и касатки.
Воспитатель:
- А теперь вернемся к нашему пингвиненку. Кто его папа? Кто мама (Папа- пингвин, мама- самка пингвина).
Воспитатель:
- Для того чтобы узнать, где они живут, нужно собрать скорлупки в целое яйцо.
Яйцо заскрипело и затрещало,
И вмиг все скорлупки свои растеряло.
Если скорлупки в яйцо соберем,
Место узнаем и карту прочтешь.
Воспитатель:
- Ребята, кто из вас может сказать, какой материк изображен на карте? (Ответы детей).
Воспитатель:
Антарктида, Антарктида,
Холодна ты даже с виду.
Ты на глобусе цветном
Ледяным лежишь пятном.
Воспитатель:
- Давайте на географической карте найдем Антарктиду. На каком полюсе он находится? (Ответы детей).
Воспитатель:
- А каким цветом она обозначена? (Ответы детей).
Воспитатель:
- Как вы думаете, почему белый цвет? (Ответы детей).
Воспитатель:
- Ребята, я предлагаю вам вместе с пингвиненком отправиться на Южный полюс. Давайте закроем глаза. Звуки моря.
Воспитатель:
- Ребята, смотрите, а в море расставлены сети, в которые попали разные его обитатели. Как мы им поможем? (Освободим и отпустим обратно в море).
Дидактическая игра «Назови ласково». Вам нужно назвать ласково морских жителей и отпустить в море.
Воспитатель:
- Молодцы, а для того, чтобы морские жители не попадались в сети, давайте поставим здесь экологический знак: «Ловля рыбы сетями запрещена!»
-Ну а нам нужно спешить в Антарктиду. Давайте закроем глаза. Шум ветра.
Как же холодно в Антарктиде!
Мы с вами идем вперед,
Очень удивляемся:
Слева - лед и справа - лед,
Даже перед нами лед.
Где же он кончается?
Сообщение Никиты «Антарктида» : Антарктида – это настоящая ледяная пустыня, самое холодное место на нашей планете. Температура воздуха опускается до 80 градусов. Там никогда не бывает теплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идёт снег, и метут метели.
Там о лете не слыхали,
Там согреешься едва ли
Он не мал и не велик этот снежный материк.
Воспитатель:
- Чтобы мы не замерзли, давайте выполним следующие упражнения.
Физкультминутка:
По ледяной пустыне
Мама- пингвин идёт. (идут медленно в вразвалочку)
За нею пингвинята
Торопятся вперёд. (идут быстрее в вразвалочку)
Трещит мороз жестокий, (обнимают себя руками)
Повсюду снег и лёд. (повороты с вытянутой рукой)
Бегут, спешат пингвины, (руки прижать к туловищу)
Им виден путь едва. (вглядываются вдаль)
Над ними тихо кружит полярная сова. (машут руками)
Воспитатель:
-Ой, я вижу какие-то льдинки. Ребята, давайте присядем с вами. Сейчас я прочту вам рассказ, а вы придумайте ему название. Закройте глазки и представьте то, о чем я буду читать.
Первое чтение:
Наш ледокол проплывал по северному морю вдоль заснеженных берегов. Там моряки заметили множество силуэтов, похожих на человечков. Это были пингвины. Игривые птицы, как солдатики, ныряли в воду и дружно выныривали на каменистый берег. На большом булыжнике лежала доска. Она то и дело подпрыгивала от того, что озорные пингвины пробегали по ней и топали лапкой. Притопнут и убегают. Так они веселились до самой темноты.
Сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Отвечай быстро». Я быстро задаю вопрос, а вы говорите ответ.
-Мимо чего проплывал ледокол?
-Кто заметил пингвинов?
-Какие пингвины? (игривые, весёлые, как человечки)
- Что умеют делать пингвины? (плавать, нырять, бегать, кричать, танцевать)
-На чём танцевали пингвины?
-Где лежала доска?
-Как долго танцевали пингвины? (до самой темноты)
-А теперь скажите как можно назвать этот рассказ? (ответы детей)
-Сейчас я буду читать рассказ во второй раз, а вы будете переворачивать льдинки.
Второе чтение. Ребенок- помощник переворачивает льдинки, на которых расположены опорные картинки.
Игра «Трудные слова»
- Скажите, что означает слово? - «пробежать» (быстро бежать, «нырять» (прыгать в воду, «выныривать» (выглядывать из под воды, «каменистый» (весь берег усыпан маленькими и большими камнями, «булыжник» (огромный камень, ледокол (большой корабль, который колет лёд впереди себя, чтобы можно было плыть)
-Третье чтение рассказа.
-А сейчас я предлагаю вам пересказать этот рассказ, используя опорные картинки, которые вам в этом помогут.
Перессказ рассказа детьми.
Воспитатель:
-А сейчас, ребята, давайте попрощаемся с нашим пингвиненком.
Предлагаю вам поиграть в игру "Пожелание пингвиненку".(дети по цепочке говорят пожелания пингвиненку)
Воспитатель:
-А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза. Звучит музыка.
Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки.
-Скажите, где вы сегодня побывали?
-Что вам больше всего запомнилось?
-Вам было сложно?
-Спасибо за ответы!
- Вот мы и дома. Наше необычное путешествие в Антарктиду закончилось. Сейчас я предлагаю вам нарисовать рисунки о нашем путешествии.